Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 1-2 (2187-2188) 8 января 1999 г.

ЧЕТВЕРТАЯ ШКОЛА ЭКОЛОГОВ

В.Макарова.

В начале декабря в пансионате "Лазурный" на берегу Новосибирского водохранилища прошла очередная экологическая школа для преподавателей школ и вузов. Это недельный цикл интенсивных занятий (лекции, семинары, практикумы, круглые столы), охватывающий тематику глобального экологического кризиса, современных технологий природопользования, правовые, экономические и социальные аспекты экологических проблем. Школу регулярно проводит общественная организация "Социальная экология" при финансовой поддержке института "Открытое общество".

Об особенностях этой школы рассказывает одна из ее организаторов профессор А.ТИТЛЯНОВА:

-- Эта школа -- четвертая по счету, которую проводит "Социальная экология". Первая была в 1996 году в Красноярске, вторая -- в Иркутске, третья -- в Краснообске Новосибирской области (поселок СО РАСХН). Неизменными участниками являются школьные учителя. Так, в Красноярской школе "учениками" были воспитатели детских садов, представители общественных организаций и учителя. В Иркутске и Краснообске "учились" преподаватели университетов, студенты и учителя.

В нынешнюю школу были приглашены аспиранты, молодые преподаватели вузов и учителя. Таким образом, мы пытаемся сохранить связь, преемственность от дошкольного образования к школьному и от школьного к высшему. В этот раз в состав участников вошли представители тех городов Сибири, где университеты при поддержке Фонда Сороса были подключены к сети Интернет. На школу собрались молодые экологи из Барнаула, Омска, Кемерова, Томска, Красноярска, Иркутска, Екатеринбурга, Новосибирска.

Что касается программы, то она отличалась большим количеством лекций социально-экономической направленности. Так, впервые профессором Ю.Плюсниным была прочитана лекция "Народное представление об экологии -- архаичность и конъюнктурность", в основе которой лежало социально-психологическое обследование, определяющее то, что народ понимает под экологией. и как он к этому относится. Большой интерес, множество вопросов вызвала лекция доктора экономических наук Г.Мкртчяна "Хозяйственная оценка экологических решений". Был проведен круглый стол "о стабильном развития в экологии". Учащиеся выступали с большой охотой, активно пытались сформулировать принципы устойчивого развития в регионе. Надо сказать и о высококвалифицированной лекции начальника Западно-Сибирского центра мониторинга загрязнений природной среды В.Селегея об экологическом состоянии Сибири. Это были конкретные цифры, показывающие реальное положение дел. Перед слушателями выступил новосибирский "чернобылец" Валерий Новиков. Он снял ряд документальных фильмов о Чернобыле, написал книгу "Черно-белый Чернобыль", которая была издана с помощью организации "Социальная экология" и подарена всем участникам школы. Оказалось, что рассказ В.Новикова произвел очень большое впечатление. Уже забываются события 1986 года. А молодые люди, подростки вообще плохо знают, что произошло. Книга, фильмы, взволнованный рассказ Новикова напоминают об опасности.

-- Наверное, есть уже и традиционные мероприятия, пожалуйста, расскажите о них.

-- Одно из занятий -- экологический аудит. Обычно он проходит "в поле", т.е. на природе. Проводит его профессор Д.Беллинджер из Центрально-Европейского университета.

В этот раз из-за морозов было предложено необычное занятие. Учащихся разделили на группы, выдали подробные карты местности, на которые были нанесены дороги, фермерские хозяйства, речки и пр. Оказывается, здесь находится мощный пласт угля, который можно добывать открытым способом. Необходимо было проанализировать этот проект добычи угля, дать ему экспертную оценку. Оказалось, что главным недостатком является то, что совершенно непонятно, что делать с огромной ямой, которая появится на месте разреза. Там нельзя было сделать водоем из-за пористости пород. В результате анализа всеми группами и общего голосования проект был отвергнут. После этого профессор Беллинджер рассказал, что это не учебный проект, а настоящий, который был представлен в Англии для одной из местностей. Он был тщательно изучен и... муниципальные власти высказались против этого проекта. Для школы такие занятия очень важны и ценны.

Традиционными стали блестящие лекции новосибирских профессоров Ж.Резниковой и В.Мордковича. Жанна Ильинична -- большой специалист в области этологии поведения животных. В этот раз ее лекция называлась "Мораль и этика животных". Множество великолепных примеров, увлекательная тема.

Вячеслав Генрихович так живо рассказывал о лесостепи, что это подтолкнуло слушателей использовать тему на заключительном вечере и создать спектакль "Бракосочетание Леса и Степи".

-- Неужели еще было время готовить спектакли?

-- В последний день школы после лекций оставалось чуть больше двух часов. За это время все не только преобразились внешне, но и приготовили целый концерт. Этому перевоплощению и разнообразию программы нельзя не дивиться! Народ оказался чрезвычайно веселым и талантливым. Были очень остроумными визитные карточки городов-участников, показана великолепная самодеятельность, причем песни, пьесы, частушки были связаны с экологической тематикой. Даже получился гимн школы:

Решали здесь совместно мы
Вопрос важнейший для страны:
Как сохранить нам человека?
И пусть ответов не нашли,
Отчаянно старались мы
Работать в нашей школе-эко!

Мы убедились, насколько талантлив, оптимистичен народ в Сибири, который хочет здесь жить и активно работать.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?21+78+1