Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2251) 14 апреля 2000 г.

ИЗВЕСТНЫЙ ФИЗИК
И НЕЗАУРЯДНЫЙ ПЕЙЗАЖИСТ

Беседовал Петр Даниловцев.

Из досье "НВС". Кравченко Александр Филиппович, доктор физико-математических наук, профессор. Крупный специалист в области физики полупроводников и полупроводниковой оптоэлектроники. Автор 260 научных работ, в том числе 20 аналитических обзоров, учебных пособий, монографий и 16 изобретений, подготовил 40 кандидатов и четырех докторов наук.

-- Александр Филиппович, вам исполняется 70 лет, как вы их прожили, чего достигли? Расскажите немного о себе: где родились, что окончили, как пришли в науку и как оказались в Сибири?

-- Родился в 1930 году в г.Запорожье (Украина). В год моего рождения семья переехала на постоянное место жительства в г.Николаев. Школу закончил в 1949 году с золотой медалью. Моему поколению не повезло: в 1941--1944 годах находился на оккупированной территории в г.Николаеве и в это время школу не посещал.

Свое отношение к физике определил еще в школьные годы. И в 1949 году поступил в Николаевский пединститут на физмат. Окончил его с отличием в 1953 году и был рекомендован в аспирантуру. В 1953--1956 годах учился в аспирантуре по специальности "физика полупроводников" при Львовском политехническом институте. В 1957 году защитил кандидатскую диссертацию.

В 1956--1959 годах работал на кафедре физики Львовского политехнического института, вначале ассистентом, а затем старшим преподавателем. Профессор А.Н.Андриевский как-то сказал мне: "Чего греха таить, неохота вас отпускать от себя. Думал, придет время, передам вам кафедру. Но вот уж очень заманчивое есть дело. В Сибири вам предоставляется возможность организовать научный участок. Поедете?"

-- И вы оказались в Новосибирске?

-- Да, я твердо решил, что физика полупроводников -- вот сфера, в которой я буду вести исследования, поиски. В 1959 году по конкурсу прошел на должность доцента, а вскоре -- заведующего кафедрой физики Новосибирского электротехнического института. В 1961--1962 годах находился на научной стажировке в университете Пардью (США).

-- Но вас, наверное, сильнее всего притягивал к себе новосибирский Академгородок и Институт физики полупроводников, в частности?

-- В 1963 году по конкурсу я перешел на работу на должность вначале старшего научного сотрудника, затем -- заведующего лабораторией кинетических явлений в полупроводниках Института физики полупроводников СО АН. В этом институте я проработал 20 лет, создал на базе лаборатории отдел и в 1967 году защитил докторскую диссертацию. В 1972-1975 годах был заместителем директора института по научной работе.

В течение 20 лет работал по совместительству в Новосибирском государственном университете -- доцентом, профессором, заместителем заведующего кафедрой физики полупроводников, формировал программы курсов, создавая лабораторный практикум, читая большинство основных курсов.

Из отзыва члена-корреспондента АН СССР (ныне -- академика) А.Ржанова о научных работах А.Кравченко -- 1981 г.: "А.Кравченко является одним из основателей нового направления в науке -- физике тонких пленок, являющейся основой современной микроэлектроники. Им получены основополагающие результаты, широко известные в нашей стране и за рубежом, такие как размерные и нелинейные эффекты в пленках, анизотропия кинетических процессов и другие, которые выявили основные физические законы движения электронов в тонких полупроводниковых пленках.

Развивая это направление, А.Кравченко со своими учениками выполнил обширные фундаментальные исследования оптоэлектронных процессов в тонкопленочных системах, которые привели к открытию новых физических явлений (эффект резонансной перезарядки глубоких центров, эффект передающих фононов, поверхностный фотогальванический эффект и др.). На основании этих исследований в его отделе при его непосредственном участии созданы не имеющие мировых аналогов функциональные устройства оптоэлектроники -- оптически и электрически управляемые транспоранты, многоэлементные матрицы модуляторов света и светодиодов и ряд других, являющихся элементной базой оптических вычислительных машин. Большинство устройств защищено авторскими свидетельствами на изобретение и внедрено на предприятиях ряда министерств."

-- Рассказывают, что в 1983 году вы решили вернуться на Украину, где и кем там работали?

-- В 1983 году я уехал на Украину, пройдя по конкурсу на должность начальника лаборатории, чуть позже -- заместителя директора по научной работе Института радиотехнических материалов ПО им. С.П.Королева (Киев). Последние семь лет работал на должности профессора кафедры микроэлектроники Киевского политехнического института.

И снова высокий отзыв о работе А.Кравченко, полученный из Института радиотехнических материалов -- 1988 год:

"В КНИИРТМ под руководством А.Кравченко проводится вся работа по формированию научно-технической политики, совершенствованию тематики института, его структуры, организации и проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. А.Кравченко ведет большую работу по созданию в институте современной технологической, экспериментально-исследовательской базы, организации единомышленников, воспитанию молодежи".

-- Александр Филлипович, 24 года, проведенные в Сибири, как я понял, были самыми плодотворными в вашей жизни. Многое сделано, многое еще предстоит сделать. И вы снова приехали в Академгородок ради этого?

-- В 1995 году я вернулся в Академгородок к детям и внукам. Но не только. Дел, как и прежде, у меня здесь много. По конкурсу я прошел на должность профессора факультета повышения квалификации Новосибирского государственного университета, где читаю различные разделы твердотельной электроники. Одновременно для магистрантов физического факультета читаю постоянный курс "Физические основы информационных технологий".

Выиграв конкурс проектов федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997--2000 годы, я подготовил учебное пособие для старших курсов университетов "Физические основы функциональной электроники", которое выходит из печати.

Параллельно с работой в университете я занимаюсь научной деятельностью, работая по совместительству на должности главного научного сотрудника Института физики полупроводников СО РАН. Мои научные интересы связаны с исследованием энергетического спектра электронов и процессов их взаимодействия с несовершенствами кристалла в узкозонных полупроводниках и тонкослойных системах, так называемых, системах пониженной размерности. Последние объекты представляют собой основу современной, бурно развивающейся области твердотельной электроники -- наноэлектроники, являющейся естественным развитием микроэлектроники, когда размеры становятся столь малыми, что проявляются квантовые особенности в поведении электронов.

Мною подготовлен специальный курс по физическим основам наноэлектроники, который я читаю магистрантам Новосибирского государственного технического университета (НЭТИ).

Совместно с новосибирским профессором В.Овсюком мы написали монографию "Электронные процессы в твердотельных системах пониженной размерности", которая включена в план издательства СО РАН на 2000 год.

Наконец, издательство университета осенью этого года выпускает сборник задач по физическим основам функциональной электроники, над которым усиленно работают авторы -- А.Кравченко, Н.Талипов и Т.Шамирзаев.

Таковы мои планы на ближайшее будущее.

-- Говорят, человек вы неугомонный и мировую географию изучаете не по картам и книгам, а в натуре. В каких странах вам удалось побывать по делам, связанным с вашей профессией?

-- Меня неоднократно приглашали на конференции физиков в Америку, на международные конференции по физике полупроводников и по тонким пленкам в Польшу и Японию. Был я во Франции, ФРГ, ГДР, Чехословакии. Выступал с лекциями в Гарвардском, Стенфордском, Баттон-Ружском университетах, Массачусетском технологическом институте. Слушали меня ученые Англии в Ноттингемском, Лондонском, Бирмингемском университетах. Как лектор общества "Знание" побывал в Новой Зеландии, Сингапуре, Австралии.

-- Александр Филлипович, хочу сказать напоследок комплимент, не связанный с наукой и образованием: ваши картины, которые я видел, правда, давно, оставили глубокий след в моей памяти. Что означает для вас живопись? Давно ею занимаетесь? И не было ли чего-нибудь необычного в жизни, связанного с этим увлечением?

-- Рисовать я начал в раннем детстве. Рисовал в основном копии, а затем с натуры портреты и натюрморты. В школьные и, особенно, в студенческие годы круг интересов расширялся: я увлекся созданием карикатур на друзей и учителей, став "штатным" сотрудником всех сатирических стенных газет, серьезно занялся живописью маслом и акварелью. Со временем был полностью поглощен акварелью. Она привлекла меня простотой инструментария, нежностью и прозрачностью пейзажа, тонкими переходами цветовой гаммы. Я воспринимаю свое увлечение прежде всего как вид прекрасного отдыха и наслаждения ярким окружающим миром, делаю ли я зарисовки на природе или фантазирую за мольбертом дома. Процесс меня полностью захватывает, отвлекает и очищает от всего наносного, случайного, позволяет забыть житейские проблемы, недоразумения и неудачи.

Я вспоминаю три наиболее любопытных события, когда увлечение живописью приобрело прикладной смысл.

В трудные 1941--1946 годы жизни на Украине, я стал довольно легко и быстро писать маслом на картоне разнообразные деревенские наивно-лирические пейзажи, которые мама успешно обменивала в окрестных селах на продукты питания. Живопись стала "подкармливать" мою семью.

После освобождения в 1944 году от оккупации большинство "переростков" (три года в оккупации мы не учились) было направлено в ремесленные училища для подготовки рабочих кадров. На распределительную комиссию отец принес мои рисунки и высказал мнение, что у меня уже есть специальность и незачем мне учиться слесарному делу. Председатель комиссии высказал сомнение: "Мои ли работы?" Он дал большой лист бумаги и карандаш. Пока решалась судьба очередного "переростка", я набросал на бумаге портрет председателя. Лист был пущен по рукам комиссии. Когда все согласились, что портрет похож, председатель пожал мне руку и отправил в школу.

В школах после Отечественной войны не было никаких наглядных пособий и мое умение рисовать было неожиданно востребовано. Пока друзья отвечали на уроке, я, как правило, стоял у доски и рисовал очередное наглядное пособие -- разрез окуня, цветок с пестиками и тычинками, очертания какого-либо континента, строение атома или интерференцию света. Учитель объяснял тему, а мне была гарантирована отличная оценка в журнале.

Так что мое увлечение живописью не только приносило мне радость и наслаждение, но и большую пользу.

14 апреля в зимнем саду Дома ученых Новосибирского научного центра откроется выставка моих акварельных пейзажей. Приглашаю ее посетить.

И вообще я убежден, что занятие любым видом искусства всегда облагораживает жизнь, делает ее гармоничнее, интереснее и разнообразнее.

-- Александр Филиппович, мне известно, что у вас есть и другие увлечения?

-- Да, пожалуй, не менее чем к живописи, имею страсть к охоте, рыбалке, путешествиям и стихам (своим и чужим).

-- Александр Филиппович! Я поздравляю вас с юбилеем! Желаю вам творческих успехов в науке и педагогической деятельности; дальнейшего совершенства в живописи и стихах, удачи на охоте и рыбалке и крепкого вам сибирского здоровья!

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+96+1