«Наука в Сибири» № 43 (2479) 1 ноября 2004 г. ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОГО СОВЕТА ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ
26 октября под председательством Президента России В. Путина
прошло заседание Совета по науке, технологиям и образованию. Это
первое заседание Совета в обновленном формате. В августе 2004 г.
Президент РФ подписал указ, которым включил вопросы образования в
сферу деятельности этого Совета. На заседании обсуждались два
вопроса: интеграция науки и образования, а также концепция
управления госпредприятиями, работающими в сфере науки.
В заседании приняли участие члены Совета наши земляки:
Н. Добрецов, Г. Кулипанов, Г. Майер. Подробности о заседании
Совета в ближайших номерах «НВС».
Выступление Президента России В. Путина на заседании Совета
Уважаемые коллеги!
Рад видеть вас на первом заседании объединенного Совета, Совета
по науке, технологиям и образованию.
Надеюсь, что системный рабочий диалог двух аудиторий в том
числе здесь, в рамках Совета поможет синхронизации необходимых
преобразований в этих сферах. И в конечном итоге скажется на
успехе самой интеграции науки и образования.
Отмечу также, что мы собрались в период довольно непростых и
острых, подчас очень острых дискуссий, касающихся роли
государства в развитии науки и образования.
Эти дискуссии начались с порядка управления собственностью, но
вышли далеко за пределы материально-финансовых и административных
проблем.
Я считаю нашу сегодняшнюю встречу очень важной, надеюсь, что она
будет полезной, своевременной, рассчитываю на конструктивную и
совместную работу государства и научно-образовательного
сообщества и в будущем, причем как в стратегических, так и в
прикладных практических вопросах.
На наше заседание вынесен важнейший, системообразующий
вопрос воспроизводство знаний, в процессе которого участвуют и наука, и
образование, а теперь уже, можно сказать, и современная
российская экономика.
Разумеется, мы сегодня поговорим по самому широкому кругу
вопросов, которые вы считаете важными и для того, чтобы в таком
составе обсудить.
Мы должны сформировать в России конкурентоспособную систему
генерации, распространения и использования знаний. Только такая
система станет основой устойчивых темпов и высокого качества
экономического роста в стране.
Вы знаете: в развитых странах экономическая динамика напрямую
связана с эксплуатацией интеллектуального капитала. Причем, как
совокупности не только знаний, но и умений, умений эффективно
использовать современные организационные навыки, патенты,
ноу-хау, торговые марки и так далее и тому подобное. И на мировых
рынках именно такой интеллектуальный капитал ценится
гораздо выше, чем сырье, и даже выше, чем квалифицированная
рабочая сила.
В то же время, в России экономический рост все еще сильно связан
с отдачей от сырьевых ресурсов ресурсов, запасы которых
исчерпаемы. При этом ни ведомства, ни эксперты не берутся
прогнозировать в обозримом будущем кардинального роста вклада
науки в увеличение ВВП. Не говорю, что так не будет, наоборот,
рассчитываю, что мы к этому идем и так обязательно будет, говорю
только о том, что эксперты не прогнозируют реального вклада, нет
понимания, в каких объемах и в какие сроки это произойдет, не
прогнозируют поскольку пока не видят достаточных к тому
оснований.
Между тем за последние годы ситуация в российской науке и
образовании изменилась, не говоря о том, что само экспертное
сообщество стало вновь сознавать себя как важнейшую часть
национального пласта культуры и российской цивилизации в целом.
Исходя из этого, а также из наших новых экономических реалий, уже
можно и нужно планировать такое воспроизводство интеллектуальных
ресурсов, которое даст отдачу, сопоставимую не только с
эксплуатацией богатейших природных ресурсов, но и в перспективе
значимо превышающую такие ожидания.
Говорю об этом именно в вашей высококомпетентной аудитории, где
хорошо известны соответствующие тенденции и цифры развития
мировой экономики. И сразу же отмечу, что масштаб государственных
обязательств при постановке таких задач для нас также очевиден.
Но, понимая эти сложности, государство будет активно двигаться в
этом направлении.
Это полезно для развития науки и для экономики. Это, конечно,
нужно нашему народу, в этом будущее России.
Хотел бы отдельно коснуться роли фундаментальных наук. Для всех
здесь присутствующих понятно: там, где не развиваются
фундаментальные науки, не приходится ждать и эффективных
прикладных исследований. И второе: это особое значение
фундаментальной науки для формирования образованной нации. Для
развития на этой базе самостоятельного сильного гражданского
общества.
Номинально у нас есть целая «отрасль», включающая около трех
тысяч институтов и КБ, шесть государственных академий, среди
которых такая уникальная и старейшая, как РАН. Выражаясь
современным языком вертикально интегрированное,
многопрофильное, общероссийское сообщество ученых.
Прибавьте сюда почти семь миллионов преподавателей и студентов,
представляющих собой огромный ресурс для развития вузовской
науки.
Между тем удельный вес в нашем экспорте инновационной
промышленной продукции всего шесть процентов. А результаты
научной деятельности по-прежнему мало востребуются отечественным
рынком. И это несмотря на проведение в стране исследований
практически по всему фронту.
За пять лет с 1999 по 2004год ассигнования на науку выросли
почти в четыре раза и к концу года достигнут 46,2млрд рублей. Я
прекрасно знаю, в каких условиях работала наука в начале 90-х
годов, а вы это знаете еще лучше, но все-таки движение есть,
движение очевидно. Теперь уже вряд ли можно говорить, что эти
деньги мизeрны. Да, их, конечно же, недостаточно, денег вообще
всегда недостаточно, везде, даже в очень развитых странах, тоже
считают: недостаточно. Конечно, мало и для нас, чтобы Россия
стала самой передовой научной державой мира. Но с их помощью уже
можно эффективно решить пусть немного, но все-таки достаточное
количество крупных, приоритетных, ключевых для страны задач.
Ситуация в науке и образовании улучшается пока медленно. При этом
чем больше мы тратим денег на науку тем более ясно, что
главные проблемы лежат не столько в финансировании науки, но и в
необходимости ее лучшей организации применительно к сегодняшним
условиям жизни и хозяйствования, применительно к условиям
экономики сегодняшнего дня.
Вопросы развития науки и образования многократно обсуждались, в
том числе в рамках Госсовета и Совета Безопасности России.
Ставились задачи по реформированию отраслей, имеющих отношение к
производству интеллектуального капитала. Принимались и
соответствующие программы. Однако в полном объеме ни эти
программы, ни поручения пока не выполняются.
То же касается и совершенствования законодательной базы, проблем
интеграции науки и образования. Надеюсь, по этому вопросу на
сегодняшнем заседании мы сможем откровенно поговорить, если не по
всем, то хотя бы по ряду этих важнейших позиций.
Не до конца отработаны пути адаптации и сохранения отечественных
преимуществ в рамках движения к Болонскому процессу. В частности,
речь идет о научных и ученых степенях и званиях и так далее,
здесь много вопросов, которые вам хорошо известны.
Кроме того, мы готовим много высококвалифицированных математиков,
программистов, физиков, биологов. Однако очень многие из них
вынуждены искать себе заработок в зарубежных структурах. Мы
знаем, это общая проблема: там, где больше платят, туда едут. Из
Западной Европы тоже отток капитала туда, где побольше заработки,
в Северную Америку, но думать над этим Европа не перестает, в
частности, подпитывается и за счет наших интеллектуальных
ресурсов. Мы должны делать из этого выводы, как-то реагировать на
это. Понятно, что надо больше платить, это самый простой вариант,
не всегда возможный, но способов решения проблемы много. И если
мы намерены иметь значимое место в ряду высокоразвитых экономик
мира, то работать надо совместно и на общегосударственные цели.
Учитывать не только корпоративные и сиюминутные, но и
перспективные интересы науки и страны.
Фундаментальная наука должна не просто сохранить ведущие научные
школы, но и обеспечить развитие новых направлений исследований,
тех, что адекватны общемировым тенденциям и действительно
способны на прорыв. Способны создать условия для прорыва России.
В прикладной науке назрело создание крупных
научно-производственных структур, способных обеспечить
концентрацию ресурсов государства и бизнеса на передовых
направлениях науки и техники.
Уже есть сдвиги в том, что сейчас неплохо функционируют
государственные научные центры, уже второй год работают
инновационные мегапроекты. Очень бурно развиваются информационные
технологии и коммуникации. Нужно внимательно изучать этот опыт,
внедрять его шире.
Хотел бы сегодня особо остановиться на одном важном вопросе. Мы
исходим из необходимости сохранения, укрепления и роста влияния в
стране и на мировом рынке знаний Российской Академии наук. Это,
без преувеличения, историческое и национальное достояние нашей
страны. Достояние, созданное десятками поколений людей, судьба
которого далеко не безразлична каждому просвещенному гражданину
России.
И потому от самой Академии, я бы даже сказал, прежде всего от
самой Академии, мы ждем не просто ревизии, но вдумчивой и
результативной модернизации, соответствующей реалиям сегодняшнего
дня и устремленной в будущее. Ждем предложений по решительной
перестройке работы. И в этом случае максимально поддержим ее
возрождение как авторитетного и безусловного центра притяжения
для всего научного сообщества. Не только возрождения, а
укрепления.
Мы также намерены провести эффективную реструктуризацию
государственного сектора науки. Провести на принципах участия
государства в научных организациях только в интересах
поставленных публичных задач. Прежде всего для обеспечения
принципиальных направлений научного развития: фундаментального и
технологического. И, надеюсь, наш Совет внесет необходимый вклад
в эту работу, окажет содействие этому процессу.
Завершая свою вступительную часть, отмечу, что Министерство
образования и науки, вырабатывающее политику в этих сферах,
вынуждено сейчас решать наиболее острые проблемы в науке и
образовании, и другие: имущественные, организационного характера.
И поэтому я прошу вас оказывать Министерству необходимое
содействие. Конечно, и критика нужна, и поправлять нужно, но
надеюсь, что это будет совместная конструктивная работа. В том
числе совместный анализ последствий предлагаемых мер, а также
объективный прогноз того, как готовящиеся решения, документы
скажутся при их внедрении на экономическом росте страны и на
состоянии российской науки.
На этом я бы хотел свое вступительное слово закончить. Благодарю
за внимание.
стр. 1
|