Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49 (2335) 21 декабря 2001 г.

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ

Геннадий Сапожников,
доктор физико-математических наук,
заместитель главы администрации Новосибирской области

Успех в развитии инновационной деятельности в немалой степени зависит от взаимодействия работы органов власти всех уровней с научно-образовательным комплексом. Мы с гордостью говорим, что сохранили традиции академика М.А.Лаврентьева и его принцип единства "наука — образование — технологии". А сейчас следует укрепить связь "власть — наука — бизнес".

Поскольку Общее собрание посвящено взаимодействию науки и власти, в том числе, областной, позвольте кратко сообщить о реальных шагах по взаимодействию науки и власти и о тех результатах, которые были достигнуты за последние 1,5–2 года новой администрацией Новосибирской области.

Во-первых, сформированы приоритетные направления нашей научно-технической инновационной политики. Не секрет, что сегодня существует большой разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и уровнем успешно реализованных в области инновационных проектов. Что же мешает? Экспертный анализ, проведенный в Новосибирской области, указывает такие причины: низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости, проблема обеспечения кадрами, особенно для технологического и инновационного менеджмента.

Областным Советом утверждены приоритетные направления научной деятельности. Их три: "Жизненный цикл, качество жизни и здоровье населения области", "Научно-технологическое обеспечение агропромышленного комплекса" и "Новые материалы, технологии, приборы, машинное оборудование и медицинская техника". Создан областной научный совет, возглавляемый главой областной администрации В.Толоконским, создан экспертный научный совет. Хотелось бы не только экспертировать имеющиеся проекты, но с помощью этих советов более четко формировать приоритеты, механизмы и мероприятия по реализации инновационной деятельности в нашей области.

Принят областной закон о научной деятельности и научно-технической политике, имеется отдельная строка в бюджете, направленная на поддержку науки. Имеется закон о государственной поддержке инновационной деятельности на территории Новосибирской области, а также постановления главы администрации области по реализации этого закона. В рамках этого закона, область идет на государственные гарантии, на понижение кредитной ставки и на выделение налогового кредита. Существует закон о налоговых льготах инвесторам, реализующим проекты, прошедшие конкурсный отбор, и так далее.

Во взаимодействии с научно-образовательным комплексом выделяются приоритеты, в первую очередь формируются крупные проекты, закладывающие "сценарность" развития области. Хотелось бы концентрировать средства по крупным проектам. Недавно на областном научном совете рассмотрена концепция региональной межотраслевой программы "Силовая электроника Сибири". В рамках этой программы должно быть задействовано около 25 заводов Новосибирска, в том числе завод Химконцентратов, "Север", а также предприятия г.Северска (Томская область) и Красноярский горно-химический комбинат. Подписано тройственное соглашение между Минатомом, администрацией Новосибирской области и СО РАН о совместной деятельности по реализации данной программы.

Обладминистрация пытается привлекать внебюджетные и бюджетные средства для решения ряда проблем. В частности, сейчас подводятся итоги совместного с Российским гуманитарным научным фондом регионального конкурса. Проводится конкурс на получение именных стипендий в сфере научной деятельности для молодых ученых, конкурс администрации на получение именных стипендий для аспирантов и докторантов и конкурс грантов областной администрации среди молодых ученых на научные исследования.

Жизнь требует целенаправленной подготовки кадров в сфере интеллектуальной собственности. Область заключила соглашение с Роспатентом, второй год оказывается поддержка ГПНТБ по подписке на издания по международному патентованию. Вышли с предложением организовать новое образовательное учреждение — Сибирский институт интеллектуальной собственности. Учредителями выступают Сибирское отделение РАН, Сибирское отделение Академии меднаук и "Вектор". Это как дополнение к высшему профессиональному образованию. В ближайшее время активно развернем эту деятельность.

В плане формирования инновационной деятельности, накоплен некоторый опыт. Успешно пройдена практически вся цепочка по реализации и подготовке документов для присвоения статуса наукограда поселку Кольцово ("Вектор"). Два месяца, как открыли Инновационный центр в поселке Кольцово в рамках технопарка "Новосибирск" по гранту ИНТАС. Провели несколько тренингов по венчурному инвестированию. Идет реализация одного из грантов по технологическому менеджменту.

Администрация области выступила соучредителем Сибирской ассоциации компаний в области софтовых технологий "Сибакадемсофт", вместе с Сибирским отделением РАН, Новосибирским университетом, технопарком и ведущими компаниями.

Необходимо разработать план мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры, предварительно проведя анализ наших потенциальных возможностей. Не существует утвержденных на федеральном или местном уровне форм управления инновационной деятельностью, научным и инновационным комплексами субъектов Федерации. Ранее рассматривались концепции и проекты федеральных законов о технополисах и академгородках, но они не прошли стадию утверждения. Регламентирована лишь деятельность технопарков на отдельных территориях соответствующими указами президента и постановлениями правительства. При этом, основным содержанием деятельности технопарка, как правило, устанавливается работа с малыми предприятиями в научно-технической сфере, выпускающими наукоемкую продукцию в небольших объемах. А для Новосибирского научного центра сейчас очень важно активное взаимовыгодное партнерство и сотрудничество технопарка с институтами.

Материалы, представленные в основном докладе, и имеющийся опыт дают основания утверждать, что, наиболее целесообразной формой объединения инновационной деятельности научных организаций и предприятий различных форм собственности для организации выпуска наукоемкой продукции, востребованной рынком, могут стать территории научно-технического развития (технополисы) и инновационно-промышленные комплексы, создаваемые в соответствии с решениями правительства 1999 года и приказом Миннауки 22 от 1999 года. И здесь Академгородок мог бы стать базовым для отработки и реализации механизмов управления инновационной и научно-технической деятельностью на территории Новосибирской области. Технополис как территория научно-технического развития не подменяет собой ни государственное регулирование, ни муниципальное управление, не требует перераспределения власти на территории, а осуществляет управление функционированием и развитием территории только в научно-техническом аспекте.

Необходимые условия для создания технополиса у нас есть: территориальное сосредоточение научно-технического и образовательного потенциала, соответствующего мировому уровню развития науки; наличие соответствующей инфраструктуры на территории (локальная система инженерных и транспортных сооружений, коммуникаций и т.д.); наличие высокотехнологичных производственных помещений.

Главными задачами, для решения которых создается технополис, являются: получение новых знаний в различных областях естественных, гуманитарных и общественных наук; подготовка научных кадров высшей квалификации; создание новых конкурентоспособных наукоемких технологий и образцов техники, организация их мелкосерийного производства и передача их в серийное производство.

По первым двум направлениям СО РАН всегда работало на высоком уровне, а по третьему направлению нужно более активно потрудиться в части инновационной деятельности и трансфера технологий.

Управлением науки обладминистрации подготовлен проект закона о государственной поддержке инновационной деятельности на территории Новосибирской области. Он в стадии доработки и есть намерение включить в этот закон раздел, устанавливающий нормативно-правовую базу деятельности технополиса. Важно, чтобы закон предусматривал поддержку аккредитованных в технополисе юридических и физических лиц, реализующих инновационные проекты, а также предприятий, осваивающих и тиражирующих наукоемкую продукцию, созданную учеными и специалистами в технополисе. В этом случае, например, конкретную государственную поддержку может получить Бердский электромеханический завод, который изготавливает малодозные рентгеновские установки.

Следует четко обосновать экономический и социальный эффект планируемой деятельности технополиса в результате предоставления льгот и определить движение полученных средств, направленных на дальнейшее развитие наукоемких технологий и производств, поддержание инженерной, коммунальной и социальной инфраструктуры технополиса. Для этого необходимо разработать концепцию формирования и, самое главное, план социально-экономического развития территории научно-технического развития. Работая по наукограду Кольцово, мы получили огромный опыт в формировании таких планов. Этим опытом следует воспользоваться. Будущую работу можно было бы оформить соответствующим грантом и оказать поддержку коллективу ученых и специалистов, разработчиков этого плана. План должен содержать такие принципиальные вещи, как стратегический замысел развития территории, основные направления развития, включая целевую программу развития научно-исследовательской сферы, целевую программу развития производственно-инновационной и предпринимательской сферы, а также системообразующие инновационные проекты типа "Жилищная и коммунальная сфера", "Медицина и здравоохранение", "Технологическое перевооружение предприятий". И обязательно - бизнес-описание крупных инновационно-образовательных проектов. По наукограду Кольцово было подготовлено 72 инновационных проекта.

Принятие областного закона будет способствовать активизации инновационной деятельности. Но необходимо принимать и федеральный закон по технополису.

Отмечу несколько направлений, требующих активных действий.

Формирование Федерального центра науки и высоких технологий. Минпромнауки этот механизм запустило, такой статус получил Всероссийский НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. В нашей области подготовлены предложения по такому центру совместно с Институтом катализа и МНТК "Катализатор".

Подготовка кадров для инновационной деятельности. Совместно с ректорским корпусом составлен план мероприятий, в ближайшее время начнется его реализация.

Необходимы наработки по созданию структуры инкубации идей фирм. Победители конкурса инновационных идей могли бы получить рабочие площади, информационное обеспечение, консультации экспертов, патентную и юридическую проработку, финансовую поддержку.

Создание современной информационной базы данных по инновационным проектам. Завершается первый этап работы — совместно с технопарком и по согласованному формату подготовлен первый вариант данных об инновационных проектах, а также о техзаданиях по проблемам, требующим промышленной реализации. Предстоит большая работа и с отраслевыми предприятиями.

Можно указать еще ряд направлений развития инновационной деятельности, таких как создание нормативно-правовой базы, привлечение финансовых ресурсов российских и зарубежных фондов и центров (здесь у Сибирского отделения богатейший опыт), формирование инновационно-промышленных площадок. Например, Чкаловский завод и фирма "Сухой" образуют вертикаль корпорации, а есть предложение строить и горизонталь, Чкаловский завод — ИТПМ — СибНИА и другие институты.

Требует серьезной проработки вопрос о создании условий для привлечения зарубежных инвестиций. Это предъявляет повышенные требования к инфраструктуре и системе обслуживания. Представляется, что потенциальным инвесторам будет выгодно вкладывать свои средства в строительство крупных объектов технополиса, например, конгресс-центра, Центра деловой активности, инновационных центров, гостиничного комплекса и так далее.

(Публикуется по сокращенной стенограмме)

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+73+1