«Наука в Сибири»
№ 3 (2289)
19 января 2001 г.

БИБЛЕЙСКИЕ ЦАРИ
НА ХАНТЫЙСКОМ СВЯТИЛИЩЕ

Аркадий Бауло
Институт археологии и этнографии СО РАН

Летом 1999 г. на одном из хантыйских святилищ Нижней Оби мне удалось увидеть прекрасное серебряное блюдо, изготовленное свыше тысячи лет тому назад где-то в Средней Азии; история этой находки необычна.

В 1938 г. на Урале выдающийся исследователь древних культур Сибири В.Чернецов записал легенду о серебряном блюде, которое выловили на Оби при неводьбе рыбы и позже доставили на одно из мансийских святилищ. В 1985 г. доктору исторических наук И.Гемуеву и автору данной статьи удалось обнаружить это блюдо: оно действительно находилось в качестве главного фетиша на культовом месте селения Верхне-Нильдино на Северной Сосьве. Нильдинское оказалось двойником знаменитого Аниковского блюда, найденного в 1909 г. в Верхнем Прикамье и ныне хранящегося в Эрмитаже. По мнению исследователя Б.Маршака, на обоих блюдах представлены сцены из Книги Иисуса Навина -- осада Иерихона и др.

Интересно, что в первом варианте легенды, записанной В.Чернецовым, говорилось о том, что среди выловленной рыбы были "семь блюд и все одинаковые". Возможно, из этого же набора и Аниковское блюдо, поскольку, согласно легенде, остальные блюда "развезли по другим местам". Тогда где искать еще пять блюд?

По сообщению В.Чернецова, в 1930-х годах еще одна "серебряная тарелка с изображением семи человек" находилась в селении Яны-Пауль на Северной Сосьве. В 1997 г. мне рассказали о "шаманском месте" на Урале: рядом с культовым амбарчиком установлены три камня, на которых лежит потемневшее от времени большое серебряное блюдо с изображением четырех всадников. Увы, последние два блюда пока не дошли до специалистов.

Поиск продолжался. Бывая в различных селениях Нижнего Приобья, я всегда показывал фотографию Нильдинского блюда, надеясь буквально на чудо. В 1999 г. старик-хант, рассматривая снимок, неожиданно оживился, сказав, что на местном святилище есть подобная "византийская"(!) тарелка. И вот мы у амбарчика -- жилища поселкового духа-покровителя. Хранитель места достает завернутое в красный платок блюдо. В него кладут куски жертвенного хлеба, которые могут брать только старейшины или гости-сироты. "Семь блюд и все одинаковые"... Мне посчастливилось держать в руках и Нильдинское, и блюдо с хантыйского святилища на Малой Оби. Они действительно одинаковые: по форме, диаметру, весу, металлу, способу изготовления, -- все это видно в первые мгновенья.

Следует сказать, что подобные изделия попадали на Север уже в VII--VIII вв.: среднеазиатские купцы обменивали их на мех, моржовый клык и даже ловчих птиц. Кажется странным, но блюда, изготовленные в Иране, Хорезме, Согде сохранились в большей степени на Урале (в составе т.н. кладов), на Востоке же во времена бурных переворотов и мятежей серебро было переплавлено в звонкую монету. В итоге, львиная доля восточного металла сегодня находится в Эрмитаже, единицы выставляются в Лувре, Британском музее, Метрополитен-музее и др.

Диаметр "хантыйского" блюда составляет 24 см, высота 3 см, вес 1 кг. Декор нанесен с помощью резца, фон фигур покрыт позолотой. Блюдо отлито в VIII--IX вв. в одном из городов Средней Азии.

Мне представляется, что на лицевой стороне блюда художник изобразил сцену, связанную с легендарными правителями Израильско-Иудейского царства Давидом и Соломоном.

На троне восседает Давид, герой ветхозаветного повествования, с которым христианская традиция связала мессианские чаяния: по Евангелию от Матфея, Иисус являлся прямым потомком Давида. На блюде последний изображен почтенным старцем: "...тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет". Одним из аргументов в пользу Давида является показ царя с музыкальным инструментом в руках. Согласно Библии, Давид прославился сочинением и исполнением псалмов "на струнных орудиях".

По правую руку от Давида изображен Соломон, который предстает в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом. На блюде он показан еще молодым человеком, но уже коронованным наследником: "Давид, состарившись и насытившись жизнью, воцарил над Израилем сына своего Соломона". Кажется очевидным, что по замыслу автора или заказчика блюда Давид здесь исполняет псалом о Соломоне, предрекающий ему обширное владычество:

Он будет обладать от моря до моря
и от реки (Евфрат) до концов земли.
Падут пред ним жители пустынь,
и враги его будут лизать прах...
И поклонятся ему все цари;
все народы будут служить ему.

Следует обратить внимание на то, что Соломон показан с поднятой вверх левой перстосложенной рукой. Речь здесь идет не о крестном знамении или благословении, но о способе представить человека говорящим. Известно, что на перстосложенные руки на священных изображениях начали смотреть как на руки благословляющие не ранее XI в., а как на руки молебные не ранее половины XV в. "Пророки, до сих пор изображаемые на иконах с перстосложенными протянутыми руками, собственно не благословляют и не молятся, а пророчествуют, т.е. перстосложенные руки -- знак того, что они изображаются пророчествующими" (Е.Голубинский). Таким образом, жест Соломона подчеркивает его значимость как пророка, с другой стороны, представляет говорящим.

Присутствующая во дворце женщина, скорее всего, Вирсавия -- любимая жена Давида и мать Соломона. Она сыграла главную роль в том, чтобы еще при жизни Давида произошло официальное возвышение Соломона.

Изображение на блюде фигур животных можно объяснить двумя причинами. Во-первых, их присутствие могло подчеркивать исполнение Давидом известного Псалма "Все живущее да хвалит господа". Во-вторых, фигуры животных могли относиться и к Соломону, который по апокрифу знал язык всех зверей.

Наиболее близкие аналогии блюдо имеет с изделиями, изготовленными в Восточном Иране и Средней Азии в VI--IX вв., при этом художник использовал традиции более ранней (сасанидской) эпохи. Главной идеей канона того времени был показ величия обожествленной власти, выработка идеала "царя царей" (в том числе, в тронной сцене с участием членов семьи).

Блюдо с Нижней Оби относится к раннему периоду существования христианства в Средней Азии (в VI в. несторианская община во главе с епископом была в Самарканде, в Хорезме колонии христиан существовали в VII--VIII вв.). В данном случае ветхозаветный сюжет и его основные персонажи выполнены в рамках сасанидских традиций в интерьере раннесредневековой среднеазиатской архитектуры. Давид совершено естественно изображен в русле иранского канона "царя царей", поскольку ко времени изготовления блюда существующие легенды представляли его в этом качестве.

Представляется, что в Средней Азии было отлита целая серия блюд с библейскими сюжетами для группы христианских миссионеров, отправившихся в составе торгового каравана в Сибирь. Подтверждением этому являются ранее упомянутые два серебряных блюда со сценами из Книги Иисуса Навина. Подобные серии блюд с библейскими сюжетами были популярны в Византии: в начале XX в. на Кипре были найдены 9 блюд VII в. со сценами жизни Давида. Впрочем, блюдо с Давидом и Соломоном могло быть отлито и для какого-нибудь торжественного события, например, занятия престола одним из царей Средней Азии, вышедшим из христианской среды.

Оказавшись на Севере Сибири, блюдо, по-видимому, сразу попало в состав ритуальной атрибутики. Местные жители, не зная Библии, по-своему истолковали сюжет блюда. В их представлениях на троне восседает местный дух-покровитель, известный своими длинными седыми волосами. Более того, хантыйские жрецы дополнили основной сюжет собственными рисунками, выполненными ножом. На лицевой стороне блюда между фигурой Соломона и рельефным венком они вырезали профильное изображение волка, а справа и слева от нимба Давида -- две зооморфные фигуры. На оборотной стороне блюда жрецы изобразили воина в шлеме.

Удивительно, но на протяжении уже более тысячи лет серебряное блюдо -- замечательный памятник искусства Древнего Востока -- сохраняется в качестве священного атрибута хантыйского святилища.

P.S. Полностью статья "Серебряное блюдо с Малой Оби" опубликована в журнале "Археология, этнография и антропология Евразии", 2000, N 4.

стр.