Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 7 (2942) 20 февраля 2014 г.

ЭКСПЕРТНАЯ РОЛЬ НАУКИ:
ОТ ИДЕИ — К РЕАЛИЗАЦИИ

Как известно, 15 января Президент России поручил правительству совместно с РАН разработать план мероприятий по экспертному научному обеспечению крупных научно-технических и социально-экономических программ и проектов на среднесрочную перспективу.

Сергей Першуткин, эксперт-консультант

Иллюстрация

Речь идёт о многообещающем документе, который позволит, во-первых, изменить практику разработки и реализации федеральных целевых программ и их качество; во вторых, повысить уровень востребованности научных разработок, в-третьих, выстраивать на системной основе взаимодействие науки и власти, что достаточно важно в условиях реформирования РАН.

С учётом срочного характера этой работы и уже близкого временного рубежа, обозначенного в президентском поручении (1 марта 2014 г.) не приходится рассчитывать на широкую дискуссию, но, пользуясь возможностями межрегионального еженедельника, ряд соображений всё-таки следовало бы высказать, поскольку по своей значимости и роли обозначенные вопросы выходят за рамки академического сообщества к интересам всего научно-экспертного сообщества страны.

Что представляется особо важным, когда начинается обсуждение экспертной роли науки? Пожалуй, понимание того, что реализация этой роли во многом определяется не только самими научными работниками, но и правовыми и социально-психологическими условиями и отношением к научным рекомендациям со стороны руководителей органов власти и даже со стороны конкретных исполнителей.

Специфика данного периода времени в нашей стране в том, что научные разработки во многом являются невостребованными. Можно ли рассчитывать, что за счёт использования административного ресурса и утверждения уже названного плана мероприятий ситуация радикально изменится? Хотелось бы думать, но увы, видится малореальным. Но позитивные изменения, возможны, на наш взгляд, по итогам серии экспертных опросов ряда категорий должностных лиц из министерств и федеральных агентств (например, отвечающих за стратегическое развитее и инновации). Лишь тогда на основе анализа заинтересованности работников власти можно предлагать или не предлагать в их адрес те или иные нововведения и проекты решений.

Таким образом, в готовящийся план можно было бы включить подготовку и проведение серии экспертных опросов федеральных чиновников. Помимо того, на наш взгляд, целесообразно было бы запланировать и специальные опросы ещё двух категорий экспертов: директоров научно-исследовательских институтов (институтов, ранее называвшихся «академическими») и специалистов по аудиту и оценке федеральных целевых программ (такие высоклассные исследователи и аналитики работают в нашей стране, и их мнение в обобщённом виде, пожалуй, может помочь всем нам лучше увидеть существующие потребности и возможные направления научно-экспертной работы).

На наш взгляд, экспертные опросы особо важны потому, что в дальнейшем появится возможность создания формализованной экспертной сети с участием представителей естественно-технических и социально-политических наук, с последующим мониторингом и серией экспертных опросов, c углублённым и разноплановым анализом и интерпретацией полученных результатов, что может быть одним из вариантов ответа на общественную потребность и госзаказ.

Ещё одно наше предложение в готовящийся план касается контент-анализа регламентов работы федеральных органов власти. Благодаря этой социологической методике появится возможность в конкретных цифрах оценить степень сформированности социально-правовых предпосылок, необходимых для научно-экспертной поддержки, что может привести в дальнейшем к включению стимулирующих и обязывающих правовых норм в положения о деятельности министерств и федеральных агентств.

Таким образом, видится необходимым осмысление экспертной тематики с двух сторон — с точки зрения практики и науки. Односторонний подход здесь вряд ли приведет к позитивным изменениям.

Но будет ли учтена социологическая составляющая в большом объёме научно-организационной деятельности, будут ли приняты во внимание возможности социологической экспертизы и социологического мониторинга, покажет время.

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+713+1