Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 16 (2901) 18 апреля 2013 г.

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В новосибирском Академгородке 9 апреля состоялось заседание Координационного совета по промышленной и научно-технической политике Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), на котором рассмотрен один из ключевых вопросов инновационной деятельности — «О совершенствовании механизмов промышленного освоения разработок, создаваемых в организациях Сибирского отделения РАН». Председателем Совета является губернатор и председатель Правительства Омской области В. И. Назаров.

Г.А. Сапожников, д.ф.-м.н.,
М.И. Ананич, к.т.н.,
Б.И. Ивлев, к.т.н.

Знакомство членов Совета и приглашённых с достижениями СО РАН, многочисленные встречи с учёными, содержательная часть докладов на заседании Совета были посвящены историям успеха, проблемам и возможным путям их решения, включая меры по развитию правовых, экономических и управленческих механизмов, стимулирующих разработку и производство конкурентоспособной инновационной продукции, развитию спроса на инновации, формированию и реализации технологических кластеров на основе межрегиональной и технологической интеграции, системе подготовки кадров, современной инфраструктуре инновационной деятельности.

Иллюстрация
В Президиуме Координационного совета МАСС.

Председатель СО РАН академик А. Л. Асеев представил цикл результатов фундаментальных исследований СО РАН и их практическое применение, обозначив, в частности, условия, способствующие развитию инновационной деятельности:

— наличие крупных высокотехнологических финансово-успешных компаний мирового уровня — лидеров технологического развития;

— выполнение принципов венчурного финансирования при квалифицированной и гласной экспертизе;

— решение проблемы вовлечения в рыночный оборот интеллектуальной собственности;

— возрождение инженерии (отраслевой науки, инжиниринга): экспериментальной, продукционной, адаптационной, серийной и сервисной;

— создание комфортной образовательной, научной и инновационной среды, формирование стратегических целей инновационного развития и позитивного общественного мнения.

Этот доклад достаточно удачно дополнили конкретными примерами и решениями член-корр. РАН В. А. Лихолобов — по опыту и перспективам продвижения инновационных разработок Омского научного центра СО РАН, В. В. Жильцов — по кластеру высокотехнологичного машиностроения, С. А. Харитонов и О. В. Медведко — по реализации кластеров «Силовая электроника Сибири» и «Керамические материалы». Инноваторы, соответственно, из Кемерово и Бийска поделились опытом, проблемами и предложениями по развитию горного машиностроения (чл.—корр. РАН В. И. Клишин) и биофармацевтики (Д. А. Белоусов.). И. В. Сорокин рассказал о деятельности и развитии Технопарка новосибирского Академгородка. В заключение академик В. В. Кулешов с системных позиций обозначил ряд вопросов по динамике развития промышленного производства в Сибирском федеральном округе и, в частности, предложил проработать вопрос о создании инновационной госкорпорации Сибири.

Иллюстрация
2011 г., делегация Республики Татарстан в Выставочном центре СО РАН: на переднем плане губернатор Новосибирской области В.А. Юрченко, президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, пояснения даёт Г.А. Сапожников.

Многочисленные встречи и обсуждения, а главное — многолетний личный опыт побудили авторов статьи поделиться системными соображениями по поводу развития инновационных процессов. С одной стороны, приятно, что тема инноваций последнее время рассматривается на всех уровнях, но имеется и элемент «печали» — категория инноваций порой превращается в «моду» и пустословие. Причём громче всех и больше всех говорят люди, слабо разбирающиеся в сложных нелинейных процессах инновационной деятельности, и нередко смотрят на деятельность учёных абсолютно потребительски, а не с партнерских позиций.

Необходимо чётко понимать, что ощутимые, прорывные успехи в сфере инноваций будут достигнуты лишь при условии одновременного решения ряда системных взаимосвязанных задач на основе синергетических подходов. В истории нашего государства можно назвать немало примеров подобных успешных решений. Достаточно назвать фамилии таких выдающихся учёных, организаторов науки и научно- технологической деятельности как И. В. Курчатов, С. П. Королёв, М. А. Лаврентьев. Наш Академгородок в Новосибирске — достойный тому пример.

Несмотря на то, что в последние годы вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический и государственный уровень (рекомендуем, например, познакомиться с распоряжением Правительства РФ 08.12.2011 г. № 2227-р, которым утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года), тема модернизации и инноваций, включая повышение инновационной активности и эффективности работы промышленных предприятий, создание конкурентной среды, стимулирующей использование высокотехнологичных инноваций, развитие эффективного взаимодействия науки, образования, бизнеса и власти, наращивание доли негосударственного финансирования сектора исследований и разработок, продолжает оставаться крайне актуальной. Причём, одной из ключевых проблем является низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура («перекос» в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок при не худших показателях по цене и качеству). Эти и другие тенденции определяют необходимость концентрации усилий основных участников процесса на решение нескольких основных проблем.

1. Человеческий потенциал, начиная от качественного базового образования по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям, которые создают основу для эффективной инновационной системы, особенно в промышленном производстве. При этом кроме качества образования значительную роль для инновационного развития играет инновационная (технопарковая) идеология, формируемые у человека жизненные установки, модели поведения, которые должны способствовать распространению инноваций в экономике, социальной и общественной жизни. Ключевыми позициями здесь являются — мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска.

2. Бизнес. К сожалению, восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера всё ещё остается низкой. Мала доля предприятий, инвестирующих в освоение новых технологий и прорывных разработок. Достаточно низка не только доля инновационно активных предприятий, но и уровень организации управления инновациями на предприятиях, их затрат на НИОКР, технологические инновации и переподготовку кадров. Кроме того, отмечается доминирование заимствования готовых технологий, а не создание радикальных нововведений и новых технологий.

3. Наука. По масштабам своего исследовательского сектора Сибирское отделение РАН занимает одно из ведущих мест в стране и в мире. Однако для повышения эффективности его деятельности в инновационной сфере требуется более интенсивное развитие научно-лабораторной базы, привлечение госкапвложений в развитие экспериментальной базы и создание установок национального масштаба, необходимо обеспечить полноправное участие научных организаций в гособоронзаказе, требуются более энергичные меры по преодолению разрыва поколений, сформировавшегося в российской науке в 1990х гг., обеспечению учёных и специалистов, в первую очередь молодых, комфортабельным жильём и др.

4. Государство. Несмотря на значительный масштаб предпринятых в последние годы государством, в том числе субъектами Федерации, мер по поддержке инновационной деятельности, полностью переломить сложившиеся негативные тенденции пока не удалось. В первую очередь, это выражается в недостаточном объёме финансирования научной и инновационной сферы, требует развития система государственных закупок (как нормативной базы, так и сложившейся практики), способствующая доступу инновационной продукции в систему госзаказа. Необходимо предпринять дополнительные меры по повышению качества взаимодействия основных участников (бизнеса, науки, государства, общества) формирования и реализации государственной политики и развитию инструментов частно-государственного партнёрства.

Отдельной проблемой является достаточно слабая «приспособленность» системы государственной статистики к целям управления инновационным развитием. Актуальное представление о состоянии и тенденциях развития в инновационной сфере в настоящее время можно составить преимущественно по результатам опросов и обследований, которые проводятся не систематически и в основном по инициативе субъектов Российской Федерации, в том числе МАСС (на сайте Ассоциации имеется соответствующая информация), общественных организаций и частных компаний. Актуальными являются вопросы улучшения инвестиционного климата, комфортности ведения бизнеса в сфере инноваций, преодоления административных барьеров, улучшения качества налогового и таможенного регулирования.

5. Инфраструктура. Инфраструктура инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации за последние десять лет в целом получила заметное развитие. В Сибирском регионе при поддержке государства созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры — технопарки в Новосибирской области (Новосибирск, Кольцово), Кемерово, Красноярске, Иркутске, Тюмени, Якутске, технико-внедренческая особая экономическая зона в Томске, статус наукограда получили Кольцово и Бийск, созданы десятки бизнес-инкубаторов, инновационных центров, центров развития инновационных компетенций в вузах, центров коллективного пользования оборудованием, созданы кластеры информационных и биотехнологий в Томской, Новосибирской областях, Алтайском крае и т.д. В то же время, эффективность использования инфраструктуры остается пока на недостаточном уровне. Прежде всего она ограничена определенной стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний и не используется в полной мере, в том числе учреждениями науки, образования, исполнительными органами государственной и муниципальной власти, промышленными предприятиями.

Представляемая модель региональной инновационной экономики в значительной степени построена на основе опыта правительства (администрации) Новосибирской области и партнёров за последние 10–15 лет. При этом, естественно, использовался опыт коллег из федеральных министерств и ведомств, корпораций, других регионов России и достижений ведущих мировых инновационных центров.

Типовая модель инновационной экономики в первую очередь должна характеризоваться средой, в которой человеческий капитал, наука, образование, бизнес, власть и другие участники инновационного сегмента имеют возможность эффективно взаимодействовать, достигая поставленные цели, максимально используя нормативную и правовую базу гражданского общества для достижения положительных синергетических эффектов (самоорганизации). Этому, естественно, должна способствовать интеллектуальная, законодательная, социальная, инвестиционная обстановка страны, конкретного региона и муниципального образования.

Целью инновационной политики региона является диверсификация и рост конкурентоспособности региональной экономики на основе ускоренного развития науки, профессионального образования, высокотехнологичных отраслей производства и социальной сферы, и как следствие, улучшение качества жизни населения. Среди основных задач выделяются: 1) создание правовых, экономических и управленческих механизмов стимулирования развития науки и производства конкурентоспособной инновационной продукции и услуг; 2) развитие социальной сферы, обеспечивающей благоприятные условия жизнедеятельности инновационного комплекса; 3) подготовка научных и инженерных кадров, менеджеров инновационного бизнеса; 4) формирование и реализация крупных технологических кластеров, проектов и программ на основе прорывных научных достижений и высоких технологий; 5) формирование и развитие современной инфраструктуры инновационной деятельности, включая создание технопарковых структур в научных городках, институтах, университетах и на промышленных предприятиях; 6) развитие межрегионального и международного научно-технического сотрудничества, совместной деятельности с крупными отечественными и зарубежными корпорациями, научными и инновационными центрами; 7) популяризация достижений науки и технологий, формирование позитивного общественного мнения.

С учётом выше представленного, предлагается выделить следующие основные разделы в структуре региональной инновационной экономики:

1. Независимые центры мониторинга ситуации и анализа информации (как возможный элемент электронного правительства) для отслеживания динамики развития науки, образования, инновационных компаний, реализации крупных программ и проектов, технологических и(или) региональных кластеров, инвестиционного климата и др. Центры могут создаваться различными структурами, в том числе совместно с органами государственной и муниципальной власти. При этом принимаемые решения основываются не на отдельных примерах и частных мнениях, а на единообразной, регулярно обновляемой и достаточной информации (данные госстатистики, целевые показатели, экспертные оценки, социологические опросы) о ситуации.

2. Центр форсайта, регулярно актуализирующий «дорожные карты» региона, в том числе учитывающие отечественные и мировые тренды. В форсайте принимают участие все заинтересованные участники, поэтому возникает необходимость в создании общей системной площадки, на базе которой и организуется процесс формирования и запуска проектов. Центр служит для сведения в одном месте всех результатов форсайта в регионе, их сверки с отечественными и мировыми трендами, организации обратной связи с заинтересованными специалистами и компаниями, публикации материалов по динамике изменений базовых параметров инновационной системы.

3. Механизмы выявления и предъявления спроса на инновационную продукцию со стороны органов государственной и муниципальной власти, отраслей промышленности, социальной сферы и других сфер деятельности. При этом естественно используются данные мониторинга и форсайта, экспертиз и профессионального маркетинга, в том числе выделяются «узкие места», избавление от которых создает возможность увеличить прибыльность бизнеса или эффективно использовать средства государственного и муниципального бюджета.

4. Наука. Система генерации знаний и эффективного их использования является ключевой составляющей для инновационного развития. Здесь приоритет за научными и инженерными школами мирового уровня, способными генерировать конкурентоспособные научные идеи, разработки и прорывные технологии. При этом научные городки, крупные научные, инжиниринговые и (или) образовательные центры являются системными интеграторами при формировании (совместно с промышленными предприятиями, технопарками, особыми экономическими зонами) технологических кластеров и программ, в поиске и развитии новых рынков или их сегментов на инновационную продукцию (услуги). А регионы (особенно промышленные и богатые природными ресурсами), которые не обладают значительным научным потенциалом, активно вовлекаются в процесс формирования целевого заказа на научные исследования, разработки и технологии.

5. Профессиональное образование. Формирование навыков творческого мышления (креативность, изобретательность, проектное и маркетинговое мышление и др.) начинается с семьи, школы и дошкольного образования с последующим развитием компетенций на всех этапах обучения и самообразования. Ключевая ответственность здесь за властью, за педагогом всех уровней образования, за ведущими научными и инженерными школами. В этом процессе важна постоянная актуализация образовательных программ и соответствующая подготовка и переподготовка педагогов с целью эффективного освоения новых достижений фундаментальной и прикладной науки, формирования нового мышления, ориентированного на способность человека создавать новые знания и управлять ими. В целом, на основе нового мышления формируется и развивается инновационная культура, как производителей инноваций, так и потребителей инновационных продуктов (услуг), при этом должна развиваться система непрерывного образования человека («образование через всю жизнь», в том числе с участием внутрифирменных структур).

6. Производственные отрасли экономики. Условно можно выделить (при соответствующем технологическом аудите предприятий) пять уровней инновационного развития предприятия (компании): организационная и управленческая; рыночная; модернизация производства без принципиальных изменений технологий; технологическое обновление производства; высокотехнологическое производство. Для пятого уровня характерно наличие крупных компаний с внутрифирменной наукой, инновационной активностью, сильной кооперации с партнерами, включая кластерное объединение и систему аутсорсинга с малыми и средними фирмами, существенный экспортный потенциал, приоритет на создание продукции (услуг) с принципиально новым качеством. Важнейшим элементом здесь является развитие (совместно с федеральным центром) системы технического регулирования, замена устаревших регламентов и стандартов, упрощение процедур сертификации, упрощение механизмов передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданной при государственной поддержке и др.

7. Технопарки, особые экономические зоны (ОЭЗ) — специализированные центры трансфера преимущественно прорывных разработок и новых технологий. При формировании и развитии «технологического коридора» научные городки, крупные научные центры, институты, университеты и предприятия являются системными партнерами технопарков и ОЭЗ.

8. Бизнес-инкубаторы — специально организованные центры (в технопарках, особых экономических зонах, наукоградах, институтах, университетах, предприятиях) для начинающих инновационных компаний, где помимо стандартных услуг по аренде помещений и оборудования, в том числе с компенсацией части затрат из средств государственного или муниципального бюджетов, оказываются дополнительные сервисы (консалтинг, бухучёт и д.р.). Как правило, предъявляются особые требования к скорости роста компании и возможному сроку деятельности компании в бизнес-инкубаторе.

9. Инжиниринговые центры (экспериментальные, продукционные, адапционные, серийные, сервисные) и центры оборудования (исследовательские, технологические, диагностические). Для создания прорывных инновационных разработок и технологий требуется наличие и доступность современного научного и технологического оборудования, соответствующего передовому отечественному и мировому уровню. Многие участники, особенно начинающие, инновационной деятельности не обладают достаточными ресурсами (финансовыми, организационными) для квалифицированного инжиниринга, приобретения и использования указанного оборудования. Задача, в частности, решается за счёт создания инжиниринговых центров (конструкторских бюро, отраслевых НИИ), центров коллективного пользования и специальных центров оборудования, которые предоставляют услуги всем желающим на понятных и приемлемых условиях. Для стартующих компаний на конкурсной основе осуществляется компенсация части затрат из средств государственного или муниципального бюджета.

Необходимым этапом создания инновационной разработки является изготовление единичных образцов — прототипов для последующих испытаний и работы с потенциальным инвестором. Универсальные и контрактные производства (с возможным участием центров прототипирования и субконтрактации) обеспечивают выпуск прототипов и пробных партий с учетом стандартов без существенного роста себестоимости (по этому разделу Новосибирск имеет прекрасный практический опыт).

10. Инвестиционные фонды и система государственной поддержки. Нередко инновационные проекты обладают повышенными рисками неудачи и слабо обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами. Проблема может быть решена с участием инвестиционных фондов, которые обеспечивают приемлемый для инвестора финансовый результат за счёт одновременного инвестирования нескольких инновационных проектов, когда прибыль от успешного проекта покрывает затраты на неудачные проекты.

Данные фонды делятся на несколько типов, включая: а) «посевное финансирование» — осуществляются небольшие (обычно до $ 10000) инвестиции в первый этап проекта (разработка прототипа), как правило контроль над проектом остается у инициатора; б) «венчурное финансирование» — осуществляются более крупные инвестиции в этап перехода от прототипа к первой коммерческой партии продукции; обычно условием финансирования является получение контроля над реализацией проекта; в) «стратегическое финансирование» — осуществляются инвестиции в проекты, успешно прошедшие стадию стартапа и превратившиеся в регулярный бизнес; г) органы государственной и муниципальной власти преимущественно на условиях софинансирования с заинтересованными партнёрами (госкорпорации, крупные высокотехнологичные компании, инвесторы) формируют фонды развития инновационного предпринимательства и инфраструктуры, поддержки творческой молодёжи, ипотечного кредитования и др.; д) система государственного воздействия с целью активизации инновационной деятельности должна использовать синтез разных видов инструментов: государственные заказы, протекционная политика, таможенная политика, налоговая политика, лизинг, амортизация, «открытые» инновации, кластеры, особые экономические зоны, технопарки.

11. «Бизнес-ангелы» — предприниматели, имеющие успешный опыт в инновационной сфере, сформировавшие собственное состояние за счёт предыдущих проектов и желающие перейти на новый качественный уровень инвестиционной деятельности. Они лично отбирают проекты начинающих предпринимателей, обеспечивают консультационными и финансовыми ресурсами, а также нередко инвестируют в собственную сферу деятельности, являются возможным последующим партнером инвестиционным фондам.

12. «Мягкая инфраструктура» — наличие аутсорсинговых компаний, оказывающих услуги инновационным компаниям в следующих областях: маркетинг; бухучёт и аудит; оценка материальной и интеллектуальной собственности; патентование изобретений и технологий; курсы переобучения.

13. «Жёсткая инфраструктура» — условия комфортного жизнеобеспечения специалистов, компаний инновационного бизнеса и их партнеров: современное и разнообразное, особенно молодым специалистам, жильё, сфера комфортного проживания (образование, медицина, транспорт, правопорядок и др.) и высокий уровень досуга (культура, спорт, центры познания и семейного отдыха). Мобильная связь и интернет, а также транспортная доступность до мировых и российских центров науки и высоких технологий, рынков сбыта продукции (услуг) содействуют обеспечению эффективной коммуникации.

14. Экспертные сообщества по ключевым направлениям научной, инновационной и инвестиционной деятельности. Необходимым условием проведения форсайта и организации успешной коммуникации между сообществами является наличие квалифицированных экспертов, обладающих опытом и глубокими знаниями инновационной и инвестиционной деятельности, способных конструктивно описать текущую ситуацию, прогнозировать направления развития системы и формулировать основные тенденции и перспективы её развития в зависимости от сложившихся и потенциально возможных условий.

15. Коммуникационные площадки для специализированных мероприятий. Одним из условий развития научной, инновационной и инвестиционной деятельности является регулярная и профессиональная коммуникация между заинтересованными представителями различных сообществ. Основными площадками для коммуникации являются регулярные конференции, семинары, симпозиумы, съезды, форумы, биржи контактов, выставки, информационные сети трансфера технологий. Существенную роль здесь исполняют научные сообщества, технопарки, общественные и деловые организации, регулярные коммуникации внутри сообщества за счёт выпуска, например, специализированных изданий, формирование информационных баз данных и баз знаний, проведение целевых мероприятий, формирующих личные и профессиональные отношения между участниками и их партнёрами.

16. Механизмы выхода на внешние рынки, как в России, так и за рубеж. Инновационная экономика, предполагающая в первую очередь прорывные разработки и технологии (особенно для регионов Сибири в силу суровых климатических условий и большого транспортного «плеча»), по сути своей является мировой. Успех обеспечивается преимущественно за счёт включения в мировое или отечественное распределение труда, для чего необходим доступ к мировым коммуникационным площадкам, а также механизмам патентования и продвижения разработок и технологий в различных странах. Участие в мировых проектах требует унификации и упрощения таможенного режима в отношении участников инновационного сектора.

17. Механизмы развития нормативно-правовой базы. Инновационная экономика подразумевает появление постоянных изменений, не только в технологических, но и в законодательных, организационных, управленческих формах, системе частно-государственного партнерства. Для устранения возникающих противоречий новых форм с существующим законодательством должны формироваться механизмы фиксации возникающих противоречий и их устранения в рамках законотворческих процедур.

18. Система оказания услуг населению в сфере инновационной деятельности реализуется в технопарковых структурах, региональных многофункциональных центрах и других специализированных центрах.

19. Средства массовой информации, в том числе электронные сетевые средства, профессионально освещают ситуацию сегмента науки, образования и инноваций, что содействует процессу восприятия и освоения инноваций для жителей региона, страны и потенциальных зарубежных партнеров. СМИ сообщают жителям региона о достигнутых результатах, успехах и проблемах, о планах по ключевым направлениям развития инновационной деятельности, а также обеспечивают публикацию целевых результатов форсайта. Позитивное общественное мнение, приток новых людей в сферу науки и инноваций, в частности, обеспечивается за счёт массового распространения «историй успеха», состоявшихся в науке и инновационной сфере деятельности. И совершенно естественно, что активная пропаганда научно-технических достижений и инновационного предпринимательства содействует наращиванию человеческого потенциала региона и повышает восприимчивость населения к инновациям.

Авторы благодарят многочисленных единомышленников, совместно с которыми выстраивались элементы представленной модели: Г. Н. Кулипанова, Ф. А. Кузнецова, В. М. Фомина, Ю. И. Шокина, В. А. Козлова, В. А. Шкурупия, Н. В. Пустового, А. П. Карпика, Н. Г. Красникова, В. А. Воронова, А. Н. Ремённого, И. С. Голосова, В. Б. Охотникова, М. П. Перельройзена, С. А. Харитонова, С. И. Шаплова, Д. Б. Верховода, И. В. Сорокина, А. А. Гана и многих, многих других.

Фото В. Новикова

стр. 6-7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+677+1