«Наука в Сибири»
№ 6 (2691)
12 февраля 2009 г.

ЖИЗНЬ ВО ВСЕХ ЕЕ АСПЕКТАХ

8 февраля в рамках Дней науки в Доме ученых СО РАН состоялся просмотр фильмов киностудии «Азия-фильм», известной многим зрителям Академгородка по работам из цикла «Наука во все времена».

Елизавета Владова

Иллюстрация
Кинорежиссер Владимир Эйснер

Вот и на этот раз режиссер-документалист Владимир Эйснер с коллегами Ниной Соколовой и Валерием Новиковым (первый режиссер, снявший фильм о Лаврентьеве) привезли несколько фильмов о сибирской науке и самых ярких ее представителях.

Открыла мероприятие Татьяна Бальбурова, заместитель директора Дома ученых. Она поздравила всех с Днем науки, поэтически сравнив ее со сказочным деревом, чьи плоды будут радовать нас и служить человечеству долгие годы. В Академгородке все, так или иначе, сопричастны науке, в какой бы сфере они ни работали. Здесь, на стыке наук возникают, порой, великие изобретения, сказывающиеся на судьбе человечества. Затем Владимир Эйснер и его коллеги сказали несколько приветственных слов, и показ начался.

Фильм «Созвездие» посвящен отцам-основателям Сибирского отделения СО РАН — академикам Сергею Алексеевичу Христиановичу, Сергею Львовичу Соболеву, Владимиру Степановичу Соболеву, Алексею Павловичу Окладникову. К сожалению, архивного материала сохранилось немного, его приходилось собирать по крупицам, тем не менее, режиссерам удалось практически невозможное — показать великих людей живыми, во всей сложности и многогранности их натур, а не забронзовевшими памятниками. С первых кадров погружаешься в ту уже далекую эпоху, заражаешься задором первопроходцев, рискнувших приехать из благополучной Москвы в холодную Сибирь, чтобы построить город Науки. К сожалению, формат встречи не позволял показать фильмы целиком, но даже по отрывкам можно было судить о мастерстве режиссеров.

Еще один фильм — о Валентине Афанасьевиче Коптюге (его показывали первым). Мы попадаем в начало 90-х, время распада Советского Союза и судорожных попыток населения нашей страны выжить любой ценой. Пытается выжить и наша наука. Фильм можно было бы назвать депрессивным, если бы не одно «но» — фигура Валентина Афанасьевича Коптюга. Он верит в наш народ, который научился выживать автономно от государства во все времена. Верит в нашу науку. И, несмотря ни на что, старается быть оптимистичным. Безусловно, если бы фильм снимался при жизни Валентина Афанасьевича, он от этого бы только выиграл. Вопрос, почему практически не снимают прижизненных фильмов о замечательных людях, задавали и зрители...

По мнению Владимира Эйснера, по разным причинам, но главное — психологический момент: мы ведем себя так, словно будем общаться с ними вечно. Если говорить о сегодняшнем дне, все упирается, как это ни банально звучит, в финансовую сторону вопроса.

Очень красивым получился фильм о Влаиле Петровиче Казначееве. Многогранный человек — блестящий медик, клиницист, ученый, академик. Он занимался проблемами Севера, вопросами, связанными с адаптацией человека к этой среде. Несмотря на свои 83 года, он бодр, энергичен, полон идей, работает и даже пишет стихи.

Но «Азия-фильм» снимает фильмы не только о науке. Как сказал Владимир Эйснер, «мы рассматриваем жизнь во всех ее аспектах». Самые известные широкому зрителю фильмы — «Семь Симеонов» и «Жили-были Семь Симеонов». Наибольший интерес вызывает фильм о севере «Кораль». Кораль — это праздник весны, время, когда самцов оленей отделяют от важенок. Он посвящен памяти Роберта Флаэрти, снявшего первый фильм об эскимосах. Фильм рассказывает о жизни семьи чукотских оленеводов Нутендли, снят был в 90-е годы XX века. Слов в фильме нет, только титры. И музыка — от кантри до шаманских песнопений. Фильм черно-белый, его завораживающая простота покорила академическую публику. Среди прочих зрителей его особо отметила Ирина Федоровна Михайлова-Коптюг, искренне заинтересовавшись судьбой жителей Севера.

В адрес студии прозвучало очень много теплых слов. Зрители признали, что творчество «Азия-фильм» изменило их взгляд на документальное кино. Кроме того, что совсем немаловажно, многим представилась возможность погрузиться в свою молодость, предаться ностальгии. Прозвучали предложения устваивать встречи почаще, ведь иной возможности насладиться творчеством полюбившейся киностудии не представляется, документальное кино у нас не в чести.

Фото автора

стр. 11