Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 20 (2955) 22 мая 2014 г.

О ЛИКВИДАЦИИ ОТХОДОВ БЦБК

В Байкальске 12 мая прошли общественные слушания проектных решений по ликвидации отходов целлюлозно-бумажного комбината.

Г. Киселёва, «НВС»

Иллюстрация

На слушаниях был представлен раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС). В обсуждении приняли участие более 200 человек, в том числе жители Байкальска, представители научного сообщества Приангарья, федеральных контролирующих органов, экологических общественных организаций, компаний, задействованных в разработке проектной документации.

Структура Внешэкономбанка ООО «ВЭБ Инжиниринг», которой поручено проводить эту работу, дала задание химфаку МГУ сделать анализ всех возможных способов утилизации лигнина и шлам-лигнинаа (забыв о сибирских учёных, обладающих и знанием вопроса, и прекрасной аналитической базой, и доступом к мировой литературе). Для более детального «технико-экономического расчета и отработки узлов технологии» выбрали немецкую компанию «Maico-Mannesmann». Компания имеет некоторый опыт работы с различными промышленными отходами. Её небольшое предприятие перерабатывает приблизительно 20 тыс. тонн в год различных сложных отходов целлюлозно-бумажной, нефтедобывающей, газодобывающей промышленности (а в картах-шламоотстойниках БЦБК содержится 6,2 млн тонн очень сложного по составу вещества!).

Разработчики проекта ответили на многочисленные вопросы участников общественных слушаний, выслушали замечания и предложения, которые должны быть учтены при доработке проектной документации. К концу июня проект должен получить заключение экологической экспертизы, ещё через месяц — вердикт Главгосэкспертизы России, после чего на основе проведенного конкурса будет определена подрядная организация, которая уже в этом году сможет приступить к реализации намеченных мероприятий по рекультивации отходов БЦБК.

Я попросила председателя Президиума ИНЦ СО РАН, Председателя общественной палаты Иркутской области академика Игоря Вячеславовича Бычкова поделиться своим мнением о результатах слушаний.

— Хотя на общественных слушаниях ставился вопрос об обсуждении проектов по ликвидации накопленных отходов БЦБК, в основном шлам-лигнина, его надо рассматривать шире и, в принципе, в рамках устранения экологических воздействий необходимо заниматься разборкой и рекультивацией самих промышленных площадок.

Что касается проекта ликвидации шлам-лигнина, он наиболее активно обсуждался и до этого на двух общественных слушаниях и заседании Министерства природных ресурсов Иркутской области. Основное замечание — необходимость проведения дополнительных испытаний на уровне опытно-промышленного производства. Технология, которая предлагается сегодня, прошла апробацию на лабораторном уровне. Для её проведения использовалось очень малое количество лигнина и шлам-лигнина, речь идёт о килограммах — 180 кг одного, 200 кг другого. Понятно, что когда речь пойдет об 1 млн кубометров, то этих знаний явно будет недостаточно. Необходимо подтверждение опытно-промышленными установками, которые показали бы возможность масштабирования того, что нужно сделать.

Во-вторых, все однозначно высказались за необходимость произвести прежде всего селезащиту, вне зависимости от того, когда и какая будет применена технология рекультивации шламонакопителей, как она будет осуществляться. До тех пор, пока не произошла рекультивация шлам—лигнина, мы все находимся под Дамокловым мечом летних ливневых дождей, которые приведут к сходу селей и, соответственно, к разрушению не только автомобильной, но и железной дороги, и, самое главное, к смыву накопленных хлорорганических соединений лигнина в Байкал. Это станет масштабной экологической катастрофой не только России, но и всего мира. Такое бедствие будет в чем-то сродни Чернобылю с точки зрения нанесения экологического урона окружающей среде и такому уникальному объекту как Байкал.

И, в-третьих, с чем тоже все согласились, следует провести мониторинг всего комплекса работ, с момента размещения на промплощадке очистительных агрегатов до мониторинга действия очистительной системы, а это пруд аэратора и другие установки. Если на площадке будет осуществляться обжиг извести, её гашение, необходим контроль воздушной и водной среды. То есть все процессы до начала и в момент рекультивации и, самое главное, после неё должны контролироваться.

Как известно, на картах-накопителях комбината за годы его работы набралось более 6 млн тонн шлам-лигнина, представляющего серьёзную угрозу экологии Байкальской природной территории. Разработчики проекта намерены превратить его в монолитные блоки и оставить на хранение там же на картах, покрыв сверху грунтом. Карты, в которые содержимое закачают, считаются водонепроницаемыми. Но любые внешние осадки будут воздействовать на них, и как себя поведет монолит под воздействием воды, среды внешней и внутренней (в качестве образовательного питательного грунта будут использоваться опилки, а это кислая среда), тоже надо рассматривать. Мы с вами прекрасно знаем, что даже бетон марки М500 и М400 разрушается в воде.

Важный момент — всё, что связано с дальнейшим использованием самих карт. Это не относится непосредственно к данному проекту, но косвенно влияет на него, поскольку очень экономически нецелесообразно все карты, которые будут переработаны, засыпать грунтом, чтобы они заросли за 20–50 лет. Поскольку будет техника, какая-то инфраструктура, надо думать, как использовать часть техники, карт как хозяйствующие объекты. Это может быть некий завод, связанный с рыборазведением, площадка для обслуживания большегрузных автомобилей, некий логистический центр. Надо продумать, какие производства можно создать с использованием имеющихся возможностей. Словом, общее мнение всех участников общественных слушаний, правительства Иркутской области — ответственно подойти к проекту, обеспечению его экологической безопасности, особенно в связи с тем, что он не был представлен на рассмотрение раньше.

Вопросов много, но все убеждены в том, что необходимо предпринять комплекс мер, который бы позволил провести не только рекультивацию, но и попытаться снизить уровень опасности, предусмотреть экологические риски на будущее.

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+725+1