Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2900) 11 апреля 2013 г.

ПУШКИН И СОВРЕМЕННОСТЬ

В.Е. Накоряков, академик

Иллюстрация

В последние годы в России начинают потихоньку появляться дворянские, казаческие, купеческие сообщества, возрождается интерес к более детальному знакомству с историей страны, возникает понимание, что без знания прошлого человек не станет патриотом своей Родины. Такие образы рождаются под влиянием великой литературы, выдающимся представителем которой был гениальный поэт и писатель, драматург, историк, выдающийся представитель дворянской интеллигенции Александр Сергеевич Пушкин.

Карлом Ясперсом, виднейшим мыслителем& ХХ века, было введено понятие «осевого времени», исчисляемого последним тысячелетием до Нового времени. В это время происходил переход от многобожия к единобожию, и в результате появились иудаизм, христианство, индуизм, буддизм, развились конфуцианство и даосизм.

Поразительное различие в религиях, обусловленное разными климатическими и историческими условиями, породило абсолютно различное отношение и к техническому прогрессу. У народов «белой расы» их будущее определялось преимущественно техническим прогрессом. Бурный технический прогресс давал возможность не только выживать, но и покорять весь мир, выкачивая из той же Индии, Китая и Америки их богатства. Христианство в целом и поздние формы протестантства стали фундаментом стремления к наживе, быстрому обогащению и быстрому освоению новой техники — такой как паровая машина и другие виды энергомашиностроения и так далее, вплоть до перехода в мир информатики. В мире ведущих стран уже строят новое общество — общество знаний и информационное общество. Однако при этом произошла потеря интереса большей части населения к духовным ценностям и многим видам искусств. Возник шоу-бизнес.

В доиндустриальное время в российском дворянстве господствовал приоритет культуры. Культуру генерировала дворянская интеллигенция. Вплоть до революции прослойка творческой интеллигенции в России концентрировалась в дворянской среде, в верхнем слое промышленников, купечества, духовенства и образованных людей других классов. По мнению большинства обществоведов-культурологов, дворянская творческая интеллигенция началась с Пушкина и включала в себя Толстого, Лермонтова, Тургенева, Гоголя, Гончарова, Достоевского, Баратынского, Загоскина, Аксакова, Григоровича, Фета, Тютчева, Некрасова. В конце девятнадцатого века родилась мощная прослойка писателей из духовенства, купечества, мещанской среды: Мамин-Сибиряк, Успенский, Чехов, Горький, Андреев.

С Пушкина начался восход отечественной культуры и выход её на мировой уровень. Во всех библиотеках мира, на всех языках вы найдете и Пушкина, и Толстого, и Достоевского, и Тургенева, и Чехова, и Пастернака, и Булгакова, и Солженицына, и Бродского. Но для каждого из великих всегда стоял на первом месте гений Пушкина.

Пушкин по существу родил русскую литературу во всех её видах и русский язык. Современный литературный русский язык и язык Пушкина — это один и тот же язык. Любое его произведение можно читать и перечитывать. При каждом перечитывании или прослушивании поражаешься широте познания этого гения. Он был знаком с основами экономики — учением Адама Смита, знал учения современных философов — Дидро и других и, конечно же, современную литературу.

Для меня сравнение Пушкина с Байроном, как это делают в Англии, — невероятно. Пушкин опубликовал несколько тысяч стихотворений и четырнадцать поэм, шесть трагедий и так далее. Влияние его драматургии на русскую театральную культуру также громадно. И сейчас потрясает опера «Борис Годунов» с музыкой Мусоргского. Опера «Евгений Онегин» не сходит со сцен всего мира. Оперы и балеты ставили по всем его большим поэтическим произведениям, начиная с оперы «Руслан и Людмила» и до «Бахчисарайского фонтана». «Пиковая дама» обнажила ложность и порочность стремления к быстрому обогащению любой ценой. Влияние на классическую музыку оказали практически все формы пушкинского творчества.

У меня лично возникает хотя бы раз в год желание перечитать или переслушать всю его прозу. Абсолютными шедеврами для меня являются все произведения из сборника «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Поражает их современность. Легко себе представить как из «Выстрела» можно сделать ремейк на тему мести. Из «Гробовщика» — фильм ужасов, а из «Барышни-крестьянки» и «Метели» — мелодраму.

Удивительна также его историческая проза. Многие представляют себе личность Пушкина как гениального ветреника, у которого стихи рождались сами по себе. Историю Пугачёвского бунта Александр Сергеевич писал несколько лет. Он работал в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Оренбурга, городках и поселках Башкирии, которые он посетил и где пытался понять психологию яицких казаков, башкир и других представителей коренного населения. На основе этого громадного материала, кроме «Истории Пугачёва», им создана гениальная историческая повесть «Капитанская дочка». На её страницах во плоти возникают провинциальные дворяне с их преданностью государству, их благородством и верностью долгу.

Пушкин в своих произведениях, конечно, поэтизировал жизнь дворян, и лишь в последнем шедевре — «Дубровском» — возник Троекуров как классический образ провинциального деспота, пренебрегающего всеми религиозными и моральными принципами. В «Дубровском» Александр Сергеевич создал впервые в русской литературе романтического героя-мстителя, любимого крестьянами, чем-то напоминающего Робин Гуда. Благородный разбойник из дворян появится ещё и в"Мёртвых душах" Гоголя. Это капитан Копейкин, герой Отечественной войны, который мстит чиновничеству за бюрократизм и презрение к его воинским заслугам.

Последние несколько лет жизни Пушкин был официальным историографом Николая Первого. По поручению императора он должен был создать художественное произведение, воспевающее Петра Первого как великого предка. Пётр Первый всегда занимал в мыслях Александра Сергеевича огромное место. Пушкин был классическим западником, воспитанным на воспоминаниях и рассказах о блестящем походе российских войск в Европу. Глубокие знания французской и немецкой литературы родили его философию о необходимости слияния с европейской культурой на основе сохранения русского самосознания и русской народности. Его уважение к культурным достижениям человечества и Европы не было идолопоклонством. Он считал и писал, что внутренняя духовная сила России обогатит духовностью меркантильный мир Европы.

Нельзя закрывать глаза на то, что Пушкин непрерывно трудился не только ради самовыражения, но и потому, что всегда был в долгах. Он взялся исполнять обязанности официального историографа в значительной степени потому, что его долг к этому времени достиг тридцати тысяч рублей. У историографа было жалование в десяток тысяч рублей, и это сильно помогало Александру Сергеевичу. Эта работа давала ему доступ к архивам. Работоспособность Пушкина может быть осознана только при прочтении его заготовок к его произведению «Арап Петра Великого» и к роману о Петре Первом. Личный архив Александра Сергеевича по созданию этих произведений включает в себя тысячи выписок и разных документов: писем, статей, воспоминаний разных людей. Из подготовленного материала возникает великий Пётр как мощный преобразователь — «мастеровой всея Руси», как охарактеризовал его Пушкин. Александр Сергеевич идеализировал образ великого преобразователя. У Пушкина нет и намека на его жестокость, удивительное стремление изменить внешний облик российской армии, боярства и дворянства.

Пушкин писал все свои произведения, включая и сказки, всегда ориентируясь на воспитание российского патриотизма у наших детей. И только по этой причине любому русского человеку нужно читать и перечитывать Пушкина.

Какую роль может сыграть А. С. Пушкин в жизни России сейчас?

Коренным образом после революции в России изменилась в худшую сторону мораль всех слоев общества. Исчезла дворянская интеллигенция, основными чертами морали которой были благородство, уважение друг к другу, верность слову. По крайней мере, это был тот идеал, который преподавали в гимназиях, училищах и так далее. Этому же учила и литература.

В сталинские времена под интеллигенцией стали понимать просто людей, получивших высшее образование, а страной правила партийная и советская элита. Творческая интеллигенция работала в условиях жёсткого контроля и задыхалась в объятиях власти.

В нынешнее время быстро нарастает прослойка бюрократов, в том числе корпоративных бюрократов, судейских, всесильных сотрудников силовых структур.

На фоне ощутимого интереса к фундаментальным и естественным наукам развиваются и настораживающие процессы. Я был обескуражен тем, что информатика позволила брать из внешней памяти «пережёванную» и обесцвеченную информацию очень легко и быстро — «рыбка ловится без труда». Возможность знакомства с любым литературным произведением парадоксально сказалась на потере реального интереса к литературе всех жанров. Теряется интерес и к другим видам искусства: изобразительному, серьёзной музыке. Происходит стремительная декультуризация народа. Параллельно в философском понимании сути человеческого прогресса роль культуры выдвигается на первое место. Имеется в виду культура в общем смысле этого слова, включающая в себя менталитет народа, религию, все виды искусств и науку.

Воссозданию класса настоящей творческой интеллигенции, созданию площадок для их общения могут помочь имена наших великих предков, таких как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой и так далее, великих композиторов, музыкантов, учёных и художников.

Для восстановления духовности в обществе необходимы идеалы, кумиры. Недавно в ток-шоу Познера великий оперный певец Хворостовский, отвечая на вопрос ведущего, с кем бы из великих предков он хотел бы встретиться, после секундного обдумывания ответил: «С Пушкиным, конечно».

Пушкина нужно просто читать и воспринимать его как глубоко русского поэта, писателя и историка, поддерживая свой моральный уровень и воспитывая на его творчестве детей и внуков.

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?21+676+1