«Наука в Сибири»
№ 1-2 (2686-2687)
15 января 2009 г.

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Из выступления проф. Ю.Ф. Кирюшина, ректора АлтГУ.

Иллюстрация

В образовательную структуру Алтайского госуниверситета входят 17 факультетов, 87 кафедр, 14 центров переподготовки и повышения квалификации, Высшая народная школа Алтая для взрослых, Южно-Сибирский ботанический сад, база учебных практик «Озеро Красилово», учебно-спортивный комплекс, 6 филиалов (Рубцовский институт (филиал), филиалы в гг. Белокурихе, Славгороде, Бийске, Камне-на-Оби, с.Михайловское).

В университете и его филиалах обучаются более 19 тыс. студентов, 375 аспирантов и докторантов, более 2000 слушателей системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации; работают 1814 сотрудников, в том числе 743 преподавателя, их них 108 штатных докторов и 415 кандидатов наук.

Вузом заключены 15 договоров и соглашений о международном сотрудничестве с крупными образовательными центрами Германии, Великобритании, Франции, США, Казахстана, Таджикистана, Монголии и Китая. В 2003-2008 гг. получено 147 международных грантов; 450 преподавателей, аспирантов и студентов университета выезжали за рубеж; АлтГУ посетили 180 зарубежных ученых; 82 иностранных студента прошли в университете полевые практики, 16 студентов обучаются по магистерской программе двойного диплома в рамках договора с университетом Галле (ФРГ).

Университет издает 4 научных журнала, из них три («Известия АГУ», «Химия растительного сырья», «Филология и человек») имеют статус журналов ВАКа.

За реализацию проекта «Разработка и внедрение программ для получения дополнительной квалификации как основа построения конкурентоспособной системы педагогического образования в классических университетах» вуз удостоен премии Правительства РФ в области образования (2004 г.) В 2003-2008 гг. в университетских центрах дополнительного образования повысили квалификацию свыше 9 тысяч преподавателей и специалистов.

Стратегической целью развития университета является формирование на его основе инновационного научно-образовательного комплекса, способного обеспечить тесную связь университетского образования, университетской науки и культуры с решением практических задач развития управления, экономики, политики, социальной и культурной жизни южно-сибирского региона.

На всех факультетах фактически уже внедрена система бакалавр-магистр. Поэтому для нас не представляет особой сложности полный переход на нее в следующем году. Ведь этому предшествовала огромная подготовительная работа, начавшаяся еще в начале 1990-х гг. Мы благодарны федеральным органам управления образованием за то, что университет в какой-то степени был здесь первопроходцем в Сибири. Сколько обучающих семинаров, конференций было проведено на нашей базе! Министерство и сейчас идет нам навстречу в увеличении набора в магистратуру. В 2008 г. набор магистров составил 327 чел. В настоящее время в университете обучаются 600 магистрантов.

Сегодня университет — крупнейший в регионе — готовит кадры высшей квалификации по 58 научным специальностям аспирантуры и 20 научным специальностям докторантуры. Только за 5 лет (2003-2007 гг.) в 14 диссертационных советах АлтГУ защищены 54 докторские и 783 кандидатские диссертации.

Научные исследования осуществляются по 19 основным научным направлениям. Они разрабатывались в соответствии с приоритетными направлениями развития современной российской науки, а также с учетом потребностей региона. Как правило, каждое научное направление представлено ведущим научно-педагогическим коллективом (научной школой). Официально признанных научных школ АлтГУ гуманитарного и естественнонаучного профиля — 16. Исследования наших ученых широко известны в России и за рубежом. Ежегодно научные коллективы и ученые университета получают около 100 грантов Президента и Правительства РФ, Министерства образования и науки, РФФИ, РГНФ, МИОН и иных фондов, в том числе зарубежных.

Эффективно работают научные коллективы во главе с профессором Г. Я. Барышниковым (разработка приоритетных направлений природопользования), профессорами: Л. И. Шелеповой и О. Г. Левашовой (исследование языковых и литературных процессов), В. А. Скубневским и В. Н. Владимировым (исторический опыт освоения Сибири), А. А. Лагутиным (теоретическая физика и астрофизика), В. В. Поляковым (физика конденсированных сред и материаловедение), Г. Г. Соколовой и А. И. Шмаковым (изучение и сохранение биоразнообразия Северной Азии; экологическая оценка окружающей среды Южной Сибири) и др.

Пять грантов и проектов реализует директор Южно-Сибирского ботанического сада профессор А. И. Шмаков. Александр Иванович и его молодые коллеги — кандидаты биологических наук С. В. Смирнов, М. Г. Куцев, Д. А. Герман и Е. А. Давыдов — открыли лабораторию молекулярно-генетического анализа, единственную в своем роде в Сибири.

Наши сотрудники стали более активно участвовать в конкурсах грантов, программ и заключении хозяйственных договоров. В 2003 г. число преподавателей и сотрудников, участвующих в НИР, составляло 367 чел., в 2008 — свыше 520 чел.

В 2006 г. на основании соглашения между администрацией Алтайского края и РГНФ о совместном финансировании проектов впервые удалось провести региональный конкурс грантов в сфере гуманитарных и общественных наук. В результате общее число проектов РГНФ, выполняемых учеными АлтГУ, возросло с 15 (2003 г.) до 27 (2007 г.). В 2007 году администрация края заключила подобное соглашение с РФФИ. Увеличилось число грантов Агентства по науке и инновациям. Общий объем финансирования научных разработок за последние пять лет вырос почти в 1,5 раза.

Особое значение университет придает развитию связей с академическими исследовательскими институтами, лабораториями. Существенный шаг вперед был сделан в рамках ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на 2006-2008 гг.» Были заключены соглашения и выполнялись совместные проекты с 11 институтами СО РАН, в т.ч. Институтом автоматики и электрометрии, Институтом водных и экологических систем, Институтом археологии и этнографии и др. Развивается сотрудничество и с научно-производственными предприятиями, научно-общественными объединениями (ФНПЦ «Алтай», Программа развития ООН «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтай-Саянского экорегиона» и др.)

Особое место в научно-исследовательской деятельности отводится организации работы в области критических технологий. Важное координирующее значение имеет создание по инициативе университета и ФНПЦ «Алтай» (г. Бийск) Межрегионального центра «Наноиндустрия» с участием Института проблем химико-энергетических технологий (г. Бийск), Томского госуниверситета, Алтайского государственного технического университета и др. партнёров. В университете создано два центра коллективного пользования по биотехнологиям и наноматериалам, начинается обновление научного оборудования.

По направлению наноиндустрии в последние 5 лет защищено 4 кандидатских диссертации, подготовлен 21 специалист.

Алтайский университет не мыслит своего будущего без развития молодежной, в т.ч. студенческой, науки.

Для реализации интеллектуального потенциала студентов и аспирантов в университете выстроена эффективная система организации научно-исследовательской работы молодежи. В университете ежегодно проводится целая серия научных мероприятий, на которых молодые ученые имеют возможность представить результаты своей научной работы. За последние 5 лет проведено свыше 170 научных конференций, студенческих олимпиад и выставок научно-технического творчества молодежи. Ежегодно с докладами на научных конференциях различного уровня выступает около 2 тыс. студентов и магистрантов. По итогам участия в конференциях ежегодно около 500 студентов награждаются дипломами, грамотами и денежными премиями за высокий уровень представленных докладов. Только за прошедшие 5 лет студентами университета опубликовано 2170 научных работ, из них около 100 — в зарубежных изданиях. Мы нацеливаем наших молодых ученых на участие в конкурсах на получение грантов. Сегодня это, пожалуй, самый надежный способ получить финансовые средства для проведения научных исследований. У университета неплохой опыт участия в подобных конкурсах. Замечу, что эффективность участия наших студентов в конкурсах на присуждение грантов составляет свыше 80%.

Высокий уровень подготовки студентов и квалификации молодых преподавателей неоднократно подтверждался на всероссийских студенческих олимпиадах и конкурсах научных работ молодых ученых.

Последние два года информационный ресурс АлтГУ занимает 8 строчку среди российских университетов в рейтинге Webometrics Ranking of World, оценивающем научные и учебно-методические веб-публикации, посещаемость официального сайта и полноту представления университета в сети. Среди университетов СФО в этом рейтинге АлтГУ уверенно занимает третью строчку (таблица из газеты «Наука в Сибири» № 44 от 6 ноября 2008 г.).

Университет имеет статус базового вуза по повышению квалификации преподавателей вузов, ссузов и учреждений НПО России.

Эту работу мы начали давно. На принципиально новый уровень она вышла, когда в 2004 г. на базе АлтГУ по инициативе Совета ректоров вузов Алтая и при поддержке администрации Алтайского края был создан региональный Центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ЦППКП). Сегодня здесь работают лучшие представители научно-педагогического сообщества края. В 2006 г. при ЦППКП создана кафедра акмеологии и инновационной педагогики, которая задает ориентиры развития системы дополнительного образования в регионе.

В 2008 году АлтГУ включен в Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. В рамках данного проекта предполагается реализация подготовки кадров по образовательным программам «Стратегический менеджмент и управление развитием», «Финансы», «Маркетинг».

В рамках федеральных целевых программ повышения квалификации по линии Рособразования факультетами АлтГУ разработано и реализовано за последние пять лет 39 образовательных программ. Их слушателями стали более полутора тысяч преподавателей системы ВПО, СПО и НПО из 82 регионов Российской Федерации. Авторы программ — наши лучшие преподаватели — стараются уделять серьезное внимание не только содержанию обучения, но и способам его презентации, структуре каждого учебного занятия, инновационным технологиям, интерактивным методам и формам обучения. В реализации большинства программ мы стремимся показать связь науки с реальной практикой. Работая с нашими коллегами из других образовательных учреждений России, мы и сами повышаем квалификацию. Активный диалог, атмосфера сотворчества создают благоприятные условия для взаимообучения.

Мы убеждены, что это направление деятельности университета позволяет нам в условиях демографического спада и сокращения госбюджетного набора не только сохранить педагогический состав, но и даёт возможность дополнительного заработка нашим преподавателям.

стр. 4-5