Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 1-2 (2137-2138) 9 января 1998 г.

ОСТОРОЖНО! ИСТОРИЯ

Письмо в редакцию.

Г. Швецов,
выпускник НГУ 1967 года,
зам. директора Института гидродинамики им. М.А.Лаврентьева

В газете "Наука в Сибири" N 42 опубликована статья М.Шиловского "История университетского вольнодумия. Часть 1. До 1968 года". По-видимому, для придания большей достоверности статье предпослан подзаголовок -- по архивным материалам. Автор не уточняет по каким именно архивным материалам, однако, так как он приводит цитаты из протоколов заседаний парткома и партийных собраний НГУ, можно предположить, что именно по этим "архивным материалам" написана статья.

Здесь возникает первый вопрос: "Неужели кто-то может думать, а уж историк тем более, что по подобным протоколам можно адекватно отразить историю, тем более в таком деликатном вопросе как история вольнодумия?". По-видимому, понимает сомнительность своего подхода и уважаемый профессор, предпослав некоторым фактам из жизни университета пространное введение. Здесь мы читаем и о "так называемой тоталитарной эпохе", и о хрущевской оттепели, и об Академгородке, "обнесенном колючей проволокой" (полагаю все же, что в тексте допущена просто грамматическая ошибка. -- Г.Ш.), создававшимся "по аналогии с различными секретными "ящиками"...

К чему-то приводятся данные по национальному составу студентов приема 1967 года с ремаркой "курс был интернационален, хотя русскоязычные явно преобладали..." (Почему "хотя"?) Зачем-то приводятся данные по социальному составу студентов набора 1968 года с указанием сколько детей рабочих и колхозников было зачислено (какое отношение имеет это к истории университетского вольнодумия?) с сентенцией, что проблема социального состава была "постоянной головной болью ректората и парткома...".

Здесь стоит остановиться. Автор затронул слишком серьезный вопрос. Прежде чем сказать по нему несколько слов, отметим, что в этом эпизоде, как и во всех других в статье историк М.Шиловский свою позицию открыто не обозначает. Из текста остается неясным, разделяет или осуждает бывший секретарь парткома НГУ профессор М.Шиловский "головную боль" ректората и парткома, деятельность которых была направлена на поиск талантливых детей независимо от их социального происхождения и места проживания родителей через организацию всевозможных олимпиад, школ, ФМШ в конце концов. Этот вопрос являлся одним из краеугольных камней, из которых создавался фундамент университета. На всю жизнь остались в моей памяти слова академика Г.Будкера, которые он нам, абитуриентам физфака НГУ, сказал за день до экзаменов: "Мы прекрасно понимаем, что те из вас, кто приехали из отдаленных мест, маленьких городков и сел, не могли получить тех возможностей в обучении, которые получили выпускники спецшкол в больших городах. Но вы должны знать, что преподаватели университета будут стремиться разглядеть ваши природные способности к нестандартному мышлению".

Следует сказать, что статья изобилует какими-то примерами, цифрами непонятно какое отношение имеющими к истории университетского вольнодумия:

-- "из 600 сотрудников "Правду" выписало 17 человек..." (ну и что?);

-- "социалистическое соревнование в НГУ не проводилось..." (ну и что?);

-- "По итогам обмена комсомольских билетов к началу 1968 года 3007 студентов получили новые, а 46 не пожелали этого делать" (ну и что?).

Все "вольнодумие" в статье касается нескольких имен: Р.Чугунова, Ф.Садыкова, Ю.Никоры и как-то пристегнутого к этому автора данной статьи, хотя эпизод, связанный со мной, описан неточно. Здесь возникает вопрос: или история вольнодумия была уж такая бедная или здесь явно что-то другое.

А какие перлы в конце статьи М.Шиловского!

"Нельзя сказать, что ректорат и коммунисты совсем уж ничего не делали по части унификации общественного мнения". Для представителя кафедры, как он сам пишет "всепобеждающего и единственно верного марксистко-ленинского учения", замечательное желание.

"Четыре студента первого курса ММФ, напившись, устроили у дверей общежития заставу, спрашивая -- еврей ты или нет, и пытались бить евреев..." (не так все было). "Попытку еврейского погрома можно смело (ишь какой смелый!) рассматривать как начальную грань в истории патриотического движения в НГУ, вновь реанимированного относительно недавно". (Ну и ну, тут уже слов не хватает).

После прочтения статьи М.Шиловского стало грустно и противно. Грусть от того, что статья написана на кухонном уровне. Противно от того, что еще недавно секретарь парткома М.Шиловский говорил в духе "всепобеждающего учения...". Вспомнились слова М.А.Лаврентьева: "Ученые делятся на две категории: на нормальных ученых и на "чего изволите-с-с-с". События последних лет дали многочисленные подтверждения в обоснованности такого деления. К сожалению, многие наши гуманитарии и тогда жили, и сейчас живут по этому принципу.

Что касается истории университетского вольнодумия, то, конечно же, она не написана и ждет своих исследователей. Мне представляется, что при ее написании надо исходить из главного: истоки университетского вольнодумия, я думаю, лучше говорить свободомыслия, вытекают из всей атмосферы, созданной в Академгородке его основателями и прежде всего М.А.Лаврентьевым. Его позиции (точнее сказать, оппозиция деятелям из руководства страны и ЦК КПСС) по таким жизненно важным вопросам как вычислительные машины, по генетике, по Байкалу и др. являлись примером поведения нормального ученого-гражданина, патриота нашей Родины, на котором учились и молодые ученые в Академгородке и студенты НГУ.

Я полагаю, необходимо вспомнить первого ректора НГУ академика И.Н.Векуа, сделавшего много добрых дел при становлении университета. Некоторые из них достигались в противостоянии бытовавшим устоям и взглядам партийных функционеров. Имено он уменьшил для студентов количество часов по истории КПСС и научному коммунизму и увеличил за счет этого количество часов для спецкурсов и иностранного языка, чем вызвал резкое неудовольствие партийных функционеров и первого секретаря обкома Ф.С.Горячева. Чуть-чуть М.Шиловский в своей статье касается этого факта, однако, не в том контексте, как это было в действительности.

Мне представляется, что отдельные страницы истории должны быть посвящены С.Т.Беляеву, за ту атмосферу свободомыслия и высокой гражданской ответственности, которую он создавал в университете. Имено он проповедовал и проводил в жизнь идеи студенческого самоуправления, именно он не допустил расправы над преподавателями НГУ, подписавшими так называемое "письмо сорока шести" и многое другое.

Пару лет назад мне довелось услышать от одного из преподавателей НГУ фразу: "Ученый, в отличие от других, может сделать на одно преступление больше -- это преступление против истины". Мне представляется, что эту мысль необходимо помнить всегда, особенно когда берешься писать об истории и лицах, в нее вовлеченных.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+80+1