Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 50 (2236) 24 декабря 1999 г.

ЛУЧШИЙ РЕЦЕПТ -- ДУМАТЬ О ДРУГИХ

Говорят, тот человек с пользой год прожил, кто совершил не одно доброе дело. Применительно к ведущему научному сотруднику Новосибирского института органической химии Алексею Петровичу КРЫСИНУ этот постулат принимается безоговорочно. Он всегда стремится к тому, чтобы быть полезным другому, оригинален в делах и поступках, поэт. Таких людей частенько называют чудаками, правда, добавляя при этом, что на них мир держится.

С "чудаком" беседует наш корреспондент Л.ЮДИНА.

-- Алексей Петрович, что вам хотелось бы взять с собой в 2000-й год?

-- Все то, что нам мило и дорого -- друзей, творческую атмосферу нашего славного Академгородка, шум берез, любимое Обское море.

Но знаете, я бы еще сформулировал вопрос несколько по-другому -- чего не следует брать в грядущее тысячелетие. И ответил бы так: 37-й год, годы войны, сталинизм, трудности восстановления страны, перестройку, все лживое и злое, что было. Хотя история не признает поправок. И все -- хорошее и плохое всегда с нами. Вот несколько детских впечатлений, которые не дают мне права забывать, мгновений, которые запечатлело мое младенческое сознание.

Осень 1942 г. Село Иноземцево под Пятигорском (Северный Кавказ). Основное население села -- немцы, которые живут там с екатерининских времен. Семья главного хирурга пятигорских военных, моего отца, скрывается от немцев в погребе сада. Приходит сосед-немец: "Я все знаю. Пусть отец сидит в погребе, а мать и дети (шести, двух лет и полугодовалый младенец) возвращаются в Пятигорск. Это отвлечет фашистов от поиска хирурга". Отец пробыл в погребе до прихода наших, а затем снова встал к хирургическому столу.

Ноябрь 1942 г. Пятигорск. Провал. Фашист схватил мою мать за черные волосы и бросает в толпу евреев, которых отправляют на расстрел. Евреи-врачи вытолкали ее назад, крича, что она русская. Так за два часа до своей гибели они спасли мою мать от смерти.

Март 1943 г. Мы наблюдаем бегство немцев с Провала. Брат спрашивает (уже по-немецки): "Дяденьки, куда вы так спешите?". ...Сталинград!

1949 г. Из тюремного лагеря возвращается дядя Слава. В 1938 году ему, инженеру КВЖД, присудили 8 лет. В 41-м году он с группой заключенных коммунистов попросился на фронт. Его направили в штрафной батальон, где он дослужился до командира штрафбата. 46--49 гг. -- снова лагеря. Он оставался коммунистом.

Потом со ссыльным отцом мы жили в глухих селах Кавказа. Дружили с кабардинцами, осетинами, чеченцами. В 57-м отца реабилитировали.

Далее все просто: учеба в Москве, работа под непосредственным руководством Ворожцова, Коптюга, а теперь -- Толстикова, дружба с удивительными людьми: Дерибасами, Ставерами, Дерендяевыми, поэтами и многими, многими другими -- это бесценное сокровище. Теперь вы можете понять, как я отношусь к евреям, немцам, "горным" людям, коммунистам, как я отношусь к людям вообще. Это -- главное богатство, с которым я шагаю в 2000-й год.

-- Удалось ли вам решить проблемы, прежде нерешимые?

-- Недавно я принимал участие в конференции по медицинским препаратам, инициированной Сибирским соглашением, и почувствовал заинтересованность руководителей области в тех работах, которые мы выполняем. Проекты, которые лежали без движения три года, стали востребованы. Появилась перспектива их реализации в обозримом будущем, а перспектива рождает оптимизм. Это касается препарата метапролола, чистейшего продукта, полученного по новой технологии в нашем Опытном производстве. Он сослужит хорошую службу сибирякам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями. Другой препарат, аурол, может поднять производительность птицеводства и животноводства. В настоящее время проводится эксперимент на 35 тысячах кур-несушек. Есть надежда, что данная разработка, теперь уже плод совместных усилий НИОХ и ВАСХНиЛ, поможет сельскому хозяйству справиться с рядом проблем. Продолжаю заниматься антиоксидантами. Без них невозможно обойтись, если идет речь о высоком качестве товаров и продуктов питания. Когда американские коллеги из Всемирного Центра Здоровья ознакомились с нашим проектом, они нашли его очень интересным, но отказали в финансировании через Фонд Сороса, объясняя тем, что Америка пока не готова к восприятию таких идей. У меня создалось впечатление, что вся соросовская деятельность направлена на отвлечение отечественных научных сил от интересов России, ее практических дел, на выжимание идей.

-- Какие мысли вас тревожат особенно?

-- Недавно мой друг Виктор Кобрин был в Китае. Ему очень понравилось, что "американские китайцы", т.е. разбогатевшие там люди, многое делают для своей страны: присылают деньги в помощь школе, где учились, своему университету, городу. Кажется, наши богатеи не очень спешат делать добрые дела.

-- Если бы вы разбогатели, точно бы "делились"?

-- Все очень просто: живешь -- делишься, не живешь -- не делишься. Куда еще "богатеть"? Вспомните слова Омара Хайяма, сказанные ровно 1000 лет назад:

Если дал тебе Бог напрокат
Музыкантшу, вино, ручеек и закат,
Брось, безумец, мечты о богатстве --
Если есть это все -- ты безмерно богат!

-- Говорят, что вы со своей скромной зарплаты переводили определенную сумму в Фонд Мира?

-- Да, с самого начала его организации. Когда случилось разрушительное землетрясение в Армении, мы, все авторы, получившие тогда I премию по разделу "Прикладная химия СО РАН", направили ее с общего согласия в пострадавшую республику (среди авторов и В.Коптюг). В НИОХ был создан фонд помощи Армении, и в целом значительная сумма, по нашим деньгам около 20 тысяч долларов, была переведена по целевому назначению.

Мне вручили медаль Фонда Мира, сказав, что это первая медаль жителю Академгородка. Я думаю, она -- наша общая награда.

-- Алексей Петрович, вы довольно много и давно работаете над созданием лекарств разного назначения. Говорят, стали настоящим доктором в институте: к вам многие приходят за советом относительно своего здоровья.

-- Да, действительно, советую тем, кто меня желает слушать, какую сибирскую травку и в какое время года применять. Перечитал массу литературы. Народ мне несет всякие травы в засушенном и засоленном виде. Так что, как видите, я -- им, а они -- мне.

-- Ваш лекторский дар признало общество "Вера"...

-- Этим людям, обществу "Вера", надо помогать не только научным словом, но и делом, что я и стараюсь делать по мере сил.

-- Есть ли у вас увлечения? Что доминировало в году уходящем?

-- Рыбалка! С ней связано много забавных приключений. В августе мы с другом, В.Ерошкиным, с таким воодушевлением распевали на острове песни разного репертуара, что нам прожектором салютовали из дома отдыха, расположенного от нас за 3 километра. Однажды в конце октября собрались рыбачить, а вода в море -- плюс 4... В поисках малька пришлось искупаться с головой (такие супермены!). А чего в азарте не сделаешь! Когда возвращались с удачным уловом, друг говорит: "Давай-ка носки наденем на ручки весел, а то руки закоченели". Так вот "на носках" и приплыли...

-- Алексей Петрович, заметно ли пополнился ваш поэтический багаж?

-- Стихи продолжают приходить. Тут со мной летом такая история приключилась. Подскакиваю среди ночи слегка обалдевший, снится мне, что самому Пушкину стихи читаю (видно, проходивший пушкинский юбилей подействовал на воображение). Жена говорит -- запиши, пока до утра не забыл. Так за 15 минут пять стихотворений вспомнил.

-- Что вас радует в сегодняшней жизни?

-- В коллективе пробуждается интерес к общественной жизни. Люди как-то ближе становятся друг к другу.

-- Ваши пожелания на Новый год?

-- Поскольку я знаю тенденции развития мирового сообщества (тоже много пришлось почитать), хочу пожелать каждому разумного ограничения своих материальных помыслов. Всю жизнь -- учиться, всю жизнь -- работать, всю жизнь -- думать о других.

* * *

Уж скоро каждый человек
На наши лихолетья
Махнет рукой --
Прошедший век,
В былье тысячелетье,

Но мир березовый широк.
В снегах весь утопая
Все тот же милый Городок,
Все -- Родина родная.

А.Крысин.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+77+1