«Наука в Сибири»
№ 50 (2585)
28 декабря 2006 г.

КАПЛИ ДОЖДЯ НА ЦВЕТКЕ ИРИСА…

На протяжении месяца — с ноября по декабрь — в Новосибирском государственном университете проходила фотовыставка старшего преподавателя кафедры востоковедения Евгении ФРОЛОВОЙ «Удивительная Япония», организованная при поддержке директора музея НГУ Л. Воробцовой и ресторана японской кухни «Васаби».

Ю. Александрова,
«НВС»

Иллюстрация

Поездка в Страну Восходящего Солнца минувшим летом была далеко не первой для Евгении Львовны — преподаватели кафедры периодически отправляются туда на стажировки благодаря грантам, предоставляемым Японским Фондом. В этом году Е. Фролова два месяца провела в Международном Центре японского языка под Токио — там собираются «японисты» из всех стран мира (главным образом, из Юго-Восточной Азии) — на стажировке самого высокого уровня, работала над проектом по филологии японского языка под руководством консультанта-специалиста.

Иллюстрация

Однако, несмотря на ежедневные занятия, посещения библиотеки и достаточно плотный график, удавалось выкроить время для отдыха и прогулок по городу (а какие же прогулки по незнакомым местам без фотоаппарата!). И даже совершить небольшое путешествие, которое в Международном Центре «подарили» стажерам — поездку на юг Японии. Гости страны посетили старинные города Осака, Киото, Нара и остров Миядзима. Климат в этой части Японии сильно отличается от токийского, да еще путешествие выпало на время «пятого сезона» — сезона дождей, когда все в окружающем мире, казалось, состоит из воды. «Некоторые фотографии даже приходилось делать под зонтиком», — вспоминает Евгения Львовна. Мглистые холмы, мокнущие под дождем ирисы в парке Мэйдзи, знаменитый Химэдзи — Замок Белой Цапли, словно окутанный дымкой, тории — священные ворота святилища Ицукусима на закате — все это Япония сезона дождей, Япония, которая на выставке Е. Фроловой предстает как многоцветная мозаика.

Иллюстрация

Но не только природная и рукотворная красота — причудливые здания, монастыри, изображения Будды, мелкие скульптурки — запечатлена на снимках. Представлены еще и люди: женщины острова Миядзима, собирающие на отмели съедобных моллюсков хамагури, — треугольные шляпы, согнутые спины; уставший рикша в ожидании клиента; последние приготовления к свадебной фотографии — нарядные кимоно, национальные прически; схватка борцов сумо… А вот урок музыки в младшей школе — сосредоточенные мордашки, разложенные на партах принадлежности…

Иллюстрация

Есть и совсем неожиданные фотографии — например, иероглиф на асфальте крупным планом. Оказывается — надпись «Стой», а рядом — четкий рисунок подошв, указывающий, где именно надо остановиться на тротуаре; для слабовидящих здесь же — рельефная плитка и звуковой сигнал. Удивил и мини-сад камней храма Реандзи неподалеку от настоящего — тоже для людей, имеющих слабое зрение, чтобы могли приобщиться к традиционной культуре через тактильные ощущения.

«Столько лет посвятив изучению этой страны, считаешь, что знаешь уже практически все. Но каждый раз открываешь все новые и новые грани красоты». Эти слова Евгении Фроловой стали своего рода эпиграфом к выставке, и вслед за автором фотографий каждый увидел что-то свое в этих «картинках из жизни» Японии — и в лицах людей на улицах Большого Токио, и в замысловатых изгибах восточных храмов, и в каплях дождя на цветке ириса…

стр. 8