Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49-50 (2185-2186) 25 декабря 1998 г.

ПРИРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ

Неделю провели в новосибирском Академгородке участники международной конференции по химии природных соединений и физиологически активных веществ (некоторые затем посетили Томск). Напряженная работа, встречи, дискуссии, налаживание новых контактов, неформальное общение -- как на любом другом хорошо организованном научном форуме. В беседе с корреспондентом гости неизменно отмечали полезность мероприятия, благотворную атмосферу конференции, сердечность сибиряков. И выражали большое желание продолжить традицию подобных встреч -- конференция в Академгородке по химии природных соединений проведена впервые.

Академик Павел ВЛАД, вице-президент Академии наук Республики Молдова, Кишинев:

-- Прежде всего я представляю здесь Институт химии Академии наук Республики Молдова. Много лет наш коллектив сотрудничает с Новосибирским институтом органической химии Сибирского отделения РАН, наверное, лет тридцать. Начинали, когда заведующей лабораторией лесохимии была Валентина Алексеевна Пентегова. Кстати, мой непосредственный руководитель, один из создателей Института химии в Молдавии академик Г.Лазуревский выступал у нее оппонентом на защите докторской диссертации. Мы работали в одной области химии природных соединений -- с терпеноидами. Много общались, в частности, с Эммой Николаевной Шмидт. Затем появилась другая область интересов -- общая проблема связывает нас с Владимиром Александровичем Бархашом. Есть совместные публикации, регулярно обмениваемся авторефератами. И даже сейчас, когда все труднее становится встречаться, мы не прерываем отношений, поддерживаем связь, обмениваемся информацией. И если появляется возможность оказать друг другу помощь, стараемся это сделать. Я привез для коллег одно вещество, которое им очень нужно для исследований. Нам оно пока доступно, так что делимся.

На конференции я сделал доклад, посвященный химии дримановых соединений из лабданоидов -- работал с ними много лет. Есть в Молдавии надежные источники их получения -- отходы эфиромасличного производства. Эта отрасль в республике была достаточно хорошо развита и пока еще что-то от нее сохранилось. Промышленность выпускает несколько видов эфирных масле, в частности, шалфейное. Растительные отходы содержат химические вещества в достаточно большом количестве. Они выделялись даже в промышленном масштабе и предназначались для табачной и парфюмерной промышленности. В 1994 году ароматизаторы были внедрены в табачную промышленность -- налажено производство так называемых соусированных сигарет типа Мальборо (табак дополнительно обрабатывают смесями композиций для улучшения качества). С парфюмерной промышленностью отношения как-то не сложились, но мы не теряем надежды.

Наука Республики Молдова в последние годы переживает очень тяжелые времена. Финансирование идет только по трем статьям: зарплата, социальный фонд, оплата коммунальных расходов. Зарплата сотрудников и так была достаточно низкой, а в связи с инфляцией совсем упала. Последние 4--5 лет мы не имели средств на приобретение научных журналов, в что это значит -- объяснять не надо. Отсутствие информации губительно для исследователя -- невзначай можно изобрести велосипед. Исследователь обязательно должен знать, что делают его коллеги. Нет средств на экспедиции и т.д. А следующий год обещает быть еще более суровым. Если, скажем, в 1996 году на науку было выделено 15,7 млн лев, что позволяло более-менее обеспечивать три статьи расходов и немного тратить на другие нужды, то на 1998-й финансирование сократили на 3 миллиона. В результате мы вынуждены были ввести строгую экономию и даже начать некоторое сокращение штатов. Если на будущий год еще урежут деньги на науку, то думаю, придется еще сокращать научный персонал -- просто нет другого выхода. Все это очень грустно. В республике созданы прекрасные научные школы -- даже за границей знают наших математиков, физиков, химиков. Достаточно хорошо представлена биология. Молдавия -- республика сельскохозяйственная, база для исследований довольно обширная. Но мы можем многое потерять. Молодежь в науку идет плохо из-за низкой зарплаты, планы приема в аспирантуру не выполняются. Более того, уже поступившие учиться часто бросают аспирантуру по причине малой стипендии.

Конференция в Новосибирске получилась достаточно серьезной и интересной. Жаль, не смогли приехать наши молодые сотрудники. Причина известна -- отсутствие средств.

Валерий ЧАРУШИН, член-корреспондент РАН, Уральский государственный технический университет, г. Екатеринбург:

-- Область моих интересов -- химия фторированных хинолонов, которые называют иногда фторхинолоновыми антибиотиками. По своей природе эти вещества полностью синтетические. На конференции их рассматривают вместе с антибиотиками, исходя из той высокой активности, которой они обладают. В этих исследованиях мы много лет сотрудничаем с академиком Генрихом Александровичем Толстиковым, начинали, когда он еще возглавлял Башкирский институт органической химии. Он взял на себя значительную часть технологических работ, подготовку клинических испытаний. В его институте проводилась наработка опытных партий.

Полученный в результате наших работ препарат пефлоксацин, обладающий антибактериальными свойствами, разрешен к медицинскому применению. Подготовлено все необходимое, чтобы начать его выпуск. Сейчас ведется речь о том, чтобы наладить производство препарата на опытном заводе РАН в Волгограде.

Мой доклад на конференции посвящается более новым, продвинутым разработкам, более совершенным аналогам пефлоксацина, которыми мы сейчас занимаемся. Производные фторхинолонового ряда проявляют уже не только антибактериальные свойства, но и противоопухолевые. Работа имеет несколько аспектов. Здесь сотрудничают не только химики Урала и Сибири, но и зарубежные коллеги. В прошлом году, например, мы довольно успешно контактировали с компанией "Самсунг" по синтезу левофлоцацина.

На конференции прозвучало много весьма впечатляющих докладов. Доминируют сообщения о природных биологически активных веществах. Но нашли отражение и работы по синтетическим препаратам. Так что я со своим сообщением безусловно вписался в тематику. Тем более, что в последнее время мы вводим в молекулы фторхинолонов остатки природных веществ, в частности, терпеноидов (это даст новые виды биологически активных веществ) -- начинаем сотрудничество с лабораторией доктора химических наук Алексея Ткачева. Есть первичные результаты.

Как химика-тетрациклиста меня особо впечатлил доклад Норберта де Кимпе, очень понравился доклад профессора де Хроота -- это многогранная химия, которая включает обязательное получение веществ с определенной пространственной конфигурацией. Какой тонкий органический синтез! Даже вне зависимости от результатов биологической активности он захватывает химиков по своей сути. Это красиво!

Аркадий СЕМЕНОВ, заведующий лабораторией Иркутского института химии СО РАН, доктор химических наук, г. Иркутск:

-- Я приехал доложить об одном из разделов работы "Иммуномодуляторы из сибирских растений" -- о веществах, способных нормализовать работу иммунной системы, которые мы обнаружили в растениях. Известны стимуляторы, супрессоры иммунной системы, а мы ведем речь именно о иммунорегуляторах. Особенность их в том, что в случае, когда иммунная система сбалансирована, нормально функционирует, регуляторы не оказывают никакого эффекта. Если же наблюдается отклонение некоторых параметров, в любую сторону, либо в сторону ослабления иммунной системы, либо в сторону патологически извращенной реакции, эти вещества приводят все в норму. В результате поддаются лечению многие заболевания, даже те, которые сегодня считаются неизлечимыми или требуют хирургического вмешательства, инфекции, неподвластные действию антибиотиков и т.д. Заболевания, которые связаны с патологической активностью иммунной системы, так называемые аутоиммунные заболевания. Наиболее известные из них -- полиартриты, системная красная волчанка (классическое аутоиммунное заболевание), псориаз, аллергии и ряд других.

Пока работаем с довольно небольшим кругом растений, стараемся сделать на их основе лекарственные препараты, довести до пациентов. Документация на некоторые препараты оформлена, подана в Минздрав. На другие -- готовится. Решение многих вопросов упирается в отсутствие денег.

Ольга ЛАВРИК, заведующая лабораторией Новосибирского института биоорганической химии, доктор химических наук, г. Новосибирск:

-- Конференция эта, в общем-то, химическая, хотя и посвящена биологически активным природным соединениям. Я с большим удовольствие приняла приглашение участвовать в ней, поскольку химические методы играют очень большую роль в молекулярной биологии и внесли огромный вклад в исследование сложных систем клетки -- таких, как репликация ДНК, транскрипция рибосомы. Получение новых химических идей чрезвычайно важно для развития дальнейших исследований в нашей области.

В своем выступлении я расскажу об исследовании с помощью фотоафинных методов репликации ДНК, а именно -- репликативного комплекса в системе in vitro и на уровне клетки. Этим я занимаюсь уже 15 лет. Нам удалось развить такие подходы, которые позволили идентифицировать новый фактор репликации и конкретно -- его взаимодействие с ДНК, которое регулирует вообще синтез ДНК и одной из ее нитей.

Что это дает человечеству и конкретно человеку? Регуляцию репликации ДНК в процессах клеточной пролиферации, в том числе -- когда развивается онкогенный рост клеток. Если мы научимся регулировать биосинтез ДНК, этот чрезвычайно важный процесс, -- значит будем управлять как ростом клеток, так и его подавлением, а также сумеем подавлять синтез ДНК при вирусных инфекциях.

Работы в этом направлении ведутся во многих лабораториях мира -- очень горячая область. Мы много кооперируемся с коллегами, как в нашей стране, так и за рубежом.

Норберт де КИМПЕ, профессор университета г.Гент, Бельгия, сопредседатель оргкомитета:

-- Я -- химик-органик. Область моих научных интересов -- синтез органических веществ, химия ароматических соединений. Основной адрес исследований -- агрохимия и фармацевтика. Исследования проводим с одной химической компанией. Синтезируем вещества, которые идентичны природным и используются при ароматизации некоторых продуктов. Вы выпекаете хлеб. Когда достаете его из печки, запах очень сильный, Потом проходит какое-то время, и аромат исчезает -- сначала частично, а потом и полностью. Тому есть две причины: во-первых, испарение, во-вторых, исчезновение пахучих веществ. Вот мы и изучаем соединения, которые придают запах, чтобы потом их использовать: ведь на прилавки поступает много булочек, которые булочками и не пахнут.

Хочу подчеркнуть, мы синтезируем вещества, аналогичные природным. То есть, работаем над синтезом биопродуктов, биоароматических веществ. Например, берем терпены -- сибирские деревья весьма богаты ими, и с помощью грибков превращаем их в биопахучие вещества. В области органического синтеза сотрудничаем с профессором Алексеем Ткачевым из Новосибирского института органической химии.

Это мой второй визит в Сибирь -- впервые посетил Академгородок в марте, как сопредседатель оргкомитета конференции. Знаете, во времена моей молодости мы думали о Сибири как о секретной зоне, где сплошные лагеря. Когда я закончил университет, то год служил на американской базе. Нашими "противниками" всегда были русские. И мы были уверены, что так оно и есть. Но это определялось только политиками.

Позднее, когда я стал заниматься наукой, много ездить по свету, увидел, что все люди в общем-то одинаковы, отличаются только политические системы. Думаю, основная задача ученых -- собирать людей вместе. Возможно, и основная задача Европейского Сообщества -- помогать в этом, давать деньги для того, чтобы стало возможно проведение научных форумов, чтобы ученые могли плодотворно работать, ездить в командировки. Конечно, пока финансовая поддержка ИНТАС не очень большая, но может быть она будет увеличена.

Я довольно часто бываю в вашей стране и у меня много друзей. В Минске, например, профессор Олег Калинкович, который разработал очень хорошие методы органического синтеза. Правда, сейчас Белоруссия уже самостоятельное государство. Прежде он никуда не выезжал из своей республики, а сейчас много бывает за границей, посетил Бельгию, Нидерланды, Англию. Знаю замечательных людей в Москве. Когда я нынче прилетел в Шереметьево-2, меня встретили коллеги из института Несмеянова. Поскольку до следующего рейса надо было ждать несколько часов, на это время они взяли на себя заботу обо мне, а потом проводили до самолета. И конечно же, очень много друзей появилось здесь, в вашем Академгородке.

Когда я в следующий раз поеду в Россию, обязательно возьму с собой жену -- очень хочу показать ей Кремль, музеи, церкви. Многое изменилось в вашей стране. Хотя, должен заметить, морозы в Сибири остались такими же крепкими. Но мне подарили замечательно теплую шапку, так что холода я не почувствовал. А еще и потому, что принимали нас сибиряки очень тепло.

Эйде де ХРООТ, профессор университета г.Вагенинген, Голландия, сопредседатель оргкомитета:

-- Мне очень нравится Россия и русские люди. В течение пяти лет я работал с коллективом из Минска, дважды в год ездил в вашу страну и даже проводил в сельской местности отпуск. В Сибири я впервые. Знаете, какая интересная закономерность просматривается? Два года назад я прилетел в Минск зимой. Температура была минус тридцать. Недавно был в Екатеринбурге. Температура -- минус тридцать пять. Прилетел в Сибирь -- еще холоднее.

Конференция проходит успешно. Я доложил о своей работе -- о трансформации природных соединений в вещества и продукты разного типа, о получении ароматических соединений, медицинских препаратов. Мы много работаем с карвоном -- это продукт, полученный из семян растений. На его основе можно будет производить инсектицидные препараты. Если у вас есть сад, то можете воочию наблюдать, что одни растения съедены вредителями, а другие -- нет. Именно последние и содержат соединения, которые отпугивают насекомых. Эти вещества были выделены и идентифицированы. И мы хотим сделать препарат, чтобы использовать их для защиты других растений.

Татьяна ЗВЯГИНЦЕВА, заведующая лабораторией Тихоокеанского института биоорганической химии, доктор химических наук, г.Владивосток:

-- Тихоокеанский институт биоорганической химии (ТИБОХ) занимается поиском и изучением биологической активности природных соединений различных классов -- стероидов, терпеноидов, ферментов, ДНК, РНК, пептидов и полисахаридов, которые могут являться и токсинами, и регуляторами различных процессов, иммуностимуляторами, противоопухолевыми препаратами, веществами, которые участвуют в защите растений и т.д. Основная задача -- дать медицине больше препаратов из биологически активных веществ. Главный объект исследований -- морские организмы, водоросли: бурые, красные, меньше -- зеленые. Особенно много работ по морским беспозвоночным. Есть чрезвычайно интересный класс организмов -- поставщиков веществ с необычайной биологической активностью. Все, наверное, знают голотурию (трепанга). Ее называют морским жень-шенем, морским огурцом. Лабораторией химии морских природных соединений, которой руководит член-корреспондент В.Стоник, из голотурии выделен препарат, он прошел успешные испытания в ветеринарии. В дальнейшем он может быть использован более широко.

Наиболее продвинут в медицинскую практику гистохрон, предназначенный для применения в офтальмологии и кардиологии. Он очень помогает человеку в прединфарктном состоянии, предотвращает инфаркт. Препарат прошел фармакопейные испытания и может быть использован как лекарство.

Основное направление работ нашей лаборатории химии фермента -- ферментативная трансформация полисахаридов бурых водорослей. Полисахариды являются субстратами ферментов, которые очень широко распространены в морских организмах, взаимодействие между субстратами ферментов регулируется с помощью так называемых ингибиторов или активаторов ферментативных реакций. Одна из наших задач -- изучение механизма действия ингибиторов и активаторов ферментативных процессов. О том, что сделано, я и доложу на конференции.

Дэвид НАЙТ, профессор университета г.Кардифф, Великобритания:

-- Это мой первый приезд в Сибирь. Хоть и очень холодно, но интересно. Одна из причин, по которой я здесь -- интасовский проект, согласно которому мы ведем совместные работы с профессором А.Ткачевым. Также вместе с профессором С.Василевским обсуждаем тематику исследований по реакциям циклизации ацетиленовых соединений, функционально замещенных соединений. У них есть идея, у нас -- реагенты. Сотрудничество будет полезно и той, и другой стороне.

***

Все участники конференции возвратились домой, на свои рабочие места. Но и сейчас в Новосибирском институте органической химии то и дело звонит рабочий телефон Оргкомитета. Коллеги еще и еще благодарят организаторов и высказывают множество добрых слов, которые в суете тех дней произнести не успели.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Профессор Норберт де Кимпе (Бельгия) и академик Г.Толстиков, директор Новосибирского института органической химии;


Профессор Владимир Хрипач (Минск), профессор Инна Левина (Москва), профессор Ежи Виха (Польша);


Профессор Алексей Ткачев из Новосибирского института органической химии;


Профессор Эйде де Хроот (Голландия), академик Павел Влад (Республика Молдова);


Жан Карло Кравотто (Италия), Дэвид Найт (Великобритания), Филипп Фэллон (Франция), Хосэ Барлуэнга (Испания);


Профессор Эйде де Хроот (Голландия), профессор Армин де Майер (Германия).


Подготовила Л.ЮДИНА.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+79+1