«Наука в Сибири» ШКОЛА-КОНФЕРЕНЦИЯ —
|
Школа-конференция включала в себя девять пленарных лекций, которые были представлены ведущими специалистами по катализу (две из них прочитали коллеги из Германии и Ирландии). Помимо выступления маститых ученых, прозвучали 42 сообщения молодых участников школы-конференции, были представлены 15 постерных докладов. Тематики секций школы-конференции, в целом — традиционные, охватывали все наиболее важные области фундаментальной науки о катализе и промышленного применения катализаторов: приготовление катализаторов и адсорбентов; механизмы гетерогенного катализа, физико-химические методы исследования катализаторов на молекулярном уровне; кинетика и моделирование каталитических реакций и реакторов; катализ в защите окружающей среды, фотокатализ; катализ в тонком органическом синтезе и нефтехимии; катализ в энергетике, электрокатализ. Были затронуты и новые направления — получение, хранение, очистка водорода, топливные элементы, биотопливо и т.д.
На закрытии конференции выбирали лучшие постерные и устные доклады. Пальма первенства единогласно была отдана Асли Налбант из Турции, выступление которой было наиболее интересным и посвящалось применению нового метода обработки катализаторов в микроволновом излучении на стадии приготовления — это новое слово в науке. Данный способ — эквивалент разогрева продуктов в микроволновой печи, когда вследствие термической обработки в СВЧ время приготовления катализатора значительно сокращается. Еще одну награду — за лучший доклад по биокатализу — получил Франк Хольман из Голландии. Кроме того, он был награжден в номинации «Самый общительный участник». (По общему мнению, выбор вполне обоснован. Франк действительно очень активно включился в процесс коммуникации на конференции). Были учреждены и другие шуточные призы — к примеру, за максимальное количество заданных вопросов (здесь отличился один из самых молодых участников, студент НГУ Дмитрий Потемкин). Или номинация на самое короткое и длинное название доклада — соответственно, пять и шестнадцать слов. А еще — приз за настойчивость в достижении цели. Он достался одному участнику, который в Омске отстал от поезда, причем и билеты, и деньги, и документы, естественно, остались в вагоне. Но это не помешало ему быстро сориентироваться, добраться до места назначения и с первого дня включиться в работу конференции.
Своими впечатлениями делится член оргкомитета, сотрудник ИК
А вот мнение другого члена оргкомитета, аспирантки ИК СО РАН Елены Данилевич: «Помимо научной части, для всех приехавших на школу-конференцию была организована интересная культурная программа. Местом проведения конференции стала живописная база отдыха на берегу уральской реки Чусовой, и в свободное время вечером скучать не приходилось: многочисленные экскурсии, баскетбольная и волейбольная площадки на территории базы. Участники конференции побывали в обсерватории УрГУ и познакомились с современными методами изучения планет и звезд. Были организованы экскурсии в близлежащую деревню, где остались некоторые декорации уральской киностудии, на Гуляй-камень, к трем знаменитым соснам, обладающим особой энергией, а также в Энергетическую пещеру. Хорошая погода и возможность купания особенно поднимали настроение. Но, несмотря на насыщенную дневную и вечернюю программу, участники активно общались, танцевали и пели песни под гитару до ночи. И, наверное, все запомнили умную кошку черепахового окраса, не пропустившую ни одного заседания!»
Слово для подведении итогов — председателю оргкомитета школы-конференции, председателю Совета научной молодежи ИК СО РАН (кстати, в этом году СНМ отмечает свой десятилетний юбилей), кандидату химических наук Андрею Матвееву:
— Прежде всего, следует отметить слаженную работу оргкомитета во главе с секретарем Инной Мутас — никаких серьезных сбоев во время конференции не произошло. Для всех участников были организованы встречи, экскурсии, созданы хорошие рабочие условия и условия для отдыха в свободное время. Для молодых ученых участие в подобных школах-конференциях является необходимым и исключительно полезным для дальнейшего профессионального роста. Молодежь получает прекрасную возможность продемонстрировать и обсудить свои работы, возможности для создания условий, способствующих сотрудничеству на национальном и международном уровнях, определения перспективных направлений научных исследований с учётом ведущих мировых тенденций. Полученные знания молодые научные сотрудники смогут применять для грамотного планирования и выполнения экспериментальных работ, правильного интерпретирования результатов, а также профессионального использования современного парка научных приборов. Радует, что проведение Школы по катализу стало традиционным, и в недалеком будущем можно ждать следующей. Важен и тот факт, что главные «хозяева» конференции — именно молодые ученые, а помощь старших коллег сведена до минимума.
В этот же период, параллельно с Международной школой, прошла Всероссийская школа-конференция «Функциональные наноматериалы в катализе и энергетике», где были задействованы некоторые участники международной конференции. Кроме того, был организован и проведен конкурс «У.М.Н.И.К.», по результатам которого пять человек из одиннадцати (С. Будуква, Е. Бушуева, Ю. Бауман, А. Зырянов, М. Шуваева) со своими инновационными проектами проходят во второй тур — он состоится
стр. 8