«Наука в Сибири» Опыт и новые задачи формирования интеграционных структурИз выступления чл.-корр. РАН Н. ДИКАНСКОГО, ректора НГУ.
Новосибирский госуниверситет организован постановлением Совета Министров СССР в 1958 году. Приказом министра высшего образования в 1959 г. за университетом было закреплено право работать по индивидуальным планам, а в 1980 г. НГУ получил статус базового вуза по оптимизации форм взаимодействия высшей школы и СО АН СССР, направленных на развитие научных исследований и совершенствование системы подготовки специалистов для науки. Мы действительно полностью интегрированы в СО РАН, с самого основания были университетом, и наши генетические корни это МФТИ, МГУ, Ленинградский, Харьковский, Киевский университеты. Миссия университета была определена как подготовка научных сотрудников и исследователей для Академии наук, а также для промышленности, для высоких технологий. Сегодня НГУ дает 30% молодых специалистов для Академии наук. Наш опыт развития довузовской подготовки включает следующее: система олимпиадного отбора и селекции талантливых школьников; Всесибирская олимпиада по физике, химии, математике, биологии, информатике и т.д.; Специализированный учебно-научный центр при НГУ физико-математическая школа-интернат (ФМШ) на 500 мест; Высший колледж информатики (ВКИ) на 600 мест; заочные школы: физико-математическая, экономическая, гуманитарная, по химии, биологии. Здесь же система переподготовки школьных учителей, взращивающих победителей олимпиад (адресный отбор). В довузовской подготовке есть подготовительные курсы около 2 тыс. школьников. Всего система довузовской подготовки охватывает 32 тыс. школьников. Наши преподаватели в основном, сотрудники Сибирского отделения. На некоторых направлениях до 87% преподавателей совместители. Каждый год приходится добывать в Министерстве разрешение на такой процент совместителей (при существующем ограничении 60%). Данная ситуация уникальна, но нам она разрешена. Благодаря тому, что наши преподаватели научные сотрудники РАН, у нас идет постоянная модернизация курсов, меняется предмет, добавляются новые направления, преподаватели вносят новое в программы и курсы, это происходит почти автоматически. Важнейшей особенностью образовательного процесса в НГУ является развитие критического мышления у студентов, нацеленности на изобретение. Руководители дипломных работ и практики это тысяча докторов и три тысячи кандидатов наук. Ранняя практика в НГУ и ННЦ это развитие творческих способностей, индивидуальность обучения, творческий подход к обучению научной работе, начиная от ФМШ до аспирантуры. Мы также преподаем экономику инноваций. Важный принцип, заложенный в нашем университете: студент равноправный партнер в учебе и работе, и это развивает самостоятельность студента. Если вкратце сформулировать, то основной принцип нашего университета интеграция интеграция среднего, средне-технического, высшего образования с академической наукой; интеграция междисциплинарных исследований; интеграция трех сибирских отделений академий наук плюс ГНЦ «Вектор». «Вектору» мы поставили за 25 лет 1,5 тыс. научных сотрудников. Если говорить о результатах работы нашего университета, то 40% научных сотрудников СО РАН выпускники НГУ, 20 директоров институтов наши выпускники, в РАН избран 41 выпускник НГУ, много докторов, кандидатов наук и лауреатов престижных премий. И очень много выпускников уехало за рубеж. Я на это хочу обратить особое внимание. У нас очень большая диаспора в США, в частности, в Силиконовой долине только наших информатиков, программистов около 400 человек, не говоря о физиках, которые работают в Стэнфорде, Беркли, Сиэтле. Это наша беда, мы потеряли многих молодых и талантливых специалистов в самых передовых областях науки, включая генетику и биохимию. Количество студентов НГУ, которые участвовали в олимпиадах и конференциях 6 тыс. чел. У нас самая большая научная студенческая конференция, на которой зачитывается 1,5 тыс. докладов. Это финансировалось в рамках программы «Интеграция». При переходе в Академию наук нам надо максимально сохранить это. Надеюсь, что с переходом НГУ в Сибирское отделение, мы сможем решить ряд проблем. Наша главная проблема финансирование. Мы платим нашим преподавателям крохи. Это связано с тем, что в НГУ соотношение преподавателей и студентов 1:10, да и сама доцентская ставка очень низкая. Надеемся, что при переходе в Сибирское отделение у нас будет более высокое финансирование, и нам удастся это исправить. У нас большие проблемы с развитием. Построено два здания и 10 общежитий. Но не построен главный корпус. Я был на праздновании Томского университета университет, который построен 125 лет назад в деревне, и сейчас не стыдно показать людям. Присоединение, а не передача университета к Академии наук означает, что Академия наук может вести образовательный процесс. А мы не должны потерять возможность заниматься наукой, перейдя в Академию наук. Конечно, важен вопрос об автономии. Университет имеет спектр специализаций шире научных направлений Сибирского отделения РАН. Университет должен усилить свое взаимодействие с Медицинской и Сельскохозяйственной академиями. стр. 7 |