«Наука в Сибири» НАУКА ПОМОГАЕТ
|
Что касается Новосибирской области, нельзя не упомянуть о группе детского сада «Весёлые ребята» из Кыштовки. Ими была представлена целая серия экспериментов по очистке воды, тушению огня разными способами; тут явно прослеживается влияние неравнодушного взрослого человека — воспитательницы. По условиям, все конкурсанты должны были дома провести опыты, а потом прислать свои фотоотчеты (нашлись даже такие, которые выполнили и отчитались о восьми экспериментах!). Далее подключилась экспертная комиссия, в состав которой входили сотрудники Института химии твёрдого тела и механохимии СО РАН: советник РАН, академик В. В. Болдырев, г.н.с., д.х.н., профессор Е. В. Болдырева, сотрудники Института катализа им. Г. К. Борескова — к.х.н. А. В. Нартова, к.х.н. С. В. Семиколенов, П. А. Пыряев и Д. Н. Касымова.
«Всё было очень серьезно, — рассказывает Елена Владимировна, — мы детально обсуждали все работы (всего — больше пятидесяти!), писали рецензии (собираемся ещё сделать обзор), выбирали победителей. Но по ходу кое-что пришлось переиграть. Сначала предполагались традиционные первое, второе и третье места, а остальным — маленькие „утешительные призы“. Но это же дети, с ними надо обращаться очень аккуратно, иначе разочарование и обида могут остаться на всю жизнь. Тем более, все работы были очень интересными и заслуживали поощрения. Поэтому мы увеличили количество призовых мест и постарались, чтобы и „утешительные призы“ были достойными и радовали. Все участники, а не только победители получили яркие, нестандартные, запоминающиеся дипломы конкурса, которые с большой любовью изготовила Дильнара Касымова из интернет-магазина „Я Узнаю Мир“. Призеры и участники получили научные игрушки (наборы для кристаллизации, конструкторы), занимательные книги. Чтобы сделать возможным этот праздник, чтобы никто не был обойден, интернет-магазин „Я Узнаю Мир“ увеличил призовой фонд; свои личные средства вложили и члены жюри».
Дети и наука, дети и эксперимент... Сочетание немного странное, непривычное. А с другой стороны, может быть, так и надо — побольше бы таких энтузиастов! Ведь кто-то должен всё это инициировать. Спрашиваю, а какие, собственно, научные работы представлялись на конкурс? И в каком виде? Оказывается, требования нешуточные. Надо провести опыты, всё сфотографировать, потом прислать отчет, в котором должна присутствовать методика эксперимента, описание самого эксперимента и выводы. Исследовательская составляющая была плюсом — важно, чтобы ребенок не просто повторил эксперимент и переписал текст из научно-популярной книжки, но что-то изменил, выявил какую-либо закономерность.
На конкурсе были представлены работы из разных научных областей физики, химии, биологии. Так, Полина Прайс в работе «Некоторые свойства жидкостей» показала, что жидкости по древесине могут подниматься вверх, а разные жидкости поднимаются на разную высоту. Саша Синько, представивший на конкурс восемь работ, складывал цвета радуги в белый, определял, в какие цвета окрашивается сок краснокочанной капусты в зависимости от кислотности раствора и т.д. Яша Виделец проверял, можно ли заморозить мыльные пузыри, а Ярослав Руденко (приславший на конкурс шесть работ) и Владимир Антонов наблюдали за ростом микроорганизмов. Саша Блохин представил восемь работ по химии. Со всеми работами можно ознакомиться на сайте интернет-магазина «Я Узнаю Мир».
Организаторы конкурса увидели и тревожные моменты. Так, отличительной особенностью прошедшего мероприятия было абсолютное преобладание участников младшей возрастной группы — дошкольников и младших школьников. «Ситуация достаточно тревожная, — комментирует Е. В. Болдырева. — На какие мысли она наводит? Почему маленькие дети всем живо интересуются, но как только прошли через „горнило школы“, им уже ничего не надо?! Ведь должно быть наоборот! Впрочем, может быть, это то самое „потерянное поколение“, которое росло в атмосфере всеобщего пренебрежения к науке и людям, ею занимающимися, а далее будет все же лучше? Надо смотреть, какими вырастут наши теперешние малыши с горящими (пока?) глазами, будет ли их интерес утрачен в дальнейшем».
«Надеюсь, что и в следующем году мы сможем вновь организовать конкурс, — резюмирует П. Пыряев. — Может быть, придется изменить формат, ввести более серьезные призы, чтобы привлечь и старшую возрастную группу. Будем думать!»
Фото автора
стр. 12