«Наука в Сибири»
№ 28 (2713)
16 июля 2009 г.

ВИДЫ НА ВОДУ

На недавнем заседании Президиума СО РАН рассматривались результаты комплексной проверки Института водных и экологических проблем в Барнауле. В дискуссии по докладу не раз высказывалась мысль, что направления и масштабы деятельности ИВЭП следовало бы теснее увязывать со все возрастающим значением водных ресурсов для жизни России и ее ближайших соседей. О некоторых публикациях последнего времени по этим проблемам — настоящий обзор.

Наталья Притвиц

Снова о переброске

Проекту переброски части стока сибирских рек на юг, в республики Средней Азии уже более 30 лет. За это время он изменялся, отвергался, но идея его жива, поскольку неравномерность обеспечения водой все нарастает, вызывая тяжелые экономические, экологические, социальные последствия (например, усиление миграции из неблагополучных по воде среднеазиатских регионов). Для справки: о состоянии пресноводных ресурсов в России и в мире и о проблеме переброски части стока сибирских рек на юг можно прочитать в книге В. Василенко (ИЭОПП СО РАН) «Устойчивое развитие регионов: подходы и принципы» (Новосибирск, 2008). Краткая хроника событий по рассмотрению и остановке проекта переброски в 80-х годах, в том числе участия в этом СО РАН, приведена в книге З. Ибрагимовой и Н. Притвиц «Треугольник Лаврентьева» (М., 1989).

Иллюстрация

В последние годы за реализацию проекта переброски 5-7 % стока Оби на юг активно выступает мэр Москвы  Ю. Лужков. В 2008 г. вышла его книга «Вода и мир», основные идеи которой он изложил в большой статье «Вода спасет мир» (И 22.05). Основные его доводы: обостряющийся в мире водный кризис; новые технические возможности для реализации проекта (с использованием трубопроводных технологий вместо канала); реальность окупаемости проекта за счет продажи воды; начало осуществления аналогичных проектов переброски части стока рек в Китае и США; геополитические соображения.

А что говорит наука? Ведь проект был отвергнут в 1986 г. именно по рекомендациям ученых, «исходя из необходимости дополнительного изучения экологических и экономических аспектов проблем переброски». Комментариев по книге Ю. Лужкова в центральной прессе что-то не видно, а вот в сибирских газетах появились три отклика.

Эту идею поддержал профессор кафедры гидрогеологии Томского политехнического университета О. Савичев. По его мнению, несмотря на то, что идея переброски рек сегодня носит в основном политический характер, в целом же она — правильная: ведь на большей части Западной Сибири наблюдается интенсивное заболачивание, а довольно плотно населенный юг региона и прилегающие к нему территории Средней Азии страдают от дефицита воды и опустынивания (АиФ/С № 9).

Одобрительно высказались об идее переброски д.геогр.н. В. Савкин (Институт водных и экологических проблем СО РАН) и д.с.-х.н. А. Ростовцев, директор ЗапСибНИИ водных ресурсов и аквакультуры. В. Савкин говорит о пользе (по крайней мере, первой очереди) переброски, после которой весенние паводки Оби перестали бы затапливать пойму Оби ниже Иртыша, из-за чего там гибнет лес и угодья кормовых трав. Он считает реальными (на новом уровне техники транспорта воды) и следующие очереди переброски, но... «на реализацию такого проекта нужна политическая воля, решение правительства. К сожалению, Ю. Лужков — только мэр Москвы, а не мэр России» (ЧС 10.06).

А. Ростовцев считает, что переброска была бы благодатью для рыбы — появилась бы возможность обводнить мелеющие озера Чано-Барабинской системы (ЧС 10.06).

Спорные ГЭС

Нехватка воды — одна из острых проблем Центральной Азии, она усугубляется еще и неравномерным распределением водных ресурсов в этом регионе. Дело в том, что основным источником обеспечения водой в Центральной Азии являются Амударья и Сырдарья со своими притоками. 90 % их объема воды приходится на находящиеся в верховьях этих рек Таджикистан и Киргизию. Узбекистан, Казахстан и Туркмения, находящиеся в низовьях рек, таким образом, попадают в определенную «водную зависимость» от расположенных выше соседей. Между тем эти соседи — Таджикистан и Киргизия — приняли решение о необходимости развития собственной гидроэнергетики, поскольку они не в состоянии оплачивать поставки энергоресурсов по мировым ценам. Выход они видят в строительстве крупных гидроэлектростанций в верховьях трансграничных рек региона. Две эти страны пришли к согласию друг с другом и выступают сейчас с единых позиций. Однако Узбекистан при поддержке Казахстана и Туркмении настаивает на том, что страны, находящиеся в верховьях общих рек, не должны строить крупные гидроэлектростанции. (Суть спора по гидроэнергетике в том, что для выработки электричества гидроэлектростанции «срабатывают» воду зимой, не осуществляя запасы воды в водохранилищах на летний период. А летом, естественно, расположенным ниже по течению участкам рек не хватает воды для сельского хозяйства.) Некоторые местные политологи уже высказывают мнение, что разделение стран Центральной Азии на две группы неизбежно приведет к региональному расколу (И 22.05.09).

Амбициозные проекты строительства масштабных ГЭС — Рогунской в Таджикистане и Камбаратинских в Киргизии — вызывают серьезную озабоченность у узбекской стороны, которая настаивает на независимой экспертизе (НГ 20.04). Эту позицию разделяет и Евросоюз, который принял в 2007 г. «Стратегию для нового партнерства в Центральной Азии». ЕС призывает к организации в каждой стране «национального диалога по воде» и методичному взаимодействию между всеми странами региона (НГ 27.04).

Но жизнь, похоже, опережает планируемые договоренности. На днях Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев в интервью «Известиям» (10.07) сообщил: «Мы заключили соглашение с Российской Федерацией о сооружении Камбаратинской ГЭС-1, самой крупной в стране. С ее пуском производство электроэнергии увеличится на 40 %, что позволит решить ряд энергетических и водных проблем не только в Кыргызстане, но и в Центрально-Азиатском регионе. Мы ставим перед собой амбициозные, стратегические цели — занять лидирующие позиции на энергетическом рынке региона».

Назрела проблема «спорной ГЭС» и в России — жители двух регионов с тревогой ждут, когда власти третьего субъекта решат «напустить» на них Волгу.

Суть дела. В 1982 г. подъем Чебоксарского водохранилища на Волге был остановлен на отметке 63 м. Сейчас Президент РФ Д. Медведев поручил Правительству России дорабатывать проект достройки ГЭС до уровня 68 м. Ожидаемое решение обещает одному региону — Чувашии — прирост мощности (и, соответственно, выработки энергии) ГЭС и увеличение глубины водохранилища (сейчас на мелководьях, которые занимают треть его площади, вода в Волге гниет и цветет, разрушаются берега). Зато в Нижегородской области затопление коснется плодородных пашенных земель, памятников истории и архитектуры, в Республике Марий Эл будет подтоплено 55 тыс. гектаров леса, придется перенести около трех тысяч домостроений.

Независимая экспертиза проекта, которая позволила бы беспристрастно оценить ситуацию, до сих пор не проведена, несмотря на то, что этот спор между Чувашией и Нижегородской областью длится уже более четверти века.

Теперь же Дмитрий Медведев фактически поручил противоборствующим сторонам прийти к взаимоприемлемому решению. Об этом говорит список ответственных, которых назначил глава государства, за выполнение поручения по завершению проекта Чебоксарской ГЭС: премьер-министр Владимир Путин, президент Чувашии Николай Федоров, президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов и нижегородский губернатор Валерий Шанцев (НГ 8.06, НоГ 8.07.09).

На подходе
к Водной стратегии России

В июне 2008 г. на XII Петербургском международном экономическом форуме на заседании круглого стола «Чистая вода — источник жизни: глобальные вызовы и угрозы» выступил Председатель Государственной Думы Борис Грызлов. Он привел такие цифры: по данным ООН, от болезней, которые можно было бы предотвратить путем повышения качества воды и улучшения санитарно-гигиенических условий, ежегодно страдают 250 миллионов человек. Ежедневно от них умирают 6 тысяч детей.

Это — серьезный вызов всему человечеству, каждой стране. В России для адекватного ответа на него создается государственная программа «Водная стратегия России». Ее реализация должна вестись в рамках Стратегии развития России до 2020 года. А одним из главных результатов программы станет появление инновационной, экономически эффективной и в то же время социально ориентированной водной отрасли (ПГ 19.06.08).

По словам руководителя Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) Рустэма Хамитова в «Водной стратегии России», которую должны разработать Минприроды, Росводресурсы и ряд других министерств, найдет отражение все многообразие водных проблем страны и пути их решения. По его мнению, водными ресурсами страны необходимо руководить из одного центра. Между тем в водном хозяйстве России никогда не было центра, занимающегося серьезным учетом и оценкой состояния водных запасов и их расходования. Поэтому решено уже до конца 2009 года создать специализированный ситуационный центр управления водными ресурсами России (ИГ № 33, 2008).

В 2009 году различные обсуждения (и международные, и российские) проблем водных ресурсов следуют буквально одно за другим.

Март — Всемирный форум по водным ресурсам в Стамбуле. Представители 130 стран обсуждали проблемы нехватки воды в отдельных районах планеты и риск возникновения по этой причине региональных конфликтов. Итогом форума стало принятие декларации, в которой говорится о необходимости улучшения водоснабжения и обеспечения ассенизации во всем мире. В тексте документа перечислен ряд обязательств, среди которых необходимость экономии воды, особенно в области сельского хозяйства, борьба с загрязнением рек и грунтовых вод. Согласно некоторым прогнозам, последствия от нехватки воды в мире будут гораздо страшнее, чем последствия любого из экономических кризисов (НГ 24.03).

Апрель. В Алматы состоялся саммит государств — учредителей Международного фонда спасения Арала. Участники форума договорились «продолжить работы по сохранению Аральского моря». Однако главный вопрос — откуда взять воду? — остался нерешенным (И 22.05).

Май — Второй Невский международный конгресс по охране окружающей среды. Участники круглого стола «Экология водных ресурсов» приняли рекомендации, в которых отметили, что «именно вода, а не углеводороды, уже сегодня становится главным и наиболее дефицитным ресурсом планеты, от которого зависит жизнь и благополучие будущих поколений», в частности, рекомендовали Совету Федерации «завершить формирование правовой базы в сфере водных отношений» (ПГ 19.05).

Июль. На круглом столе в РИА «Новости» объявлено, что в 2010 году будет дан старт новой федеральной целевой программе «Чистая вода» (ПГ 3.07).

Продавать ли воду?

На этот счет высказываются разные мнения.

Председатель Госдумы  Б. Грызлов год назад на XII Петербургском экономическом форуме отмечал: «B перспективе, учитывая потенциал нашей страны и потребности других государств, возможно и рассмотрение вопроса о поставках питьевой воды на экспорт (ПГ 19.06.08).

Глава Росводресурсов  Р. Хамитов: «Что касается строительства водоводов на манер нефтепроводов из России в те регионы мира, где есть нехватка воды, то вопрос об этом может быть рассмотрен при получении серьезных предложений и наличии серьезных партнеров. В России пресной воды столько, что мы можем напоить весь мир». При этом Р. Хамитов полагает, что «в будущем цена на питьевую воду может сравняться с ценой на нефть» (осень 2008 г., ИГ № 33).

Категорически против такой постановки вопроса выступил на Общем собрании РАН в декабре 2008 г. чл.-к. РАН В. Данилов-Данильян: «Ни о каком глобальном рынке воды, подобном рынку нефти, и речи быть не может, это экономическая бессмыслица. Воды больше, чем нефти, расходуется в 100-200 раз. В таких количествах воду никто возить не будет, это ерунда. А отвечать на потребности жаждущего мирового сообщества нужно будет производством водоемкой продукции». И разъяснил далее, что такой продукцией являются, прежде всего электричество, продукты черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности.

В этом же духе высказалась недавно и замглавы Росводресурсов  М. Селиверстова: «Экспорт товара и экспорт ресурсов, на мой взгляд, разные вещи. Мне кажется, мы настолько углубились именно в сырьевую модель, что нам давно уже пора подумать об инновациях. И все-таки перестать служить только источником для всего цивилизованного мира» (РБГ 23.06.09).

Но непреклонным остается Ю. Лужков: «Вероятность превращения воды в "нефть XXI века" весьма велика, и Россия не может и не должна оставаться в стороне. Россия вполне способна стать экспортером воды, а центрально-азиатские государства — экспортерами водоемкой продукции: хлопка, фруктов и овощей. Налицо взаимная выгода: вода и водоемкая продукция направляются к тем, кто в них нуждается, а страна-экспортер эффективно использует свои ресурсы, получая нормальную прибыль и вкладывая ее в инновационные проекты» (И 22.05.09).

А на днях стало известно, что российские власти всерьез рассматривают возможность экспортировать воду, которая может стать третьей по объему приносимых доходов после нефти и газа, ведь в нашей стране сосредоточена почти четверть мировых запасов пресной воды.

Об этом сообщил Председатель Госдумы, председатель организационного комитета международного форума «Чистая вода» Б. Грызлов. «Думаю, именно Россия должна быть мировым лидером в вопросах очистки, доставки чистой воды», — заявил он. Кроме того, по мнению Б. Грызлова, лидировать мы можем и в создании системы водоводов на большие расстояния, что позволит сделать питьевую воду предметом экспорта. Обсудить эту идею более подробно представится случай уже в ноябре этого года. Именно тогда в России по нашей же инициативе состоится международный форум «Чистая вода» (РГ 1.07, ПГ 3.07).

Сокращения: АиФ/С — «Аргументы и факты — Сибирь»; И — «Известия»; ИГ — «Инженерная газета»; НГ — «Независимая газета»; НоГ — «Новая газета»; ПГ — «Парламентская газета»; РБГ — «Российская бизнес-газета»; РГ — «Российская газета»; ЧС — «Честное слово».

стр. 8