РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Геннадий Сапожников, доктор физико-математических наук,
заместитель главы администрации Новосибирской области
Успех в развитии инновационной деятельности в немалой степени
зависит от взаимодействия работы органов власти всех уровней с
научно-образовательным комплексом. Мы с гордостью говорим, что
сохранили традиции академика М.А.Лаврентьева и его принцип
единства "наука образование технологии". А сейчас следует
укрепить связь "власть наука бизнес".
Поскольку Общее собрание посвящено взаимодействию науки и власти,
в том числе, областной, позвольте кратко сообщить о реальных
шагах по взаимодействию науки и власти и о тех результатах,
которые были достигнуты за последние 1,52 года новой
администрацией Новосибирской области.
Во-первых, сформированы приоритетные направления нашей
научно-технической инновационной политики. Не секрет, что сегодня
существует большой разрыв между высоким научно-техническим
потенциалом и уровнем успешно реализованных в области
инновационных проектов. Что же мешает? Экспертный анализ,
проведенный в Новосибирской области, указывает такие причины:
низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий
экономический риск и длительные сроки окупаемости, проблема
обеспечения кадрами, особенно для технологического и
инновационного менеджмента.
Областным Советом утверждены приоритетные направления научной
деятельности. Их три: "Жизненный цикл, качество жизни и здоровье
населения области", "Научно-технологическое обеспечение
агропромышленного комплекса" и "Новые материалы, технологии,
приборы, машинное оборудование и медицинская техника". Создан
областной научный совет, возглавляемый главой областной
администрации В.Толоконским, создан экспертный научный совет.
Хотелось бы не только экспертировать имеющиеся проекты, но с
помощью этих советов более четко формировать приоритеты,
механизмы и мероприятия по реализации инновационной деятельности
в нашей области.
Принят областной закон о научной деятельности и
научно-технической политике, имеется отдельная строка в бюджете,
направленная на поддержку науки. Имеется закон о государственной
поддержке инновационной деятельности на территории Новосибирской
области, а также постановления главы администрации области по
реализации этого закона. В рамках этого закона, область идет на
государственные гарантии, на понижение кредитной ставки и на
выделение налогового кредита. Существует закон о налоговых
льготах инвесторам, реализующим проекты, прошедшие конкурсный
отбор, и так далее.
Во взаимодействии с научно-образовательным комплексом выделяются
приоритеты, в первую очередь формируются крупные проекты,
закладывающие "сценарность" развития области. Хотелось бы
концентрировать средства по крупным проектам. Недавно на
областном научном совете рассмотрена концепция региональной
межотраслевой программы "Силовая электроника Сибири". В рамках
этой программы должно быть задействовано около 25 заводов
Новосибирска, в том числе завод Химконцентратов, "Север", а также
предприятия г.Северска (Томская область) и Красноярский
горно-химический комбинат. Подписано тройственное соглашение
между Минатомом, администрацией Новосибирской области и СО РАН о
совместной деятельности по реализации данной программы.
Обладминистрация пытается привлекать внебюджетные и бюджетные
средства для решения ряда проблем. В частности, сейчас подводятся
итоги совместного с Российским гуманитарным научным фондом
регионального конкурса. Проводится конкурс на получение именных
стипендий в сфере научной деятельности для молодых ученых,
конкурс администрации на получение именных стипендий для
аспирантов и докторантов и конкурс грантов областной
администрации среди молодых ученых на научные исследования.
Жизнь требует целенаправленной подготовки кадров в сфере
интеллектуальной собственности. Область заключила соглашение с
Роспатентом, второй год оказывается поддержка ГПНТБ по подписке
на издания по международному патентованию. Вышли с предложением
организовать новое образовательное учреждение Сибирский
институт интеллектуальной собственности. Учредителями выступают
Сибирское отделение РАН, Сибирское отделение Академии меднаук и
"Вектор". Это как дополнение к высшему профессиональному
образованию. В ближайшее время активно развернем эту
деятельность.
В плане формирования инновационной деятельности, накоплен
некоторый опыт. Успешно пройдена практически вся цепочка по
реализации и подготовке документов для присвоения статуса
наукограда поселку Кольцово ("Вектор"). Два месяца, как открыли
Инновационный центр в поселке Кольцово в рамках технопарка
"Новосибирск" по гранту ИНТАС. Провели несколько тренингов по
венчурному инвестированию. Идет реализация одного из грантов по
технологическому менеджменту.
Администрация области выступила соучредителем Сибирской
ассоциации компаний в области софтовых технологий
"Сибакадемсофт", вместе с Сибирским отделением РАН, Новосибирским
университетом, технопарком и ведущими компаниями.
Необходимо разработать план мероприятий по развитию инновационной
инфраструктуры, предварительно проведя анализ наших потенциальных
возможностей. Не существует утвержденных на федеральном или
местном уровне форм управления инновационной деятельностью,
научным и инновационным комплексами субъектов Федерации. Ранее
рассматривались концепции и проекты федеральных законов о
технополисах и академгородках, но они не прошли стадию
утверждения. Регламентирована лишь деятельность технопарков на
отдельных территориях соответствующими указами президента и
постановлениями правительства. При этом, основным содержанием
деятельности технопарка, как правило, устанавливается работа с
малыми предприятиями в научно-технической сфере, выпускающими
наукоемкую продукцию в небольших объемах. А для Новосибирского
научного центра сейчас очень важно активное взаимовыгодное
партнерство и сотрудничество технопарка с институтами.
Материалы, представленные в основном докладе, и имеющийся опыт
дают основания утверждать, что, наиболее целесообразной формой
объединения инновационной деятельности научных организаций и
предприятий различных форм собственности для организации выпуска
наукоемкой продукции, востребованной рынком, могут стать
территории научно-технического развития (технополисы) и
инновационно-промышленные комплексы, создаваемые в соответствии с
решениями правительства 1999 года и приказом Миннауки 22 от
1999 года. И здесь Академгородок мог бы стать базовым для
отработки и реализации механизмов управления инновационной и
научно-технической деятельностью на территории Новосибирской
области. Технополис как территория научно-технического развития
не подменяет собой ни государственное регулирование, ни
муниципальное управление, не требует перераспределения власти на
территории, а осуществляет управление функционированием и
развитием территории только в научно-техническом аспекте.
Необходимые условия для создания технополиса у нас есть:
территориальное сосредоточение научно-технического и
образовательного потенциала, соответствующего мировому уровню
развития науки; наличие соответствующей инфраструктуры на
территории (локальная система инженерных и транспортных
сооружений, коммуникаций и т.д.); наличие высокотехнологичных
производственных помещений.
Главными задачами, для решения которых создается технополис,
являются: получение новых знаний в различных областях
естественных, гуманитарных и общественных наук; подготовка
научных кадров высшей квалификации; создание новых
конкурентоспособных наукоемких технологий и образцов техники,
организация их мелкосерийного производства и передача их в
серийное производство.
По первым двум направлениям СО РАН всегда работало на высоком
уровне, а по третьему направлению нужно более активно потрудиться
в части инновационной деятельности и трансфера технологий.
Управлением науки обладминистрации подготовлен проект закона о
государственной поддержке инновационной деятельности на
территории Новосибирской области. Он в стадии доработки и есть
намерение включить в этот закон раздел, устанавливающий
нормативно-правовую базу деятельности технополиса. Важно, чтобы
закон предусматривал поддержку аккредитованных в технополисе
юридических и физических лиц, реализующих инновационные проекты,
а также предприятий, осваивающих и тиражирующих наукоемкую
продукцию, созданную учеными и специалистами в технополисе. В
этом случае, например, конкретную государственную поддержку может
получить Бердский электромеханический завод, который
изготавливает малодозные рентгеновские установки.
Следует четко обосновать экономический и социальный эффект
планируемой деятельности технополиса в результате предоставления
льгот и определить движение полученных средств, направленных на
дальнейшее развитие наукоемких технологий и производств,
поддержание инженерной, коммунальной и социальной инфраструктуры
технополиса. Для этого необходимо разработать концепцию
формирования и, самое главное, план социально-экономического
развития территории научно-технического развития. Работая по
наукограду Кольцово, мы получили огромный опыт в формировании
таких планов. Этим опытом следует воспользоваться. Будущую работу
можно было бы оформить соответствующим грантом и оказать
поддержку коллективу ученых и специалистов, разработчиков этого
плана. План должен содержать такие принципиальные вещи, как
стратегический замысел развития территории, основные направления
развития, включая целевую программу развития
научно-исследовательской сферы, целевую программу развития
производственно-инновационной и предпринимательской сферы, а
также системообразующие инновационные проекты типа "Жилищная и
коммунальная сфера", "Медицина и здравоохранение",
"Технологическое перевооружение предприятий". И обязательно -
бизнес-описание крупных инновационно-образовательных проектов. По
наукограду Кольцово было подготовлено 72 инновационных проекта.
Принятие областного закона будет способствовать активизации
инновационной деятельности. Но необходимо принимать и федеральный
закон по технополису.
Отмечу несколько направлений, требующих активных действий.
Формирование Федерального центра науки и высоких технологий.
Минпромнауки этот механизм запустило, такой статус получил
Всероссийский НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных
ситуаций. В нашей области подготовлены предложения по такому
центру совместно с Институтом катализа и МНТК "Катализатор".
Подготовка кадров для инновационной деятельности. Совместно с
ректорским корпусом составлен план мероприятий, в ближайшее время
начнется его реализация.
Необходимы наработки по созданию структуры инкубации идей фирм.
Победители конкурса инновационных идей могли бы получить рабочие
площади, информационное обеспечение, консультации экспертов,
патентную и юридическую проработку, финансовую поддержку.
Создание современной информационной базы данных по инновационным
проектам. Завершается первый этап работы совместно с
технопарком и по согласованному формату подготовлен первый
вариант данных об инновационных проектах, а также о техзаданиях
по проблемам, требующим промышленной реализации. Предстоит
большая работа и с отраслевыми предприятиями.
Можно указать еще ряд направлений развития инновационной
деятельности, таких как создание нормативно-правовой базы,
привлечение финансовых ресурсов российских и зарубежных фондов и
центров (здесь у Сибирского отделения богатейший опыт),
формирование инновационно-промышленных площадок. Например,
Чкаловский завод и фирма "Сухой" образуют вертикаль корпорации, а
есть предложение строить и горизонталь, Чкаловский завод
ИТПМ СибНИА и другие институты.
Требует серьезной проработки вопрос о создании условий для
привлечения зарубежных инвестиций. Это предъявляет повышенные
требования к инфраструктуре и системе обслуживания.
Представляется, что потенциальным инвесторам будет выгодно
вкладывать свои средства в строительство крупных объектов
технополиса, например, конгресс-центра, Центра деловой
активности, инновационных центров, гостиничного комплекса и так
далее.
(Публикуется по сокращенной стенограмме)
стр.
|