«Наука в Сибири»
№ 18-19 (2653-2654)
8 мая 2008 г.

КОМУ ПЕРЕДАТЬ ЭСТАФЕТУ?

Из выступления академика О.Ф. Васильева.

Иллюстрация

Я хотел бы с трибуны Общего собрания поднять вопрос об очень неблагополучном кадровом состояниии географических и близких по профилю институтов, в частности, Института водных и экологических проблем. Дело в том, что кадры этих институтов были сформированы, главным образом, на основе тех специалистов, которые выпускались сибирскими вузами, и где подготовка ориентировалась, в основном, на традиционные области и традиционные методы, а физико-математическая компонента была весьма слабой, в отличие от некоторых вузов европейской части страны (таких как географический факультет МГУ или Санкт-Петербургский гидрометеорологический университет — там подготовка гидрологов и метеорологов ведется на совершенно ином уровне).

В настоящее время большое значение приобрели проблемы изменения климата, климатология, мы имеем блестящие результаты в области палеоклиматологии. Однако надо смотреть в будущее, прогнозировать, какие изменения могут иметь место — вот тут-то и требуется применение методов математического моделирования. То же самое можно сказать о сложнейших задачах динамики океана, атмосферы, связанных к тому же между собой. Статистические методы здесь очень важны, а наши институты в нынешнем виде оказались к этому просто неподготовленными. И хотя мы организуем даже международные совещания, я чувствую, что той информации, которую мы получаем, недостаточно. Поэтому по-прежнему стоит вопрос о том, чтобы в Сибири был организован самостоятельный современный центр, типа физико-технического института, для подготовки специалистов в этой области.

Мне пришлось также обсуждать этот вопрос с руководством нашего российского Государственного комитета по гидрометеорологии — с первым заместителем Фроловым. Он недавно вернулся из Австралии и рассказал, какие современные методы и техники применяют там гидрологи и метеорологи. А в России положение с кадрами очень плохое — в этом ведомстве тоже были огромные потери, и возрастной состав совершенно критический. Ситуация такова, что просто неясно, откуда будет идти пополнение, кто сменит выбывающие кадры, а уж тем более, если говорить о современном уровне работы. С моей точки зрения (я уже писал об этом письмо, где были кратко изложены основные аргументы), один из путей, и это был бы это самый блестящий путь — открыть подготовку специалистов этого профиля в Новосибирском государственном университете. База уже обеспечена, есть люди, которые работали в области метеорологии и гидрологии. Я понимаю, что у всех полно забот и интересов, но тут положение просто трагическое. Что-то нужно делать, иначе уйдет еще одно поколение, и станет просто некому передавать знания молодежи.

Это главная часть моего выступления, но я хотел бы затронуть еще два момента. Прежде всего, расширение работ по проблемам топливно-энергетического комплекса, по нефтегазовому и энергетическому комплексу Сибири. Я должен сказать, что это, безусловно, очень важный вопрос. Меня огорчает, что два проведенных энергетических конгресса оказались не энергетическими, а топливно-энергетическим, в лучшем случае. Почему-то сибирской гидроэнергетике там не нашлось никакого места. Между тем, до сих пор в производстве электроэнергии в Сибири гидроэнергетический сектор по установленным мощностям и по выработке занимает больше половины, примерно около 60%. При этом потенциал гидроэнергетики использован лишь на 20 %, на сибирских реках есть совершенно уникальные створы для строительства новых мощных гидроэлектростанций.

Российская академия наук и Сибирское отделение РАН должны следить за тем, чтобы все вопросы энергетики решались сбалансированно. Говорят, в Думе у нефтяников и газовиков очень сильное лобби, и пробиться через него, чтобы по-настоящему поставить эти вопросы, противопоставить другие варианты решения энергетических проблем страны, практически невозможно. Но речь должна идти о действительно оптимальных вариантах. Ведь есть еще один важный аспект: гидроэнергетика — это использование возобновляемого природного ресурса. Надо задуматься над этим, ведь необходимо ту же нефть и газ сберегать для следующих поколений.

Отвечая на выступление академика О. Ф. Васильева, академик Н. Л. Добрецов заметил, что вопрос подготовки кадров действительно следует поставить и обсудить на Президиуме, иначе эта нерешенная проблема может стать тормозом для экономического и социального развития всей Сибири, поскольку многие направления в регионе вообще не развиты. Вузы продолжают готовить студентов «по старинке» — так, что часто получается «не то или не совсем то», и молодых специалистов приходится переучивать. Как переориентировать высшие учебные заведения? По мнению академика Н. Л. Добрецова, оптимальным вариантом было бы «доучивание» специалистов по актуальным направлениям через магистратуру.

стр. 10