«Наука в Сибири»
№ 22 (2258)
2 июня 2000 г.

АТЛАНТЫ ИЗ ИТПМ

С.Сергеева.

В конце декабря 1999 г. в Институте теоретической и прикладной механики произошло замечательное событие -- официальное открытие уникальной установки АТ-303. Ее полное название -- гиперзвуковая аэродинамическая труба адиабатического сжатия с мультипликатором давления.

Труба предназначена для исследования проблем, связанных с обеспечением продолжительного полета перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов с прямоточными воздушно-реактивными двигателями в плотных слоях атмосферы.

* * *

...А начиналось все в 1994 г. Группа энтузиастов взялась за осуществление проекта в не самые легкие для науки времена. Необходимое оборудование собиралось по крохам -- по институтам и предприятиям, в которых в результате кризиса оно оказалось невостребованным. Вот один из эпизодов этой истории.

* * *

1997 г. Для установки АТ-303 потребовались большие вакуумные емкости. Изготовить два баллона по 110 кубометров оказалось нереальным, было решено взять емкости из турбокомпрессорной -- в 60-е годы их специально заказали и изготовили для обеспечения сжатым воздухом всех институтов и производств Академгородка. Каждый баллон длиной 28 м, диаметром 3 м, а весом -- 60 тонн! Толщина стенки -- 40 мм. Баллоны уже выработали свой временной ресурс, дальше их использовать можно было только после специспытаний. Для этого года за два до описываемых событий из двух случайным образом выбранных баллонов вырезали по "лоскуту" 800х800 мм, провели экспертизу, установили их пригодность. Однако после этой процедуры баллоны пришлось списать -- залатанные они не держали высокого давления. А вот в качестве вакуумной емкости вполне подходили. Все остальные благополучно работают по назначению и по сей день.

Переместить 60-тонные баллоны к установке нужно было всего на 500 метров. Обратились к организациям, способным решить эту задачу -- "Метрострою", "Мостоотряду"... Они потребовали разработки специальной оснастки для поднятия баллонов. Был даже предложен проект перемещения на воздушной подушке. Затребованных запредельных сумм на подобные проекты у института, естественно, не было.

И тут простые советские шабашники, "съевшие собаку" на строительстве колхозных сушилок -- с.н.с. Владимир Чиркашенко и ведущий конструктор КО Виктор Игнатьев -- предложили свои услуги. В операции участвовали также ведущий конструктор Анатолий Кувшинов и монтажники Владимир Кехтер и Юрий Куюмжу.

Три месяца понадобилось, чтобы убедить начальство института, что операцию можно провернуть своими силами. Первым поверил в ребят зам. директора Геннадий Власович Медведев. Был проработан каждый шаг, учтено все до мелочей, а сложностей было немало. К примеру, кран грузоподъемностью в 120 т (КАТО) не мог подойти близко к баллонам, не повредив коллектор. Решено было закрыть коллектор дорожными плитами. В течение двух недель шла подготовка: плиты снимали с пешеходной дорожки к институту... На заводе были заказаны специальные стропы, способные выдержать заданный вес, и т.д., и т.п. Немало времени ушло, чтобы получить все необходимые разрешения для проведения подобных работ от официальных организаций. А между тем наступил уже ноябрь. Операцию наметили на выходные дни, чтобы не привлекать зрителей и не выставлять оцепление.

В назначенный час из города прибыли огромный кран (единственный на весь город) и специальная тележка для транспортировки длинномерных грузов. С первым баллоном, который надо было снять с верхнего яруса, управились за субботу. А в воскресенье ударил мороз в 20 градусов. У крана три раза срабатывал сигнал перегрузки, когда он пытался приподнять приржавевший к опоре нижний баллон. В конце концов баллон подняли и положили на тележку со специальной "постелью", спроектированной и изготовленной в институте. "Кировец" сдвинул тележку, проехал метров двадцать и забуксовал на обледеневшей дороге. Подключили гусеничный трактор. В две тяги -- и ни в какую. А мороз уже под тридцать. Все вымотались. К шести часам вечера (а начали утром) преодолели метров восемьдесят, как раз до крыльца главного корпуса института.

Положение было критическое. Стало ясно, что эта техника больше не потянет. И тут зачинщиков озарило: в Политучилище (Военном институте, как он теперь называется) есть специальный тягач с лебедкой на базе танка, чтобы вытаскивать застрявшие танки. Директор ИТПМ, профессор, чл.-корр. РАН, главный ученый секретарь СО РАН В.Фомин воскресным вечером звонит генералу, начальнику Политучилища, и вскоре в сопровождении ГАИ на место событий прибывает тягач.

Размотали с лебедки трос, зацепили за "Кировец", к которому была прицеплена тележка с баллоном. Выбросить "Кировец" из этой цепи было невозможно -- без него тележка была бы неуправляемой. Лебедка сматывала трос, продвигая метров на тридцать технику, затем тягач отъезжал вперед, и вся бригада вытягивала с лебедки трос, цепляла к "Кировцу" -- и все сначала. Тракторист потом признался, что боялся, что его "Кировец", оказавшийся между лебедкой и прицепом, они разорвут, как "бобик варежку".

Танкист из смотровой щели не мог видеть всю картину и смотрел на подполковника, который в свете фар руководил его действиями. В районе Института лазерной физики у танка кончилось горючее -- слили с трактора "Беларусь", заправили. До места добрались к часу ночи. "КАТО" эту ночь провел в большом зале, в корпусе малых аэродинамических установок, кое-как вписавшись в него.

В понедельник в 8 утра вся команда была в сборе. Полтора часа ушло на то, чтобы установить баллон на предназначенное для него место под аплодисменты собравшихся сотрудников.

...Остается добавить, что вознаграждения за проделанную работу В.Игнатьеву хватило на норковую шапку для жены и коллекцию луковиц сортовых гладиолусов. Для нее же.

стр.