«Наука в Сибири» КРЕПИСЬ, ГЕОЛОГ!В первое воскресенье апреля в нашей стране традиционно отмечается День геолога. Считавшаяся несколько десятилетий самой романтической, эта профессия с годами стала для России практически судьбоносной известно, что сырьевые отрасли обеспечивают более 35 % ВВП и 70 % экспорта, а первые шаги к этим богатствам делают именно геологи. О некоторых тенденциях, намерениях и объективных данных, касающихся минерально-сырьевого сектора нашей экономики, этот обзор прессы. Наталья Притвиц Вокруг закона «О недрах»
Мы любим напоминать, что по своему природно-ресурсному потенциалу Россия является одной из крупнейших держав мира. Но, по признанию руководителя Федерального агентства по недропользованию А. Ледовских, «долгие годы при очень высоких темпах добычи полезных ископаемых воспроизводство минерально-сырьевой базы у нас недопустимо низкое. Если ситуация с развитием минерально-сырьевой базы кардинально не изменится, то уже в недалеком будущем базовые отрасли нашей экономики останутся на голодном пайке. И экономическая безопасность страны окажется под угрозой» (РГ 16.02). Одной из главных причин сложившегося положения он называет недостаточное финансирование геологоразведочных работ как за счет бюджета, так и за счет добывающих компаний. С 2005 года бюджетное финансирование начало улучшаться. Ожидается, что и частные компании-недропользователи увеличат свои ассигнования на восполнение минерально-сырьевой базы. По самым оптимистическим прогнозам, к 2010 году может быть решена задача простого воспроизводства (100 процентов компенсации добычи) основных стратегических видов минерального сырья. Член Совета Федерации В. Орлов в статье «Государство пошло в разведку» (РБГ 28.02) поясняет, что хотя расходы бюджета на геологоразведку растут, но они «ориентированы на общегеологическое изучение территории страны и шельфа омывающих морей. Мероприятия, обеспечивающие участие добывающих компаний, за счет которых приращивается 100 процентов запасов, в программе отсутствуют. Чтобы переломить долгую негативную тенденцию в воспроизводстве МСБ, необходимо принятие комплекса мер политического, экономического и административного характера, прямо или косвенно увеличивающих объем инвестиционных предложений и снимающих другие связанные с ними проблемы». С этой целью и создавался новый вариант закона «О недрах», представленный в Госдуму в июне 2005 года и до сих пор находящийся в стадии обсуждения. В пояснительной записке правительства указывалось, что «концепция законопроекта заключается в создании условий для привлечения в сферу недропользования частных инвестиций». В. Орлов считает, что из 40 выявленных им политических, экономических и административных факторов, препятствующих развитию минерально-сырьевой базы страны, данный законопроект решает только шесть вопросов. Среди основных препятствий он называет «отсутствие долгосрочной государственной стратегии размещения производительных сил, в том числе минерально-сырьевого комплекса, отсутствие законодательно закрепленных гарантий защиты инвестиций, сохранение возможности деприватизации и передела собственности отдельных предприятий, постоянные изменения налогового законодательства». Много споров вызывает предложенное в проекте закона «О недрах» положение о том, что право на пользование недрами может быть получено не путем конкурса, а только через аукцион (т.е. тому, кто больше заплатит). Министр природных ресурсов Ю. Трутнев считает, что именно аукцион закрывает лазейку для чиновника, который мог бы паразитировать на законе, влияя на результаты конкурса (разумеется, небескорыстно). По его мнению, «конкурс это всегда договоренность между чиновником и бизнесом» (РГ 14.12.05). А вот что пишет В. Кашин, депутат Госдумы, заместитель председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН: «Сошлюсь на мнение практиков из регионов. Среди их отзывов я не встретил ни одного в защиту аукционов, которые, в отличие от конкурсов, лишают государство возможности проводить разумную политику в сфере недропользования, не способствуя выбору наиболее достойных организаций. Аукционный способ предоставления в пользование участков недр направлен только на получение максимального дохода в бюджет. Аукционы практически хоронят малый и средний бизнес, который не имеет достаточно оборотных средств для участия в аукционах. Так чьи же интересы лоббируют авторы законопроекта, протаскивая эту ущербную модель? Естественно, крупного олигархического капитала, и не только российского» (ПГ 29.11.05). Последняя новость. На коллегии Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) член Совета Федерации В. Орлов заявил о необходимости повысить стоимость продажи месторождений полезных ископаемых для того, чтобы снять с федерального бюджета расходы на геологоразведочные работы (ГРР). В Роснедрах к идее относятся с осторожностью, а рост доходов бюджета и расходов на ГРР намерены обеспечить увеличением числа аукционов по продаже месторождений, их число в 2006 году в сравнении в 2005-м возрастет в шесть с половиной раз (Ъ 22.03).
Быть ли двум ключам?Разработчики законопроекта «О недрах» отказались от принципа «двух ключей», оставив только один федеральный и убрав региональный, то есть лишив регионы права распоряжения недрами на их территории. Как отнеслись к этому губернаторы? Некоторых из них расспросили корреспонденты РГ (16.02). Э. Россель, губернатор Свердловской области: «Совершенно очевидно, что есть месторождения природных ископаемых, которыми должен распоряжаться исключительно федеральный центр (углеводородного сырья, радиоактивных веществ, крупные стратегические месторождения драгоценных, черных и цветных металлов). Это то, что в интересах всей Федерации обязан контролировать сам центр, чтобы обеспечивать безопасность государства и выполнение общенациональных задач. Все понятно и с месторождениями строительных материалов: камня, песка, глины и тому подобным. Это в ведении регионов. Но вот как быть с небольшими до тонны месторождениями драгоценных металлов, нестратегическими, средними месторождениями других природных ископаемых? Принятый вариант закона не обеспечивает эффективного управления такими месторождениями. Наша позиция такова, что распоряжение подобными месторождениями организация и проведение конкурсов, выдача лицензий на недропользование, контроль эффективности добычи должно быть передано в ведение субъектов Федерации«. Н. Дубов, губернатор Магаданской области: «Разработчики закона считают, что представитель бизнеса должен был перешагнуть два барьера региональный и федеральный, а данный законопроект исключает региональный барьер. По опыту работы администрации Магаданской области у недропользователей области был всегда один барьер федеральный». А. Тишанин, губернатор Иркутской области: «Субъекты Российской Федерации никогда не были сдерживающим фактором процесса оперативного и эффективного управления недропользованием, скорее наоборот: по золоторудному месторождениию «Сухой Лог», важнейшему проекту области, затягивание процесса лицензирования осуществлялось федеральными структурами. Хотя дата и условия проведения конкурса были определены в 2001 году, конкурс до сих пор не проведен. Ранее существовавший принцип «двух ключей» позволял в полной мере реализовать статью 71 Конституции РФ, относящую вопросы владения, пользования и распоряжения недрами и иными природными ресурсами к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Ведь вполне логично, чтобы субъекты распоряжались недрами, находящимися на их территории. Это необходимо и для социально-экономического развития региона, и для повышения уровня бюджетной обеспеченности, и для повышения уровня жизни каждого жителя региона«.
Академик А. Конторович:
|