«Наука в Сибири» СИБИРСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ
|
Изучаем магнитометрию. |
Основная же часть практических занятий проходила в полевых условиях на стационаре Шайтанской экспедиции Томского государственного университета. Команда археологов ТГУ проводит в урочище Шайтан комплексные исследования с применением ГИС-систем и других информационных технологий. На памятниках Шайтанского археологического района, относящихся к развитому средневековью, для поиска крупных скоплений железа активно применяется магнитометрия. Используя тахеометрическую съемку мест, отмеченных наиболее сильными аномалиями, в геодезической программе INDOR-CAD археологи получают прогнозируемый план будущего раскопа. При этом по опыту предыдущих лет по единицам магнитных колебаний стало возможным определять заранее, какой объект находится в конкретной точке — остатки горна, печи или шлак. Именно такой процедуре исследования в течение четырех дней обучались участники САПШ, работая с магнитометром и тахеометром под руководством доцента ТГУ О. В. Зайцевой и А. А. Пушкарева. Кроме того, продолжились и занятия по экспериментальной археологии — практикумом по плавлению железа из руды.
Учимся плавить железо из болотной руды. |
Десятидневные занятия — первая ступень САПШ. Проект предполагает и вторую ступень — участие отдельных участников в специализированных археологических экспедициях в России и странах ближнего зарубежья. Третья ступень — поездки участников на стажировки в зарубежные университеты и полевые школы, исследовательские лаборатории и институты Москвы и Санкт-Петербурга. За пять лет существования САПШ участники проекта ознакомились с проблематикой исследований в университетах Германии (Геттингенский университет им. Георга-Августа и Тюбингенский университет) и Франции (Университет Бордо
Но всё же главное в полевой школе — это общение между участниками как старшего, так и младшего поколения ученых. САПШ в неформальной атмосфере закладывает те дружеские и научные связи, которые помогают отечественной археологии не обособляться, а развивать сотрудничество и обмен опытом между специалистами. Именно в этом ключе о Школе отзываются и её участники.
Тимощенко Алексей, выпускник ИГУ:
— САПШ мне нравится тем, что молодые специалисты из разных регионов могут поделиться опытом и рассказать о результатах своих исследований не только в виде докладов на конференциях, но имеют возможность вживую увидеть объекты, о которых идет речь, вплотную познакомиться с используемыми методиками, «потрогать» археологический материал, ознакомиться с новыми прогрессивными методами работ, послушать лекции ведущих учёных России, поработать на современном оборудовании, наладить контакты с археологами (и не только) для дальнейшей работы.
Панов Всеволод, сотрудник ЦКП «Геохронология кайнозоя»:
— Само мероприятие мне очень понравилось. Когда-то я и сам был студентом такого рода летних школ. Это, безусловно, прекрасный способ пообщаться с коллегами, друзьями, получить новые навыки и, конечно, просто отдохнуть. Моё впечатление: хорошая организация, талантливые и весёлые студенты. Физические и химические методы нашего центра, конечно, новы, и очень здорово, что в глазах ребят был виден неподдельный интерес.
Глызин Иван, аспирант ТГУ:
— В этом году я участвовал в работе Сибирской археологической полевой школы впервые, причем в двух качествах, «школьника» и немного «преподавателя». Хотелось бы отметить востребованность такого рода проектов. Одна из основ САПШ — междисциплинарность, синтез с естественными науками, т.е. как раз то, чего не хватает в подготовке археологов на исторических факультетах. Удачно выбрана форма проведения школы — сочетание лекционных занятий в аудиториях с лабораторными и полевыми практиками.
За годы работы в школе сложилась особая теплая, дружеская атмосфера. Она предполагает возможность более тесного, даже неформального общения участников школы с известными высококвалифицированными специалистами. Широкая география представленных научных и вузовских центров способствует установлению новых связей, что очень важно для начинающих исследователей.
Удачная находка организаторов — конференция молодых учёных как форма зачетного мероприятия. Участникам Школы это дает возможность расширить кругозор, обменяться новыми идеями, совместно выработать новые подходы к осмыслению материала. Важно, что конференция проводилась после выезда в поле, где мы смогли познакомиться друг с другом поближе.
Я искренне рад, что мне удалось принять участие в работе Школы, приобрести новые знания, опыт и, конечно же, найти новых друзей. В заключение необходимо отметить, что проведение САПШ было бы невозможно без четкой, отлаженной работы оргкомитета под руководством профессора кафедры археологии и этнографии НГУ Л. В. Лбовой. Хотелось бы пожелать новых идей и дальнейших успехов!
Прокопенко Ирина, студентка ОмГУ:
— Эмоций и впечатлений на самом деле очень много. Я первый раз была на САПШ и очень надеюсь, что не последний. Очень понравились организация и программа мероприятий. Особенно впечатлил Центр «Геохронология кайнозоя», где у нас была возможность не просто всё посмотреть, но ещё и «попробовать самим». Одним из самых ярких моментов была поездка на Шайтан к томичам. Там мы не только получили практику работы на новом оборудовании, но и смогли принять непосредственное участие в процессе плавки руды. Это здорово, так как прямое участие в эксперименте помогает прочувствовать технологию процесса. Наиболее полезными для меня в свете моих научных интересов были занятия по трасологии. Научная конференция также прошла интересно и результативно — разнообразие исследовательских тем, неформальная обстановка и высокий эмоциональный фон не могли не сказаться положительно.
Конечно, многие участники мне были знакомы по региональным археолого-этнографическим студенческим конференциям, но здесь я узнала их гораздо лучше, познакомилась с другими замечательными, талантливыми молодыми учёными. В общем, всё более чем понравилось, появились новые мысли, стремления максимально привлекать новые технологии и естественнонаучные методы в своих дальнейших исследованиях. Хотелось бы сказать спасибо организаторам: даже уезжать не хотелось, а если и уезжать, то обязательно вернуться.
По результатам работы проекта будет подготовлен продолжающийся сборник научных трудов молодых ученых, отражающий проблематику исследований и уровень работ научной молодежи.
стр. 9