«Наука в Сибири»
№ 20-21 (2555-2556)
18 мая 2006 г.

БАЙКАЛ СПАСЕН. ТОЧКА?

Заседание научного Совета по проблемам озера Байкал состоялось 5 мая в рамках работы Общего собрания СО РАН. Председатель Совета академик Михаил Кузьмин отметил, что в споре вокруг прокладки нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, наконец-то, победил здравый смысл и волевым решением Президента РФ труба будет отодвинута севернее уникального комплекса природного наследия — озера Байкал.

В. Михайлов, «НВС»

Иллюстрация

В битве за спасение Байкала было сломано немало копий, поэтому эта победа особенно дорога всему научному сообществу. И здесь уместно было бы вспомнить, почему ученые столь отрицательно отнеслись к проекту прохождения нефтяной трубы в непосредственной близости от Байкала. Об этом рассказал заместитель директора Института земной коры СО РАН д.г.-м.н. Кирилл Леви.

Дело в том, что Байкал располагается в зоне сейсмической активности. В истории наблюдений в этом регионе зарегистрированы случаи сильных землетрясений, сопровождавшиеся образованием тектонических трещин, разломов. Земная кора в районе озера Байкал неустойчива и имеет склонность к подвижкам, оползням, что создает повышенную опасность при эксплуатации нефтепровода, даже оснащенного самыми современными средствами контроля, которые предполагается разместить непосредственно по ходу следования трубы на расстоянии 4-5 км. В случае техногенной катастрофы, вызванной природными или любыми другими непреодолимыми силами, нефтяной поток, двигающийся в трубе со скоростью 3 м/сек, достигнет акватории Байкала за очень короткий промежуток времени.

Мнение Института географии СО РАН по обсуждаемому вопросу озвучил его директор д.г.н. Александр Антипов, который обратил внимание аудитории на то, что сложившаяся с постройкой нефтепровода ситуация оказалась обусловлена тем, что фактически не определены границы природоохранной зоны озера Байкал. В свое время Институт географии занимался этим вопросом и закон уже выходил на уровень утверждения в Совете Федерации, но в результате мощнейшего давления нефтяного лобби был «завернут». Результат всем известен.

Вообще говоря, необходимо создание специальной оценочной ландшафтно-экологической карты, которая показала бы самоценность природных объектов, «коридоры» для размещения технологически опасных для экологии региона производств, точки размещения различных ограничений и т.д. И Институт географии, если его поддержат, готов заняться этой работой.

Экономические аспекты различных вариантов прохождения нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан рассматривал Институт систем энергетики СО РАН. Ведущий инженер института Лев Платонов сообщил собравшимся, что ранее утверждалось, будто перевод трассы севернее проектируемой удлиняет ее более чем на 400 км, что ведет, в свою очередь, к возрастанию расходов строительства более, чем на 1 млрд руб. Трасса же, предложенная сибирскими учеными, длиннее первоначального варианта всего на 50 км. Для того, чтобы просчитать все затраты, институт оттолкнулся от базовых параметров «Транснефти», взяв за основу предлагаемые ею диаметр трубы, толщину ее стенок, давление нефти внутри нефтепровода и т.д. В итоге стоимость варианта, предложенного Институтом географии СО РАН, оказалась значительно дешевле стоимости варианта, предпочитаемого почему-то «Транснефтью». И это даже при том, что часть трассы пройдет по местности, где придется строить новые дороги!

В завершении встречи слова попросил ак. Алексей Конторович. Он отметил, что проблему освоения Сибири в целом и прибайкальского региона, в частности, следует решать как интеграционную, комплексную. Проблема того, как не навредить Байкалу, важна чрезвычайно, но это не единственная проблема. Дело в том, что вариант трассы, предложенный «Транснефтью», проходит по тем местам, где в «коридоре» 300 км от нее к северу и к югу никогда не будет открыто ни одно нефтяное месторождение — это земли или абсолютно бесперспективные, или только газоносные. Поэтому каждая компания, которая будет вводить месторождения в разработку, должна будет прокладывать свои трубы, вкладывая в это дело огромные деньги. Учитывая же, что у нас в стране существует проблема с инвестициями, зачем искусственным образом увеличивать напрасные затраты инвесторов? Следовательно, нефтяная труба должна идти такой трассой, вдоль которой будут открыты десятки новых месторождений.

Второй вопрос. Разве нужно экономике страны, чтобы вся нефть, добываемая в Восточной Сибири, шла на экспорт? Разве нам не нужно, чтобы работали нефтеперерабатывающие заводы в Ангарске, Комсомольске или Хабаровске? Необходимо взвесить, правильно это или нет? Скорее всего, нет.

Кроме того, в Восточной Сибири нет ни одного чисто нефтяного месторождения. Только газовые и нефтегазовые. Поэтому мы будем добывать очень много газа — продукта для нефте- и газохимии. На этом сырье возможно создание 2-3 крупнейших перерабатывающих центров, которые обогатят край. Но ни в одном из существующих проектов нефтепровода газовой трубы не предусмотрено.

И последний вопрос. Существующие варианты нефтепровода обходят крупнейшие в мире месторождения гелия и калийных солей. Исходя из сказанного, ак. Конторович сделал вывод, что единственный по-настоящему профессиональный вариант трассы нефтепровода — это вариант южнее Байкала. И эту крупнейшую интеграционную проблему необходимо решать достойно: собрать все силы и представить грамотный проект, который покажет стране, как надо строить свою экономику. Если все высказанные проблемы решать в комплексе, то в ближайшие 20 лет население Восточной Сибири, а возможно, и Забайкалья, увеличится на миллион человек. И об этом тоже необходимо помнить, т.к. в стране наблюдается страшный демографический спад.

Завершая встречу, ак. Конторович призвал присутствующих создать некий «мозговой центр», результатом работы которого явился бы итоговый интеграционный документ, адресованный Правительству и Президенту РФ, отражающий все высказанные сегодня мысли и способный служить руководством к действию для органов государственной власти — это принципиальная государственная задача для Сибирского отделения.

Собравшиеся поддержали эту инициативу и решили в самое ближайшее время представить в высокие инстанции письмо по всем поднятым в ходе заседания Совета проблемам, касающимся развития экономики сибирского региона. И остается лишь сожалеть, что все решения уже приняты и, как говорится, «поезд уже ушел»…

Фото В. Новикова

стр. 8