«Наука в Сибири»
№ 26 (2162)
10 июля 1998 г.

КАРНАВАЛ МИХАИЛА ШЕМЯКИНА

Г.Шпак.

Старожилы новосибирского Академгородка, наверное, прекрасно помнят невероятное событие тридцатилетней давности, случившееся в стенах Дома ученых -- нашумевшую выставку мало кому известного тогда молодого ленинградского художника Михаила Шемякина. Мало сказать, что он художник авангардистского толка, с ярко выраженной творческой индивидуальностью. Его странноватая фантастичная живопись и графика буквально обжигали, оставляя навсегда след впечатления, если так можно выразиться. Когда я узнала, что именно здесь, в Академгородке, открывается шемякинская выставка, мгновенно что-то вспыхнуло, я сразу "увидела" картины той, первой и единственной персональной в Советском Союзе -- в декабре 1967 года. (В 1971 году художника вынудили эмигрировать.)

Отчетливо помню, где висела "Туша" (для себя я назвала эту работу "скульптурной живописью" и поменяла название -- "Мясо" -- вполне рельефно, в духе шестидесятых, эпохи подтекстов). А сумрачные, сумеречные видения на тему Достоевского, Гоголя? В может быть, привидения? Эти странные клювастые гротесковые существа -- то ли люди с птичьими тяжелыми клювами, то ли фантастические птицы с человечьими глазами, понимающими бездну, совсем по иному трансформировались в цветных литографиях восьмидесятых годов, особенно в метафизических композициях. Цветные литографии и акварели из личной коллекции М.Шемякина и составили нынешнюю его выставку, в определенном смысле -- юбилейную. О юбилее вспомнил сам художник. Для него первая выставка в Новосибирске -- не только память, которой он дорожит. Это был выход в открытый мир.

Накануне открытия выставки состоялась пресс-конференция прямо в зале картинной галереи Дома ученых. Его директор Г.Лозовая, заведующая выставочным залом, искусствовед Г.Лаевская и представитель М.Шемякина в России В.Бараев легко разговорились, ведь для них сам процесс формирования экспозиции -- настоящий праздник. Выставка несколько месяцев путешествовала по России. В Новосибирск ее привезли из Улан-Удэ, и повсюду ее нужно было оформлять заново. Новосибирский вариант оформления, работ по свидетельству представителя М.Шемякина, получился самым красивым, не говоря уже о профессионализме оформителей.

Посетители выставки, несомненно, по достоинству ее оценят. На этот раз демонстрируются хрестоматийные работы из многочисленных серий, таких, как "Санкт-Петербургский карнавал", "Весна Священная" на тему И.Стравинского, "Чрево Парижа", "Метафизические головы". Активный цвет придает печатным работам почти живописное звучание. Эта "почти живопись" с "чертовщинкой", борьбой темных и светлых сил производят впечатление феерии, карнавала...

Конечно, выставка -- только некие штрихи, отражающие творчество графика, скульптора, живописца, известного и почитаемого в Старом и Новом свете. В последние годы М.Шемякин больше занимается скульптурой. Многие, во всяком случае академгородковцы, видели шемякинского Петра I -- скульптура установлена на аллее Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Интересен памятник первостроителям города. Возвышающим событием в нашей жизни стали грандиозные памятники жертвам политических репрессий...

Художника М.Шемякина называют "человеком Мира", но даже ради всемирной известности художник не поступится своим внутренним миром и правом свободного полета воображения, когда он берет в руки кисть, цветной мел или глину.

Кстати, от первой выставки М.Шемякина осталась вещественная память -- два рисунка и офорт -- картинки русской жизни.

стр.