Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 17 (2902) 25 апреля 2013 г.

ПРЕМИЯ ИМЕНИ Н. Е. ЖУКОВСКОГО —
В ИТПМ!

Ещё ни один новый самолёт не поднялся в воздух без огромного количества предварительных испытаний в аэродинамических трубах. При этом, однако, возникает проблема — если полёт в атмосфере происходит, как правило, в относительно спокойных условиях, то в трубе всегда есть пульсации, которые нужно учесть, если получится — устранить и обязательно свести к минимуму при проектировании новых аэродинамических труб. В Институте теоретической и прикладной механики СО РАН прекрасно умеют эти задачи решать. Знак высокого признания заслуг коллектива — премия им. Н. А. Жуковского 2012 года.

Лауреатами премии им. проф. Н. Е. Жуковского II степени за работу «Исследование нестационарных процессов в аэродинамических трубах» названы:

Иллюстрация
Д.т.н. В.А. Лебига и к.-ф-м.н. В.Н. Зиновьев — лауреаты премии им. Н.А. Жуковского.

Лебига Вадим Аксентьевич (ИТПМ им. C. A. Христиановича СО РАН, исполнительный директор Международного центра аэрофизических исследований, д.т.н., профессор),

Зиновьев Виталий Николаевич (ИТПМ СО РАН им. C. A. Христиановича, старший научный сотрудник, к.ф.-м.н.),

Босняков Сергей Михайлович (ЦАГИ им. проф. Н. Е. Жуковского, заместитель начальника НИО-1, д.т.н.),

Иванов Александр Игоревич (ЦАГИ им. проф. Н. Е. Жуковского, зав. лабораторией, к.ф.-м.н., доцент).

Всем лауреатам вручены дипломы и нагрудные медали, сepeбряной нacтольной медалью им. пpoф. H. E. Жуковского награждён проф. В. А. Лебига.

Премия им. Н. Е. Жуковского за лучшие работы по теории авиации была учреждена 2 декабря 1920 года постановлением Совета Народных Комиссаров «в ознаменование пятидесятилетия научной деятельности профессора Н. Е. Жуковского».

Иллюстрация

10 октября 1940 года постановлением СНК «О премиях имени профессора Н. Е. Жуковского за лучшие работы по аэродинамике» проведение конкурса было возложено на Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Одним из лауреатов премии за 1940 год был С. А. Христианович, имя которого сегодня носит ИТПМ СО РАН.

После войны, 11 января 1947 года в связи со 100-летием со дня рождения Н. Е. Жуковского решением Совета Министров СССР были учреждены две премии и две медали его имени и возобновлено их присуждение. С 2005 года решением жюри присуждается третья премия и бронзовая медаль с целью поощрения выдающихся учебных пособий по авиационным дисциплинам.

Начиная с 2009 года в дополнение к традиционным настольным медалям лауреатам вручаются нагрудные знаки.

Исследования нестационарностей течений необходимы по разным причинам: снижение или, если это невозможно, учёт уровня пульсаций с целью уменьшения их влияния на исследуемые процессы в аэродинамических установках и приближения условий экспериментов к натурным при полёте в атмосфере. Одной из важных целей является также создание перспективных «виртуальных» аэродинамических труб, в которых вычислительными методами можно моделировать физические эксперименты в аэродинамических трубах. Важна и информация о так называемых фоновых пульсациях в рабочих частях — для фундаментальных исследований таких явлений как переход течения к турбулентному в пограничном слое и отрыв потока на моделях, оказывающих значительное влияние на аэродинамические характеристики летательных аппаратов.

Иллюстрация
В.А. Лебига и В.Н. Зиновьев у трансзвуковой аэродинамической трубы Т-325М ИТПМ СО РАН, на которой был проведён огромный объём экспериментальных работ, вылившийся в итоге в престижную премию.

В ИТПМ разработана уникальная аппаратура и развиты методики исследования, позволяющие с помощью термоанемометрии измерить и разделить все типы пульсаций в сжимаемых потоках — турбулентность, температурную неоднородность и акустику. Работы, удостоенные престижной премии, выполнены как в собственных аэродинамических трубах ИТПМ СО РАН, так и в зарубежных центрах — трансзвуковой криогенной аэродинамической трубе в Кёльне, аэродинамической трубе в исследовательском центре университета Чен Гун на Тайване. Созданные в ИТПМ технологии измерения пульсаций привлекли внимание и научно-производственных объединений, таких как ОАО «Авиадвигатель» (г.Пермь).

Изучены разные типы нестационарностей — относительно мелкомасштабная турбулентность и температурная неоднородность, сносимые потоком; акустические возмущения, порождаемые главным образом на стенках рабочей части, низкочастотные пульсации, вызванные особенностями конструкции аэродинамических труб с проницаемыми стенками и др.

Практически все полученные результаты необходимо учитывать при проектировании новых и модернизации имеющихся аэродинамических труб, в особенности тех, в которых возможно моделирование условий полёта — натурных чисел Маха и Рейнольдса, так как влияние фоновых пульсаций на аэродинамические характеристики, получаемые в экспериментальных установках, может быть значительным.

И, конечно, обязательно нужно сказать о работах коллег — проведенные в ЦАГИ эксперименты, помимо информации об уровнях и структуре неоднородностей потока в ряде аэродинамических труб, выявили наличие крупномасштабных вихревых структур высокой интенсивности в трансзвуковых рабочих частях, что было подтверждено вычислительными методами. Эти исследования создают предпосылки для реализации концепции «виртуальной» аэродинамической трубы, что может привести к значительному уменьшению объёма дорогостоящих экспериментальных работ, сокращению времени поисковых и параметрических исследований.

Соб. инф.
Фото В. Новикова

стр. 1, 4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+678+1