Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2949) 10 апреля 2014 г.

ВСЕЛЕННАЯ
БУДУЩИХ ЗВЕЗДОЛЁТЧИКОВ

В Институте ядерной физики СО РАН 1 апреля открылась выставка детской научной иллюстрации.

Мария Горынцева, «НВС»

Художники — дети от четырёх до четырнадцати лет, питомцы легендарного Клуба юных техников (КЮТа), где под руководством педагога Светланы Шендрик они постигают азы рисунка и живописи, а под началом сотрудника ИЯФ Вячеслава Присекина — основы физики и астрономии. Техники разнообразны: масло, акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши цветные и простые, тушь, пастель...

Иллюстрация
Светлана Шендрик и её ученики.
Иллюстрация
Вадим Попов, 7 лет «Луна–16».
Иллюстрация
Аля Попова, 10 лет «Когда плавится металл».
Иллюстрация
Миша Магаев, 8 лет «Лунный автомобиль».
Иллюстрация
Артём Виссман, 12 лет «„Буран“ в борьбе с гравитацией».
Иллюстрация
Алексей Коновалов, 11 лет «Стыковка „Союз“ — „Аполлон“».
Иллюстрация
Макар Резаков, 5 лет «Плутон, Подготовка вездехода».

— Это не картины-фантазии на космическую тему, а научные иллюстрации, — говорит Светлана. — Ребята рисуют картину, а потом Вячеслав проверяет, правильно ли нарисован, например, протуберанец, или подобраны ли цвета для звёзд в соответствии с их спектральным классом. Футуристические фантазии на вольную тему я позволяю лишь изредка.

Сама Светлана рисует столько, сколько себя помнит. Научилась рисовать сама, а когда настал момент выбора профессии, пошла учиться на художественно-графический факультет Новосибирского педагогического института (ныне это Институт искусств Новосибирского педагогического университета). Будучи человеком искусства, Светлана, тем не менее, всю жизнь испытывала восхищение и пиетет перед наукой. Поэтому по окончании учёбы устроилась художником в тогдашний Институт истории, филологии и философии к археологам. Там она проработала много лет в должности ведущего художника. За это время археологи успели получить отдельный институт — ИАЭТ СО РАН.

Прорисовка артефактов была, конечно, увлекательным и важным занятием. Но чего-то Светлане всё равно не хватало. Видимо, живого общения с людьми, передачи им своего опыта. И с 1997 года она начала вести кружки живописи, брать учеников. Но и это не приносило полного удовлетворения. В 2013 году жизнь Светланы сделала крутой поворот. Её всегда интересовала астрономия. Даже ёлку она наряжала, подбирая шарики так, чтобы получилась Солнечная система с планетами, венчая верхушку не пятиконечной звездой или шпилем, а большим жёлтым шаром, который изображал Солнце.

— Однажды в марте 2013 года я смотрела на Полярную звезду со своего любимого места неподалёку от Института гидродинамики. Внезапно меня осенила идея, пришла как озарение: а ведь можно преподавать одновременно и основы живописи, и основы астрономии! Дальше события начали складываться как бы сами собой, и на этой волне 13 сентября того же года я попала на АСТРОНАР. На стадион НГУ выносят астрономические приборы, и сотрудники университета дают всем желающим посмотреть на небесные тела и рассказывают о них. Эта «тротуарная астрономия» служит для популяризации науки о звёздах и собирает много народа. Ушла я оттуда последней почти в час ночи. Я утвердилась в своём решении заниматься астроживописью с детьми, как-то сразу поверила, что я на верном пути, и к октябрю собрала группу, — рассказывает Светлана.

Далее события начали складываться просто «магическим» образом. Видимо, когда человек начинает заниматься чем-то важным для себя, обстоятельства складываются желательным для него образом. Светлана пришла на День открытых дверей в КЮТ, где познакомилась с Вячеславом Присекиным и предложила ему вместе вести уроки. Первый результат обнадёжил, тем более что директор КЮТа, Анатолий Леонидович Дембровский, выслушав художницу, немедленно предложил «брать астрономов за хвост» и начинать уроки астроживописи. Дембровский был первый человек, который сразу же поверил в эту идею, и позже взял Светлану на постоянную работу. Встречу с ним Светлана считает судьбоносной и называет Анатолия Леонидовича своей путеводной звездой.

Живопись начинается с умения нарисовать простейшие фигуры, например, круг. Поэтому ребята учатся таким рутинным вещам как рисование окружности от руки. Пока ещё никто не достиг уровня Джотто, который, как говорят, умел единым взмахом начертать идеальную окружность, но уже больше никто не пытается изобразить планету, обводя стакан, приложенный к листу бумаги. Такие приёмы запрещены. Но не надо думать, что занятия проходят в суровой муштре. Всё-таки ученики — дети, и иногда совсем маленькие. Им нужно переключение внимания, они не могут долго пребывать без движения. Поэтому занятия проходят в форме игры, и ученики вместе с педагогом не только рисуют, но и бегают в коридоре, танцуют, изображают движение светил...

Научно-теоретическую базу обеспечивает Вячеслав, а Светлана думает, как дать научным идеям художественное воплощение. Когда ребёнок заканчивает рисунок, на обороте Вячеслав пишет научный комментарий. Кто-то может подумать, что астрономическая живопись — это скучно и однообразно, что там можно изобразить, особенно если учесть, что заданы довольно жёсткие рамки научной иллюстрации? Но это не так. Можно изображать запуск ракеты, космический корабль на орбите, тени, которые спутники Юпитера отбрасывают на его поверхность, кольца Сатурна со щелью Кассини, но можно также нарисовать и предполагаемую посадку пилотируемого звездолёта на поверхность Меркурия (строго на границе дня и ночи, чтобы не испечься «днём» и не заледенеть «ночью»), жизнь на Марсе глазами юного астронавта, астральные мифологические сюжеты — например, превращение Каллисто в Большую Медведицу, с ревнивой Герой и Зевсом, который тянет бедного зверя за хвост на небеса... Светлана говорит об этом так:

— Я должна учитывать индивидуальность каждого ученика, не только его возраст, но и его склонности и пристрастия. Даже погода иногда играет роль. Поэтому общих тем у нас уже нет — каждый рисует своё.

Так или иначе талантливы все ученики, но по моей просьбе Светлана называет некоторых. Это Макар Резаков (5 лет), Алексей Коновалов (11 лет), Ира Муштина, отличающаяся особой скрупулёзностью, Рома Рахманов, Гриша Грачёв, Вадик Попов, Аня Чугунова, Никита Самохин, Аля Попова, Мирра Глотова, Рудольф Бухгейм (5 лет), Люба Армонова (10 лет), Соня Висящева (13 лет), Ариана Гриднева, Артём Висманн. Их рисунки представлены на выставке в ИЯФ.

У Светланы Шендрик масштабные планы. В первую очередь это книга по научной иллюстрации, точнее, по астроживописи, которую она начала писать, едва идея посетила её. Материал постепенно собирается, только вот времени маловато, потому что учеников много, и в занятия с ними Светлана вкладывает душу. Также планируются открытые уроки в школах — в прошлом году на День космонавтики она провела открытый урок в одной из школ и увидела, какой отклик он вызвал у детей. Есть замысел добавить к астрономической научной иллюстрации также физическую и географическую («Ядерная физика — моя любимая наука, для меня это храм», — говорит Светлана). Есть также идея сделать познавательный мультфильм с использованием детских иллюстраций. Есть приглашение в НГУ на День открытых дверей на Интернеделе.

— Мы также хотим возить наших учеников на познавательные экскурсии. Например, Анатолий Иванович Курбатов, бывший заместителем директора Института археологии и этнографии СО РАН по общим вопросам, обещал организовать выезд на Денисову пещеру, где мы будем проводить астрономические наблюдения и рисовать звёздное небо. Хотелось бы съездить в Иркутск, в обсерваторию. Этим летом Вячеслав вывезет нас в Маслянинский район, где есть пещеры, и там мы будем делать рисунки с натуры. Директор Планетария предлагает сделать выставку ко Дню защиты детей. Ну и, конечно же, хорошо было бы восстановить обсерваторию в самом КЮТе, — делится замыслами Светлана.

Можно только пожелать ей и коллегам исполнения замыслов и мечтаний. Радостно убедиться, что подрастающее поколение не теряет интереса к научному познанию мира и что искусство служит той ступенью, с которой это познание начинается. И нынешние дети, несмотря на компьютерные игры, айфоны и виртуальную реальность, так же, как и предыдущие поколения, полны любопытства к живому миру, который окружает их. И хорошо, что есть старшие, которые могут этот интерес в них поддержать и развить.

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+719+1