«Наука в Сибири»
№ 34 (2220)
3 сентября 1999 г.

ТЕХНОЛОГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Александр Соловьев.

С 19 по 22 августа в санатории "Лазурный" прошел научно-образовательный семинар для старшеклассников и студентов "Технологии устойчивого развития: история и перспективы", организованный Дискуссионным клубом НГУ. В нем приняли участие представители девяти школ и двух вузов Новосибирска. Среди них были не только постоянные участники мероприятий Дискуссионного клуба, но и прошедшие по конкурсу (конкурсные вопросы были опубликованы в последнем июльском номере "Науки в Сибири"). Главной целью сессии было ознакомление участников с технологиями, применяемыми сегодня для достижения устойчивого развития, выяснение причин их низкой эффективности, предложение более действенных путей решения проблем.

Студенты и школьники по собственному желанию разделились на четыре команды и выбрали их названия. Темы определялись ребятами также самостоятельно, но с учетом рекомендаций тренеров. Команда "Weber" выбрала тему "Социально-политические механизмы решения демографических проблем". Под руководством Михаила Яновича и Владимира Павлова она изучила факторы, влияющие на изменение демографической ситуации, рассмотрев отдельно страны с демографическим ростом (Индия) и уменьшением численности населения (Россия). Проанализировав причины проблем, они предложили более 30 способов их решения, среди которых были и довольно экзотические. Например, чтобы уменьшить численность населения развивающихся стран, можно способствовать эмансипации местных женщин и установлению матриархата. Чтобы женщинам было некогда рожать лишних детей -- пусть занимаются государственными делами!

Команда выбрала очень удачную презентационную форму своего доклада, составив таблицу из разделов "проблема", "пути решения", "приемлемость", "результат" и "эффективность", при этом заполнив их не скучными наукообразными формулировками, а рисунками и запоминающимися знаками. Как заметила президент благотворительной организации "Социальная экология" Наталья Баранова, эту таблицу можно прямо использовать в школе в качестве наглядного материала при изучении демографических проблем.

Команда "Ecoles" под руководством Светланы Пузыниной занималась вопросами улучшения школьного экологического образования в Новосибирске. В результате напряженной работы ее коллектив, состоящий из представителей ФМШ, третьей и пятой гимназий, разработал сложную схему с множеством ответвлений, ответив не только на вопрос "что сделать?", но и "как сделать?". Правда, по последней части было множество разных мнений.

Третья и четвертая команды рассматривали возможности реформирования политической и экономической систем России и мира в интересах устойчивого развития. Идея команды "Мы" (капитан Александра Годовикова) о построении государства с верховенством Совета Федерации была актуальной, но, как отметил историк Владимир Миндолин, страдала недостатком технологичности: причины современного российского кризиса не были глубоко проанализированы. Команда "Трезвомыслящие", основу которой составили школьники из Центрального и Кировского районов (капитан Сергей Лукашов), изучала тему, связанную с социальными ценностями современного мира. В результате работы получился очень интересный, но, к сожалению, также оторванный от реальности проект.

Участники имели возможность пройти "предзащиту" своих проектов. Было интересно наблюдать, как проекты, представленные в первый день, содержащие множество недостатков, преображались на глазах. Не последнюю роль в этом совершенствовании сыграла работа тренеров, которые помогали командам на протяжении всех четырех дней. Но еще раз подчеркнем: окончательные проекты нуждаются в доработке, общий недостаток -- отсутствие конкретных механизмов их реализации.

Кроме научных, организаторами ставились и образовательные цели: познакомить участников с навыками работы в малых группах, научить грамотно отстаивать свою позицию и логично формулировать свои мысли и т.д. Самостоятельные исследования, при которых нужно было использовать большое количество литературы и помощь консультантов, по словам участников, были более интересными и полезными в сравнении с обычными лекциями и семинарами.

В рамках программы семинара был проведен тест на эрудицию: знакомы ли участники с именами известных ученых, писателей, композиторов, политических деятелей; знают ли об их вкладе в развитие науки, культуры, политической истории? Результаты теста показали значительные пробелы в знаниях. Так, Сергея Королева называли первым космонавтом, Валентина Коптюга -- основателем Академгородка и директором ИЯФа, Пиночета -- китайским диктатором. С работами академика Владимира Вернадского знаком лишь один человек.

Лучше других справился с работой Сергей Мелехов, студент ММФ НГУ, выпускник 119-й школы. Он правильно ответил более чем на 80% вопросов. На следующий день был произведен "разбор полетов", на котором тренеры кратко рассказали обо всех людях, включенных в тест. Такая форма работы помогла участникам легче усвоить информацию, которая, надеемся, пригодится им в будущем.

Семинар закончил свою работу круглым столом, на котором организаторы и участники подвели итоги работы, обсудили планы на будущее, ребятам были вручены призы и дипломы. При определении победителя мнения экспертов разделились между командами "Weber" и "Ecoles", но в конце концов предпочтение было отдано более опытной команде "Ecoles". Основное время ребята посвятили подготовке своих проектов, работая в группах. А вечерами устраивался костер, все собирались вокруг, шутили и пели любимые песни, и здесь продолжалось обсуждение новых идей. В часы, свободные от работы, участники имели возможность поиграть в футбол, бильярд, теннис... На вопрос итоговой анкеты "для меня семинар -- это..." многие ответили: "дружба и новые замечательные знакомства..."

* * *

В сентябре этого года в Центре детского и юношеского творчества Советского района при участии Дискуссионного клуба НГУ открывается подростковый научный клуб "Глобалист" (руководитель -- Антон Черепанов). Теперь с проблемами устойчивого развития общества смогут познакомиться не только учащиеся ФМШ, но и старшеклассники других школ Академгородка. По вопросам участия в работе клуба звоните по телефонам: 36-13-31 (Дискуссионный клуб НГУ) и 33-72-00 (ЦДЮТ).

стр.