«Наука в Сибири» ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ БУДУЩЕЕ?Приходится признать, что либерально-рыночная система жизнеустройства в России уверенно входит в кризисное состояние. Ю.Г. Марков, доктор философских наук, профессор Видно невооруженным глазом, что основной массе россиян становится всё труднее жить. Вымирание населения дошло до 1 млн человек в год, имея печальную тенденцию к дальнейшему росту. Потребление алкоголя достигло величины Тем не менее, мы пытаемся выглядеть вполне благополучной страной, устремленной к инновациям и прогрессу. Мы наивно полагаем, что всё это нам доступно и позволено, хотя на деле не можем и не умеем притормозить происходящую в обществе деградацию. Так что же с нами происходит? Способны ли мы свернуть с той дороги, которая ведет в пропасть? Можем ли мы смотреть правде в глаза? Не исключено, что в нашем распоряжении осталось не более За минувший век мы, кажется, испробовали всё, что могло придти в голову: и социализм, и капитализм. Последнее десятилетие мы ратуем за конвергенцию (сближение) капитализма и социализма, стремясь привести в состояние гармонии частную и государственную собственность и даже возродить в рамках этой гармонии наши культурно-исторические традиции. Между тем, жизнь безжалостно опрокидывает эти романтические грёзы. Казалось бы, нам давно пора приостановить пустое «теоретизирование» и вместо этого заглянуть в свою историю, чтобы выявить естественную тенденцию развития нашего многострадального общества. Сколько можно находиться в плену различного рода идеологических установок? В то же время мы должны понимать, что путь слепого заимствования чужого опыта (пусть даже европейского) — далеко не лучший. За четверть века «перестройки» пора было бы убедиться в этом и понять, что Россия постепенно «входит в штопор». Так что же было упущено? Попробуем быть самокритичными и заглянем в азы социологии и экономики. Упущена простая мысль о том, что государственная и частная собственность теснейшим образом связаны с феноменом наёмного труда, предполагающего утрату человеком своего интеллектуально-трудового потенциала в качестве естественной неотъемлемой сущности. Мы вынуждены передавать, казалось бы, Богом дарованные нам внутренние наши способности и душевные силы в распоряжение работодателя. Иными словами, человек выбрасывается на рынок труда, превращаясь в полезную вещь — как всякий другой рыночный товар. А если так, то вправе ли мы осуждать женщину, торгующую своим телом? Отчуждение человека от самого себя уже давно преследует нас. Мы не замечаем этого и выстраиваем античеловеческие общественные системы, угнетающие человеческую душу и духовно-нравственные силы. Увы, социализм тоже не был для нас спасением от этой напасти. Вообще, современный мир в самых различных его уголках представляет собой систему «скрытого цивилизованного рабства». И это обстоятельство проявляется в самых различных формах внутреннего протеста человека, в его глубокой неудовлетворенности своей жизнью. Отсюда множество разнообразных бытовых неурядиц, стихийных выступлений против установленных порядков и правил. Люди всё более явственно и более болезненно воспринимают утрату своей личности, превращение в слепую производительную силу. Духовно-нравственная деградация общества, связанная с доминированием эгоизма, стремлением к обогащению любой ценой, приближает всех нас к апокалипсису, наступление которого академик Н. Н. Моисеев предсказывал аж в середине ХХI века в своей известной книге «Быть или не быть...человечеству?» Чтобы обрести подлинные права личности, необходимо, наконец, отказаться от деления общества на носителей трудовых ресурсов и работодателей. Рынок труда должен быть ликвидирован, а вместе с ним должен исчезнуть феномен наёмного труда. Есть ли в обществе механизмы, гарантирующие социальный прогресс, формирующие духовно-нравственную цивилизацию? Такие механизмы есть. И они в свое время были особенно активны именно в России. Имеется в виду принцип коллективизма и основанная на нем кооперативная форма хозяйственной деятельности. Ещё в 1908 году состоялся Всероссийский кооперативный съезд, а в Немаловажны и другие факты. Во времена начавшейся перестройки (середина В системе М. Чартаева были воспроизведены наиболее ценные черты кооперативной формы хозяйства с учетом последних достижений в области экономики и организации производства, методов самоуправления. Новейшая социально-экономическая модель выталкивает не только капитализм и социализм, но и различные варианты их конвергенции, поскольку отказывается от наёмного труда, отучившего людей быть бережливыми и честными, добропорядочными и совестливыми. Кооперативная экономика, зачеркивая наёмный труд во всех сферах жизни, включая управление, делает невозможной потребительскую психологию и потребительское общество, открывает путь в будущее, которое можно определить как духовно-нравственную цивилизацию. Этот путь уже найден, но неугоден современной олигархической элите, поскольку перестраивает жизнь на принципиально новых общественных отношениях, исключающих любые преступные формы и методы обогащения, делающих невозможными виртуальные деньги и финансовую власть. Система М. Чартаева подняла производительность труда в 64 раза за 11 лет работы Но кажется достаточно ясным другое — за кооперативным движением в его современных формах кроются огромные возможности, способные не только поднять Россию на ноги, но и сделать её лидером мирового социального прогресса. Подчеркнем ещё раз: речь идет о формировании духовно-нравственной цивилизации, исключающей наёмный труд. Отметим и другую важную особенность разнообразных кооперативных организаций — стремление к объединению, образованию союзов, корпоративных сообществ. Производство, переработка, реализация готовой продукции, банковская деятельность и прочие виды деятельности тяготеют к формированию единой кооперативной системы. Причем функции управления этой системой опять-таки могут быть сосредоточены в рамках управленческого кооператива, порождая эффективный механизм самоуправления. Принцип коллективизма, реализованный в общественной жизни, является мощным стимулятором формирования различного рода систем, включающих, в том числе, и социальную сферу (детские сады и ясли, здравоохранение, культурно-образовательные учреждения, дома отдыха и т.д.). Исключительно важным обстоятельством является то, что принцип коллективизма и самоуправления, воплощенный в кооперативных системах, формирует духовно-нравственную сферу жизни, наполняет эту жизнь добрыми делами и высоким смыслом. Россия, в сущности, готова к такому повороту событий. Естественные подвижки уже идут в этом направлении, правда, пока стихийным образом, принимая облик различного рода аналогов чартаевского Союза собственников-совладельцев, образований общинного типа, экопоселений и т.д. Часть информации просачивается в Интернет. Но, судя по всему, эти процессы будут разрастаться и углубляться. Беда только в том, что мы не можем ускорить события из-за противодействия олигархических структур, отсутствия поддержки влиятельных лиц. Вместе с тем, мы должны помнить, что подлинный прогресс не обязательно нуждается в кровавой революции, т.е. в масштабном насилии. Но он нуждается в расширении информационных обменов в обществе и в инициативе самих людей. Добро способно победить зло в каждом конкретном случае. Нравственность и справедливость обладают внутренней силой и потому заключают в себе огромный потенциал, приводимый в действие снизу, а не сверху, как это делалось до сих пор. Пора убедиться: так называемые бизнес-структуры, нацеленные на личное обогащение и исповедующие культ денег, не вызывают восторга в обществе. Для России эти структуры — аналог онкологических образований. Будем надеяться, что уже в скором будущем подобные образования будут удалены скальпелем естественной истории с тела России. стр. 9 |