«Наука в Сибири»
№ 2 (2488)
21 января 2005 г.

НОВОСТИ МИРОВОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Миссия зонда «Гюйгенс» считается чрезвычайно успешной. Однако на самом деле далеко не все прошло гладко. В результате ошибки в программном обеспечении станции «Кассини» оказалась потеряна половина научных данных «Гюйгенса». Во время спуска на Титан «Гюйгенс» должен был передавать данные на станцию «Кассини» по двум дублирующим радиоканалам. Затем информация ретранслировалась на Землю. Еще до начала миссии было решено передавать по двум каналам разные данные, чтобы получить больше снимков. Теперь выяснилось, что один из этих каналов станция «Кассини» вообще не прослушивала. В результате были утрачены 350 снимков, а также показания ряда датчиков. В частности, не получены данных о ветровом сносе аппарата. Однако эту информацию, по-видимому, удастся восполнить благодаря наблюдениям сети из 18 крупнейших земных радиотелескопов. Эта сеть ранее готовилась напрямую принимать сигнал «Гюйгенса» с Титана, когда два года назад была обнаружена критическая ошибка, не позволявшая «Кассини» работать в качестве ретранслятора. Ту ошибку удалось обойти, а сеть радиотелескопов теперь помогла исправить другую.

* * *

В Калифорнийском университете Сан-Диего разработаны жидкие линзы с переменным фокусным расстоянием. Линза диаметром 20 миллиметров может в два раза менять фокусное расстояние в зависимости от величины приложенного давления. На плоскую стеклянную поверхность наносится тонкая эластичная пленка, под которую закачивается жидкость. Меняя давление при помощи микронасоса, можно увеличивать и уменьшать оптическую силу линзы. В одну сборку толщиной 8 миллиметров включают две жидкие линзы, обращенные выпуклыми сторонами друг к другу. Такая конструкция позволяет создавать объективы с переменным фокусным расстоянием без механического перемещения линз. Аналогичную систему жидкой оптики создает французская фирма VariOptic. Однако вместо давления французские разработчики используют электрическое напряжение, меняющее смачиваемость опорной поверхности.

* * *

Около 350 лет назад интенсивность рентгеновского и гамма-излучения в центре нашей Галактики была намного выше, чем сейчас, сообщает российский Институт космических исследований. Находящаяся в центре Галактики сверхмассивная черная дыра в настоящее время удивительно пассивна. Однако несколько столетий она интенсивно излучала в рентгеновском и гамма-диапазонах. Обнаружить это удалось по флуоресцентному блику, на облаке молекулярного газа на расстоянии 350 световых лет. Свечение облака обнаружила еще советская рентгеновская обсерватория «Гранат». Однако связать его с излучением черной дыры удалось только благодаря новым наблюдениям с борта международной гамма-обсерватории «ИНТЕГРАЛ». Сама черная дыра, конечно, не может быть источником излучения. Светится вещество, раскаляясь от трения при падении на черную дыру по спиральным траекториям.

* * *

В 2000г. во всем мире насчитывалось около миллиарда гипертоников, т.е. примерно треть всего взрослого населения земного шара. А через 20 лет, к 2025 г., по прогнозу эпидемиолога Джианг Хе и его коллег с факультета массового здравоохранения Тулэйнского университета в Нью-Орлеане, эта цифра возрастет еще на 60%, причем три четверти всех больных будут приходиться на развивающиеся страны. Как известно, повышенное кровяное давление — это наиболее важный предотвратимый фактор риска в отношении сердечных болезней и инсультов. А сердечно-сосудистые болезни уже сейчас являются одним из основных виновников смертности в большинстве стран и на них приходится 30% всех смертей в мире. В течение последних десятилетий численность гипертоников в развитых странах начала уменьшаться, а в развивающихся странах — расти из-за изменения образа и продолжительности жизни людей. Кроме того, в этих странах еще и сейчас максимальное внимание уделяется инфекционным, а не хроническим болезням. «Наше исследование, — заключает д-р Джианг Хе, — показывает, что руководителям здравоохранения в развивающихся странах пора разработать национальные программы предотвращения и лечения гипертонии по образцу развитых стран. И сделать это нужно уже сегодня».

* * *

В середине января была проведена плановая операция по подъему орбиты Международной космической станции. Двигатели пристыкованного к станции транспортного космического корабля «Прогресс» отработали около 20 минут. В результате высота станции увеличилась почти на 9 километров. В прошлый раз высоту станции увеличивали в ноябре после значительного снижения в результате сильной солнечной бури. Однако тогда в ходе операции возникли сложности, и достичь запланированной высоты не удалось. Поэтому очередная коррекция орбиты выполнялась с особой тщательностью.

* * *

Последние несколько дней наблюдается резкое повышение активности Солнца. 16 января через центр солнечного диска прошла гигантская группа солнечных пятен, сравнимая по размеру с планетой Юпитер. В тот же день в районе этой группы пятен произошли две мощные солнечные вспышки. Вспышки сопровождались всплеском радиоизлучения и выбросом солнечного вещества в направлении Земли. В ближайшее время активность Солнца будет оставаться в пределах от высокой до очень высокой. Возможны новые вспышки. На Земле ожидаются магнитные бури и полярные сияния.

* * *

Марсоход «Оппортьюнити» обнаружил на поверхности Марса необычный обломок, который, вероятно, является метеоритом. Еще две недели назад операторы обратили внимание на камень размером с картофелину, с необычной поверхностью, покрытой впадинами. Первоначально считалось, что это кусок марсианского базальта. Однако это не подтвердилось после изучения обломка при помощи инфракрасного спектрометра. Сейчас выдвинута гипотеза о том, что это метеорит может быть редкий железо-никелевый метеорит. Для проверки надо попробовать отшлифовать поверхность обломка. Однако шлифовальный инструмент марсохода не испытывался на подобных материалах, и пока неясно, решатся ли руководители миссии его задействовать.

* * *

В Лондоне отметили год с момента начала опытной эксплуатации трех экологичных автобусов, работающих на водородных топливных элементах, выделяющих жидкий водород. Топливные элементы расположены в крыше автобуса над пассажирским салоном. На одной заправке автобус проходит около 200 километров. Однако стоимость экспериментальных машин пока очень высока — около полутора миллионов долларов.

Радио «Liberty»

стр. 8