«Наука в Сибири» НОВЫЕ УЧЕБНИКИ, НОВЫЕ ПОСОБИЯРеформы образования продолжаются и в высшей, и в средней школах. С 1 сентября этого года вновь введено обязательное общее среднее образование, отмененное 15 лет назад. Повышается на 15 процентов зарплата учителей. Но в этом обзоре прессы речь пойдет лишь о том, с чем уже сегодня сталкивается каждый школьник об учебниках, тетрадках и других учебных пособиях. Наталья Притвиц
История с историками
В последние десятилетия учебники истории для школьников периодически становятся предметом бурных, все более обостряющихся дискуссий. Изданный в 1993 г. учебник «Отечественная история. XX век» И. Долуцкого вызвал массу жалоб и шквал критики. Дошло до того, что премьер М. Касьянов 30 августа 2001 г. признался: «Правительство вовремя не обратило внимания на учебники новейшей истории» (РГ 14.01.04). 2 декабря 2003 г. министр образования В. Филиппов изъял учебник из списка рекомендованной школьной литературы. Федеральный экспертный совет Минобразования усмотрел в нем как минимум семь нарушений. А именно чрезмерную субъективность, одностороннюю, преимущественно негативную, трактовку, идущую вразрез с патриотическим воспитанием, излишнюю публицистичность стиля, политическую пристрастность автора, недопустимые в учебной литературе формулировки и фактические ошибки (И 28.01.04). (Небольшой пример из учебника: «Будущее не предопределено. А. Л. Янов утверждает, что Россия переживает свой веймарский период, и в ближайшем будущем ей угрожает превращение в национал-социалистическую ядерную державу»). После этого Президент РФ направил президенту РАН Ю. Осипову письмо. «Поручаю в кратчайший срок с привлечением ученых-историков рассмотреть положение дел с разработкой учебников по истории для средней общеобразовательной школы. О результатах доложить 1 февраля». Ю. Осипов поручил заняться этим директору Института всеобщей истории академику А. Чубарьяну и директору Института российской истории чл.-корр. РАН А. Сахарову (КП 13.01.04, РГ 14.01.04). Комментарий А. Сахарова: «Учебники, написанные в советское время, пропитаны идеологией и политикой, связанной с марксистским пониманием истории. Начиная с конца 80-х годов появилась противоположная версия; она отражала определенные элементы нигилизма (зачеркивались целые периоды нашей истории). Это было естественной реакцией на давление прежней идеологии. Но ни одна, ни другая тенденции не могут быть положены в основу исторических сочинений, тем более учебников. А сейчас мы создали уже третье поколение учебников, отражающих новое понимание истории Отечества. По своему подходу они напоминают классические дореволюционные учебники, свободные от идеологизации и восходящие к традициям Карамзина, Соловьева, Ключевского (КП 13.01.04). Реакция прессы не заставила себя ждать: «Я б историю закрыл, слегка почистил » (КП 13.01.04), «Историю зачистят? В который уже раз?» (ВН 22.01.04). Но затем разговоры о переписывании истории замолкли. Прошло 3,5 года, и учебники истории снова попали в эпицентр дискуссий. В июне этого года в Москве прошла Всероссийская конференция преподавателей общественных наук. Открывавший ее заместитель главы администрации президента В. Сурков признал «запоздалость», с которой «государство и общество возвращаются к проблемам гуманитарной сферы», объяснил неизбежность этого обращения и закончил призывом к «смягчению нравов» и в политике, и в обществе. Смягчать их будут учителя: с помощью новых книг, предлагающих цельный взгляд на историю и мир, а не сумбурное смешение «советских» и «антисоветских» воззрений, которое процветает в нынешней учебной литературе (И 22.06). На суд участников конференции были представлены две «книги для учителя», которые во многом меняют представление об учебной литературе: «Обществознание: глобальный мир в XXI веке» под реакцией Л. Полякова и «Новейшая история России. 1945-2006 гг.» А. Филиппова. Это, по существу, учебники для тех, кто будет учить истории других (РГ 22.06).21 июня в Ново-Огареве с участниками конференции встретился Президент РФ В. Путин. Его выступление многократно цитировали и интерпретировали СМИ (НГ 22.06, РГ 22, 26, 28.06, НоГ 27.06, Т 05.07, Тр 31.08 и др.). По мнению В. Путина, учебные пособия по истории «бегло и абстрактно, а подчас и противоречиво отражают события последнего времени. В голове у преподавателей каша. Без четких глубоких знаний, особенно о событиях новейшей истории, нам трудно выстраивать работу». Он обратил внимание на то, что ряд учебников авторы писали за иностранные гранты «исполняли польку-бабочку, которую заказывали те, кто платит». Прозвучали и такие слова: «Я не говорю о том, что всех нужно причесать по единому стандарту, как это было когда-то при господстве одной идеологии. Конечно, в учебниках могут и должны излагаться разные точки зрения на проблемы общественного и государственного развития, но образовательные стандарты качества должны быть обеспечены. И в учебных пособиях должна быть представлена альтернативная точка зрения, а не навязываться только одно видение». Тем не менее в оппозиционной прессе появились комментарии типа: «президент приказал опять переписать историю» (НоГ 27.06). Дискуссия о том, какими должны быть учебники по современной истории, продолжается, причем в ЖЖ (Живом Журнале) интернета по оценке «Независимой газеты» (03.07), «профессиональная полемика очень быстро приобрела характер злобной перебранки». Впрочем, и сами журналисты НГ не скупятся на язвительные оценки «Книги для учителей» А. Филиппова, называя ее «кремлевским» учебником истории и новым «Кратким курсом». Наиболее внятное изложение концепции книги А. Филиппова в КП 12.09. Там же комментарии отрицательный («Причесанная история» красива, но бесполезна. Потому что ее цель не профилактика будущих глупостей, а косметический ремонт исторической витрины, после которого душегубы и святые будут выглядеть одинаково«) и положительный (»Давайте считать новый учебник истории первой пробой. Спорные места в нем можно и отредактировать. Гораздо важнее те пацаны, которых больше не будут калечить самоуничижением нации«). Так или иначе, а караван описания новейшей российской истории движется дальше. Автор книги учителя «Новейшая история России. 1945-2006 гг.» А. Филиппов сообщает, что есть авторский коллектив, который уже занят следующим этапом работы подготовкой школьного учебника, и что к 1 сентября следующего года его возьмут в руки 11-классники (РГ 11.07).
Интернет в школеРадующее сообщение руководителя Федерального агентства по образованию Г. Балыхина о том, что к 1 сентября за счет средств Федерального бюджета и финансирования со стороны субъектов 20 тысяч из 59 тысяч действующих российских школ получили новое современное оборудование компьютеры, интерактивные доски, было слегка омрачено его же комментарием: «Мы говорим о подключении к интернету, но при этом еще в 40 % российских школ вместо туалетов выгребные ямы!». Зато в этом году почти все школы (92,2 %) обеспечены необходимыми средствами пожаротушения, чуть больше половины общего числа всех школ оснащены автоматической пожарной сигнализацией, а 85 % школ обеспечат горячим питанием (И 6.09). Учащиеся почти всех образовательных учреждений Сибирского федерального округа уже могут свободно выходить во Всемирную паутину. Связисты не скрывают, что выполнение проекта в Сибири было одним из самых сложных оптоволокно, кабель приходилось прокладывать на огромные расстояния. Ведь только 30 процентов школ расположены в городах, остальные 70 в селах. Сейчас в регионах Сибири на один компьютер приходится 23 ученика, а в среднем по России 30 (РГ 7.09). Новосибирская область стала первым регионом, где к интернету подключено 100 % школ. Уже с 23 августа все без исключения учителя и школьники области могут свободно познакомиться с учебными и методическими разработками лучших российских педагогов. Скажем, никто не мешает ребятишкам из самого отдаленного села области посмотреть материалы, представленные на сайте знаменитой физматшколы в Академгородке. Свободный доступ к таким ресурсам может реально повысить шансы многих школьников на поступление в любой престижный вуз (АиФ/О 29.08). Но есть и здравые ограничения «походов» в интернет: если кому-то вздумается заглянуть на сайты, пропагандирующие насилие, содержащие порнографические снимки и тому подобное, машина его просто «не пустит». Система построена так, что такие «походы налево» будут сдерживаться контентной фильтрацией. Сервер, на который завязана вся образовательная сеть, блокирует такой запрос. На сегодня существует свыше двух миллионов ссылок на ресурсы, которые не следует открывать и уже тем более изучать нашим детям. Причем чуть не каждый день появляются, как грибы после дождя, все новые и новые. Поэтому здесь огромная роль принадлежит педагогическому персоналу, который должен следить, чтобы дети использовали Сеть в конструктивных целях (РГ 7.09, ЧС 29.08, МС 5.09).
Про учебники, тетради, шпаргалки, |