Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 34-35 (2919-2920) 5 сентября 2013 г.

Я ВСПОМНЮ О ШКОЛЕ В НОЧНОЙ ТИШИНЕ,
В НЕЙ КАЖДЫЙ БЫЛ — ЧУТОЧКУ ГЕНИЙ...

Это строчки из стихотворения Павла Никитина, выпускника 1990 г., занявшее 1-e место в конкурсе стихов к 50-летию ФМШ.

Новосибирской физико-математической школе — ФМШ НГУ — исполнилось 50 лет. Она была создана 23 августа 1963 года по инициативе председателя Сибирского отделения Академии наук СССР академика Михаила Алексеевича Лаврентьева и его сподвижников, став начальным звеном триединой системы подготовки кадров для науки: школа — университет — Академия наук. Первую лекцию для учеников ФМШ прочитал член-корреспондент АН СССР Алексей Андреевич Ляпунов, выдающийся советский математик, один из основоположников кибернетики.

За полвека Физико-математическую школу закончили около 14 000 одаренных детей-победителей областных олимпиад, все они поступили в вузы и более 70 процентов в НГУ. Каждый четвертый из выпускников — кандидат наук, более 500 докторов наук, 7 членов-корреспондентов и два академика РАН. Многие занимают лидирующие позиции в науке, стоят во главе ведущих научных школ, стали организаторами крупных производств, компаний и банков, ведущими специалистами в сфере управления, финансов и инновационного бизнеса.

В 1988 ФМШ получила статус Специализированного учебно-научного центра, ее преподаватели всегда осуществляли большую методическую работу — создавали новые учебные программы и стандарты, интерактивные средства обучения, многоуровневые учебники (более 50) и учебно-методические пособия по математике, физике, химии, биологии и истории.

23 августа В Академгородке начал свою работу съезд выпускников ФМШ, посвященный 50-летнему юбилею. Наш корреспондент Валентина Михайлова пообщалась с разными категориями участников съезда — директором, преподавателем, выпускниками прошлых лет и сегодняшним физматшкольником.

Эксперимент длиною в полвека

Николай Иванович Яворский, директор ФМШ:

— К 50-летию ФМШ мы готовились долго и серьезно, празднование проходило в два этапа — 21 января, в день фактического открытия ФМШ, был «домашний» праздник, в этот день нас посетил и поздравил полномочный представитель Президента В. А. Толоконский, а 23 августа, когда вышло постановление СМ СССР о создании 4 специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля в Москве, Ленинграде, Новосибирске и Киеве — состоялось официальное торжество. Эта дата ознаменовала новую эпоху в образовании, создав при университетах физико-математические школы-интернаты для одаренных детей.

В этом году наши ребята очень хорошо выступили на всех олимпиадах, завоевав «золото» на международной олимпиаде по химии, показали прекрасные результаты по результатам ЕГЭ — более 200 человек получили по 90 баллов, а 29 — по 100 баллов, такого еще никогда не было. Больше, чем в прошлом году, поступило наших выпускников в НГУ. Летняя школа, уже 52-я, прошла замечательно, в ФМШ зачислено более 400 человек с высоким проходным баллом. В этом году мы открываем экспериментальное трехгодичное обучение в ФМШ, кафедрам пришлось провести большую дополнительную работу по разработке новых программ и учебных планов, но они справились.

— В первые годы своего существования трехгодичное обучение уже ведь было, но от него почему-то отказались?

— Тогда набирали ребят в восьмые, девятые и десятые классы, и отказались от восьмиклассников главным образом потому, что маленькие они еще были, сейчас этой проблемы нет, потому что школы перешли на одиннадцатилетнее обучение и мы набрали, как и прежде, ребят в девятые, десятые классы, и более старших в одиннадцатые. Это решение связано с тем, что в последние годы качество школьной подготовки падает, и одного года, чтобы подтянуть ребят до нужного уровня, недостаточно.

Чем раньше у детей сформируется интерес к науке, тем лучше. Отношение к науке в обществе в настоящее время не способствует появлению мотивации к изучению естественных наук. Огромный информационный поток, новые технологии, интернет — все это отвлекающие факторы. Кроме того, появилось ЕГЭ, и это дополнительная нагрузка, а здоровье все хуже. Мы каждый год делаем мониторинг здоровья ребят и среди них все больше и больше больных, в том числе и серьезно больных. Поэтому несколько лет назад мы приняли решение сделать в ФМШ два направления — физико-математическое и химико-биологическое, чтобы ребятам не тянуть одинаково четыре профилирующих предмета, а позже было решено перейти на трехгодичное обучение.

Фымышата — это навсегда

К подготовке юбилея мы подключили и выпускников, которые выдвинули идею проведения съезда, где можно было бы не только повстречаться и поговорить, но и организовать своеобразный диалог поколений. Нынешние физматшкольники и выпускники прежних лет готовили доклады с анализом обстановки по каждому десятилетию, используя личные впечатления, воспоминания и имеющиеся документы. На съезде они встретились, и после бурных обсуждений было создано пять групп, которые разработали пять разных направлений развития ФМШ в следующие 50 лет. Кроме докладов они представили дорожную карту своей реальной деятельности.

— Какие идеи, вынесенные на обсуждение, вы считаете наиболее интересными и значимыми?

— Передовые технологии в образовании, появившиеся за 50 лет, которые реально интенсифицируют образовательный процесс, в результате чего навыки и умения приобретаются за более короткий срок и являются более прочными. Эти элементы заложены и в новом Законе об образовании. Нам также не хватает так называемой проектной деятельности с реальным результатом в конце проекта. Каждый ученик должен пройти через эту стадию, использовав комплекс знаний, полученных в процессе обучения. Конечно, сами они не смогут ставить задач и реализовать их. Должны появиться наставники, тьюторы, под руководством которых воспитанники будут работать, например, над научно-исследовательскими проектами, проводить эксперименты, получать новые результаты, которыми может пользоваться кто-то другой. Доминирующей у нас будет, конечно, научно-исследовательская компонента, но реально осуществить это можно только при помощи выпускников физматшколы, их деятельности, их компаний, их научно-исследовательских институтов, лабораторий, потому что серьезные задачи должны ставить профессионалы.

— А не будет ли работа над таким проектом в ущерб учебе, ребята в этом возрасте народ увлекающийся?

— Если проект требует комплексных знаний по всем предметам, то не будет. В свое время такой проект осуществил Антон Семенович Макаренко. Его воспитанники, бывшие беспризорники и малолетние преступник, делали реальное дело на уровне мировых стандартов — выпускали фотоаппараты ФЭД, использовав лучшие в те времена технологии. В результате более 70 процентов его выпускников окончили вузы, многие стали кандидатами и докторами наук. Вот что делает увлекательное дело. Этот пример говорит о том, что мы владеем уникальными образовательными технологиями, позволяющими сделать образовательный процесс более эффективным и надо их использовать, а не сидеть на той стадии организации, что и 50 лет назад.

Однако, чтобы начать какую-то деятельность, нужно организовать сообщество, люди должны взаимодействовать друг с другом, и для начала необходимо создать реальную базу данных выпускников. Сделать это непросто, люди они мобильные, разъехались по всему миру. В официальном праздновании юбилея приняли участие несколько сотен выпускников, а в неофициальных встречах — более двух тысяч. Самое главное, что нашлись энтузиасты, которые задумались над тем, как должна развиваться Физматшкола дальше и предложили реальные шаги к осуществлению этих идей. Я надеюсь, что если две-три группы начнут действовать в соответствии со своими дорожными картами, то результат будет просто замечательный. Ведь 14 000 выпускников Физматшколы, умных, талантливых, получивших прекрасное образование — это такая огромнейшая сила, что даже трудно себе представить на что она способна, если будет действовать сообща.

— А теперь хочу спросить вас о приятном — какие подарки получила ФМШ к 50-летию от мэрии г.Новосибирска, администраций Новосибирской области, Советского района, Городского и Областного советов, Сибирского отделения РАН, НГУ, выпускников?

— На торжественном собрании не было первых лиц города и области. Подарки — компьютер, принтеры, картины... Самый значимый подарок — от Сибирского отделения, которое оказало финансовую помощь в ремонте перехода между общежитиями и учебным корпусом и парадного входа в школу, возможно, еще и окна в столовой поменяем. Новосибирский госуниверситет в честь юбилея объявил о создании Фонда поддержки 10 талантливых физматшкольников.

Праздник у нас получился масштабный, провели мы его за счет внутренних ресурсов, но я не жалею об этом. Я не зря говорил про создание сообщества выпускников, если его нет, то и традиции поддержки альма-матер нет. С пиаром, с продвижением образа школы тоже есть проблемы. Сейчас конкурентная среда очень жесткая и прежние методы не работают. Мы по-прежнему считаем, что всем опытом, накопленным за 50 лет работы с одаренными детьми, мы должны делиться. Мы готовы оказывать методическое руководство всеми учителями специализированных классов на территории России, осуществлять подготовку учителей для работы с одаренными детьми, вести дистанционную работу с учителями и учениками, оказывать методическую помощь в организации различных школ, олимпиад, конкурсов — хотелось бы, чтобы каждый учитель знал, что если к нему в класс попал одаренный ребенок, как его учить. Нужна система работы с талантливыми детьми, государственная программа.

В ФМШ нас научили
свободно мыслить и работать

Олег Константинович Бабков, выпускник 1972 г., кандидат физико-математических наук, доцент Уфимского государственного университета:

— Самые лучшие годы моей жизни — это 12 лет, которые я прожил здесь. Приехал в Летнюю школу из Душанбе как победитель математической олимпиады, был зачислен в ФМШ, после окончания школы поступил на ММФ НГУ, дальше аспирантура... Потом пришли 80-е, а с ними многие проблемы. Я был вынужден уехать в Уфу. Но в ФМШ нас учили мыслить, находить выходы из трудных ситуаций, делать дело. Я уже 32 года преподаю математику школьникам, студентам, считаю своим долгом пробуждать и поддерживать жажду знаний у одаренных ребят. Нынешним ФМШатам хочу пожелать, чтобы трудности ими воспринимались как преодолимая преграда, чтобы было четкое понимание проблемы и путей ее решения. Никогда не надо падать духом, но с достоинством нести звание фымышонка.

Андрей Юрьевич Андрусов, выпускник 1990 года, Москва, сотрудник независимой консалтинговой компании «Бранан» (управленческое консультирование, помощь в разработке бизнес-стратегий и т.д.). Окончил ММФ НГУ и параллельно Политехническую школу во Франции. Работал во Франции, Великобритании:

— ФМШ дала мне все — бесконечную энергию, знания, платформу. С 14 лет я стал самостоятельным, научился свободно мыслить и принимать нестандартные решения. Учеба в ФМШ дала мне возможность побывать в США по программе обмена со школой Филлипс, потом, в рамках студенческого обмена, я учился во Франции.

Имея опыт работы за рубежом могу сказать, что там работать комфортнее, в России — интереснее. Здесь игра идет не по правилам, постоянно сталкиваешься со сложными, нестандартными ситуациями, приходится искать выход из них. Хочу пожелать фымышатам держаться вместе, из школьного братства выходят друзья, создаются компании и бизнес. Мы с удовольствием берем на работу выпускников ФМШ, потому что они умные, мыслящие, надежные.

Фаузия Габасовна Сулейманова выпуск 1972 года, окончила ММФ НГУ, работала в Администрации Советского района г. Новосибирска, возглавляла отдел по делам молодежи, культуре и спорту, сейчас декан ФМШ, член творческой инициативной группы по проведению съезда:

— На одном из заседаний в ноябре прошлого года выпускник ФМШ И ММФ НГУ Владимир Дуда предложил провести съезд выпускников. Нашли инициативных людей по каждому выпуску, которые начали разыскивать своих одноклассников. Время шло, и стало понятно, что одним нам не справиться. Тогда мы предложили Совету командиров классов принять участие в подготовке и организации съезда, нашлись добровольцы, которые рассылали персональные обращения к выпускникам, зарегистрированным в базе данных, искали контакты через социальные сети.

Идея заключалась в том, чтобы сами выпускники не просто собрались на юбилей родной ФМШ, а приняли решения по организации сообщества выпускников ФМШ и уже на съезде возникла идея создать Союз выпускников.

На съезде было создано пять команд, каждая из которых разрабатывала свое направление. Обсуждались вопросы создания Союза выпускников, различные аспекты стратегии развития ФМШ, модернизации учебно-воспитательного процесса, дальнейшее развитие самоуправления, сохранение наследия, традиций, передача их последующим поколениям. Наши выпускники пишут, что готовы войти в инициативную группу по формированию сообщества и Союза выпускников и работать дистанционно, это — Елена Глухова (МФТИ), Андрей Андрусов (Москва), Ольга Опритова (она даже из США приезжала на юбилей), Галина Белозерова (Захарова) (преподаватель Липецкого университета), Олег Бабков (доцент Уфимского государственного университета) и другие.

Мы можем внести реальный вклад в жизнь ФМШ

Катя Баталова — учится в ФМШ второй год, приехала из небольшого городка Урай, Ханты-Мансийской автономной области. В школе была олимпиадником, ее приглашали в Югорский физико-математический лицей, в ФМШ Уральского университета, но она считала свою гимназию лучшей, пока не попала в Новосибирскую ЛШ, в Академгородок. Здесь ей так понравилась, что она решила остаться в ФМШ. «Первое время, конечно, было тяжело,— признается Катя,— но потом, когда приехала домой на зимние каникулы, встретилась со своими бывшими одноклассниками, поняла, что разница между ними и фымышатами огромная. Фымышата всегда друг другу помогут, поддержат, в обычной школе такого нет. Уровень подготовки у меня был неплохой, я знала все, кроме химии, но потом понравилась и химия. В итоге я закончила год на отлично, но училась очень много. И так приятно было увидеть в списке победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады по физике свою фамилию, все остальные победители были мальчики.

Когда весной появились объявления о наборе школьников для работы на съезде, я решила попробовать. Весь съезд готовился дистанционно, нас не было в Академгородке, все делалось через интернет.

Задача съезда заключалась не только в том, чтобы обсудить стратегию развития ФМШ, выпускники собрались, чтобы пообщаться, многие не виделись годы и десятилетия. У нас была большая культурная и спортивная программы: праздничный гала-концерт, концерт музыкального клуба ФМШ и вечер классической и джазовой музыки, «посиделки в Интеграле» и встречи у костра; спортивные мероприятия — веселая, бодрящая зарядка и спортивная игра «Большие гонки», эстафеты по настольному теннису и шахматам, соревнования по баскетболу, волейболу, футболу между выпускниками XX и XXI века. С утра все были заняты на разных мероприятиях, а вечерами — участвовали в развлекательных программах. В завершение у нас был вечер бардовской песни, на который собрались все поколения — это было самое запоминающееся для меня мероприятие. У нас есть такая фымышатская традиция — вечером собраться где-нибудь и петь под гитару. Но здесь собрались люди разных поколений и пели песни, которые знают все, это сплотило нас и, надеемся, поможет в дальнейшей работе.

В ФМШ нас научили не бояться высказывать свои идеи, здесь тебя выслушают и поддержат. В редких школах такие партнерские отношения между учителями и учениками реализуются. На съезд выпускники приехали со всего мира, я сама из небольшого городка и вдруг ко мне подходит какой-то взрослый выпускник и говорит, что он тоже из г.Урай, и он был вторым, кто учился в ФМШ, похоже, что я третья.

На днях Рома Князев из 50-го выпуска, который выступал с докладом на съезде — подошел к нам и говорит: «Знаешь, я очень удивлен — мы ведь можем внести реальный вклад в жизнь школы». Это, правда, очень приятно, что нас выслушали и многие наши идеи приняли.

— Главное предназначение свое съезд выполнил, — в завершение беседы добавила Фаузия Сулейманова, — собрал неравнодушных фымышатиков, зарядил учащихся и выпускников энергией для дальнейшей работы и сотрудничества.

Вперед, ФМШ, в новое пятидесятилетие!

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+693+1