«Наука в Сибири»
№ 46 (2532)
25 ноября 2005 г.

РАЗВИТИЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации „Открытая экономика“» и Минобрнауки РФ (г.Москва) провели 21 октября заседание круглого стола «Стратегия развития науки и инноваций: как минимизировать риски активного сценария?». 31 октября состоялся круглый стол на тему «О повышении роли государственного сектора науки в стимулировании инновационно-инвестиционной деятельности» в комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии».

Общим для этих мероприятий явилось выступление директора департамента Минобрнауки РФ Д.Ливанова о проекте Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. (Полный текст этого документа имеется на сайте www.mon.gov.ru, а стенограмма круглого стола в Минобрнауки имеется на сайте фонда «Открытая экономика» www.opec.ru.)

В проекте Стратегии рассмотрены инерционный и активный сценарии развития российского сектора исследований и разработок и обоснована необходимость следования активному сценарию. В качестве благоприятных факторов для реализации активного сценария отмечены профицит федерального бюджета и сохранившийся потенциал РАН и других государственных академий. Объем финансирования работ в рамках Стратегии составляет 789,5 млрд руб., в том числе 577,6 млрд руб. из федерального бюджета. В качестве основных приоритетов рассматриваются: развитие национальной инфо-коммуникационной инфраструктуры; развитие российской авиатехники; реализация программы освоения и использования космического пространства. Предлагаются следующие потенциальные направления новых отраслевых федеральных целевых программ: создание в России кластера специализированных диагностических высокотехнологических медицинских услуг и производства соответствующих препаратов и оборудования; формирование кластера разработки и производства оптоэлектронных устройств, ориентированных на рынки светодиодных устройств и осветительных приборов; развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения на основе современных технологий использования органических энергоносителей, солнечной энергии, технологии использования возобновляемого биотоплива; формирование кластера разработки и производства высокотехнологических материалов с заданными свойствами, в том числе для применения в строительстве и добывающих отраслях. В период до 2010 гг. намечено достижение таких целевых индикаторов, как увеличение внутренних затрат на исследования и разработки от 1,35 % до 2,0 % к ВВП; увеличение удельного веса инновационной промышленной продукции на внутреннем рынке с 5 % до 15 %; увеличение числа малых предприятий в отрасли «Наука и научное обслуживание» с 22,1 тыс. до 30 тыс.; увеличение удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет с 28,8 % до 35 % и др. В числе основных маневров в управлении ресурсами при реализации Стратегии предлагается опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы; концентрация бюджетных расходов на НИОКР на ограниченном числе крупных федеральных целевых программ; рост частного софинансирования научных разработок на основе механизмов частно-государственного партнерства и пр.

В оживленных и острых дискуссиях на круглых столах по затронутым в Стратегии проблемам развития науки и инновационной активности в современной России выступили представители крупных российских компаний (ЗАО «Инновационные технологии Ренова», «Русские технологии» — консорциум «Альфа групп», «Базовый элемент»), представители отраслевых институтов и институтов РАН, в том числе вице-президент РАН академик Г. Месяц. В целом отмечено, что представленный проект Стратегии является необходимым и важным шагом, позиционирующим курс государства на переход от практики консервации и сохранения интеллектуального потенциала России к его активному использованию для развития высокотехнологического сектора экономики.

В числе замечаний к документу в представленном виде указывалось на необходимость разработки Стратегии на более долгосрочную перспективу (20-30 лет); необходимость конкретизации целей Стратегии и постановку более амбициозных задач (построение в России инновационно-ориентированной экономики, снижение зависимости от сырьевого экспорта; вхождение России в десятку стран — лидеров научно-технического прогресса); необходимость тщательного учета зарубежного опыта создания инновационных систем; необходимость более тесной координации с ведущими предприятиями, отраслями промышленности и с крупными российскими компаниями; необходимость проработки механизма максимально широкой и открытой экспертизы при выборе приоритетных направлений; необходимость учета уже принятых решений об особых экономических зонах и др. Отмечено, что постановка более амбициозных задач и сегодняшние финансовые возможности России позволили бы обосновать увеличение финансирования работ по Стратегии в несколько раз, по сравнению с приведенным выше. В выступлениях говорилось о невостребованности инноваций современной российской промышленностью и необходимости формирования крупных технологических задач общенационального характера (в качестве примера приводились американские программы полетов на Луну и Марс). В противоположность этому была высказана точка зрения о вреде государственных инвестиций для развития высоких технологий, необходимости ориентации ресурсов в создание институтов открытого общества и приоритете вложений в человека.

Довольно острые дискуссии состоялись относительно роли фундаментальной науки и, в частности, Российской академии наук, в решение проблем развития инновационной деятельности. Отмечалось, что РАН в целом имеет значительный инновационный потенциал и достаточные ресурсы для ускоренного развития науки и инноваций. В ряде выступлений, в том числе и автора этих строк, указывалось, что эффективному использованию инновационного потенциала препятствует нерешенность проблем интеллектуальной собственности; очевидные несовершенства бюджетного, налогового и гражданского кодексов, запрещающие взятие кредитов, создание малых предприятий в системе РАН; налоговые и таможенные ограничения на приобретение современного оборудования и др. Эти факторы серьезно ограничивают практическое использование достижений фундаментальной науки в системе РАН. Отмечена рискованность последних предложений Минобрнауки РФ и руководства РАН по разделению бюджетного и внебюджетного финансовых потоков в институтах РАН, что вместо планируемой интенсификации инновационной деятельности может создать нежелательный разрыв между неделимыми по сути поисковыми и прикладными работами. Неприемлемым с точки зрения уставных задач РАН явилось предложение исполнительного директора центра «Открытая экономика» А. Гордеева об акционировании успешных в инновационной деятельности институтов РАН.

В целом, представление Стратегии и состоявшиеся на круглых столах обсуждения проблем развития науки и инноваций можно считать долгожданным свидетельством озабоченности высших государственных органов России необходимостью удовлетворения растущего спроса корпоративного сектора и системы обеспечения национальной безопасности в отечественных высококлассных научных исследованиях и конкурентоспособных по требованиям мирового рынка технологических инновациях. Предполагается, что проект Стратегии будет представлен в Правительство РФ уже в этом году.

А. Асеев, чл.-корр. РАН
Москва-Новосибирск

стр. 5