«Наука в Сибири»
№ 1-2 (2686-2687)
15 января 2009 г.

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ
НА ПУТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Из выступления проф. С.Г. Ситникова, ректора СибГУТИ.

Иллюстрация

Новосибирский электротехнический институт связи (ныне Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики) был открыт в соответствии с решением правительства страны и приказом Министерства связи от 2 октября 1952 года. За почти 55 лет существования подготовлено более 35 тысяч специалистов. 95 % руководителей и специалистов связи Сибирского и Дальневосточного регионов — выпускники СибГУТИ.

Базовый комплекс университета вместе с колледжем расположен в Новосибирске, филиалы университета и колледжи филиалов находятся в Екатеринбурге, Хабаровске и Улан-Удэ. Университет является единственным за Уралом специализированным вузом, который готовит специалистов по всем направлениям телекоммуникации и информатики. Выпускники СибГУТИ работают не только в России, но и во всех странах СНГ, а также ряде других зарубежных государств.

В целом в структуре университетского комплекса (вместе с филиалами) трудятся 600 преподавателей (в том числе 60 профессоров и докторов наук и 300 доцентов и кандидатов наук), обучающих свыше 18 000 студентов. Миссия СибГУТИ заключается в развитии учебно-научно-инновационного университетского комплекса, обеспечивающего непрерывную многоуровневую профессиональную подготовку и переподготовку специалистов мирового уровня, а также научно-инновационную деятельность в области инфокоммуникационных технологий, направленную на социально-экономическое и культурное развитие стратегически важного региона Сибири, Урала и Дальнего Востока и вхождение России в глобальное информационное сообщество.

Модель развития СибГУТИ представляет собой учебно-научно-инновационный университетский комплекс с внешней инновационной инфраструктурой. При этом инфраструктура подготовки специалистов в базовом комплексе СибГУТИ формируется на основе модели Всемирной организации связи. Работают факультеты многоканальной связи, автоматической электросвязи, информатики и вычислительной техники, мобильной радиосвязи, а также факультеты, обеспечивающие инфраструктуру.

Стратегия развития университета закреплена в Концепции развития СибГУТИ на период до 2010 года, Программе инновационного развития на 2006-2010 годы, Комплексной инновационной образовательной программе на период до 2010 года (последняя программа предусматривает формирование инновационной образовательной среды и современной профессиональной компетентности специалистов в сфере инфокоммуникаций).

Обобщенная структура образовательного комплекса университета состоит из трех основных кластеров: учебно-инновационного, научно-инновационного и кластера формирования инновационной и бизнес-компетентности.

Учебно-инновационный кластер предполагает следующие направления: дистанционное обучение; переподготовка специалистов; полигоны новой техники кафедр; подразделения кафедр на родственных предприятиях; обучение под заказ; учебные центры и лаборатории IT-фирм; учебные центры и лаборатории микроэлектроники и нанотехнологий.

В научно-инновационный кластер входят научные школы, отраслевые научно-исследовательские лаборатории, научно-технические центры, дизайн-центры микро-, опто- и наноэлектроники, органы сертификации, подразделения кафедр в структурах СО РАН, совместные проекты с партнерами, аспирантура и докторантура.

Кластер формирования инновационной и бизнес-компетентности предполагает такие направления: бизнес-инкубирование и развитие инновационных компетенций; инновационные проекты для реализации в бизнес-инкубаторе — центре развития инновационных компетенций и технопарке; математическое моделирование бизнес-процессов; производственный менеджмент и маркетинг; технологии проектирования общественных и внутриорганизационных отношений; методики социально-экономических исследований; оперативный и стратегический менеджмент.

Инновационная инфраструктура университета включает:

— научные школы (криптография, теория кодирования; телеметрия и телемониторинг природных систем; распределенная обработка информации; передача дискретных сообщений по каналам связи; информационные технологии для широкополосных сетей множественного доступа; теория микроволновых цепей и точные измерения параметров микроволновых устройств; теория помехоусточивости связи; теория взаимодействия социальных систем);

— межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов (отдел дистанционного обучения; методический центр дистанционного обучения; лаборатория электронных средств обучения; локальная сетевая академия «Cisco СибГУТИ»);

— научно-инновационный комплекс СибГУТИ (центр параллельных вычислительных технологий; научно-технический центр специализированных информационных систем; две межотраслевые научно-исследовательские лаборатории; пять отраслевых научно-исследовательских лабораторий; два научно-исследовательских сектора филиалов СибГУТИ; шестнадцать научно-исследовательских лабораторий при кафедрах; аналитический центр инфокоммуникационных технологий; испытательная лаборатория сертификации средств связи; региональный центр охраны труда и орган сертификации организаций связи СФО; патентно-информационная служба; отдел маркетинга и мониторинга профильных рынков; вспомогательные подразделения научно-инновационного комплекса);

— центр информационной политики; журнал «Инфосфера»; сборник «Вестник СибГУТИ»; телевизионная студия мультимедиа; полигоны новой техники при выпускающих кафедрах; подразделения кафедр на предприятиях Новосибирска; учебные центры и лаборатории инфокоммуникационных фирм;

— создаваемые инновационные структуры (студенческое конструкторское бюро; студенческий бизнес-инкубатор — центр развития инновационных компетенций; городская площадка технопарка на базе СибГУТИ, межвузовский центр инновационных технологий подготовки специалистов; инновационно-образовательная площадка СибГУТИ «Информация и инновации»).

В число приоритетных направлений научных исследований и разработок университета входят: системы гидроакустической связи, управления и навигации двойного применения; параллельные вычислительные технологии и высокопроизводительная обработка информации; цифровое радио- и телевизионное вещание; мобильные многофункциональные технологии нового поколения; разработка и производство совместно с ООО «Элтекс» современного телекоммуникационного оборудования для сетей общего пользования. По большинству этих направлений в университете есть большой задел. Получены уникальные результаты, порой не имеющие аналогов в мире. Подтверждением тому — недавнее подписание соглашения со Швецией о поставке разработанной у нас гидроакустической аппаратуры (модули подводной связи) на 20 млн. рублей. Видимо, большинство присутствующих здесь специалистов знает, что в глубинах Байкала установлен телескоп, фиксирующий мельчайшие частицы — нейтрино. Так вот, информация, которая поступает со дна озера Байкал на поверхность о регистрации частиц, передается именно нашей аппаратурой подводной связи.

стр. 4-5