«Наука в Сибири» НАТИСК НА ВОСТОК:
|
* Имеем то, что имеем (укр.). |
Несмотря на высокую долю экспорта в добыче и производстве, поставки энергоносителей и энергии на наиболее перспективном Тихоокеанском направлении пока не превышают 15 % российского энергетического экспорта (рис.1—2). Доля экспорта нефти на Тихоокеанские рынки, прежде всего в Китай, Корею, Японию, а также в США, составляет порядка 15 % (2010 г. — 38 млн т) от российских экспортных поставок, нефтепродуктов — менее 10 % (12 млн т). Поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Японию, Корею, Китай и Тайвань не превышают 7 % (10 млн т или 13,4 млрд куб. м в пересчёте на исходное вещество) от суммарного экспорта газа. В экспорте угля доля АТР составляет 32 % (31 млн т), в экспорте электроэнергии — около 7 % (1,3 млрд кВт/ч).
Рис. 1. |
Рис. 2. |
Основные причины ограниченности поставок на Тихоокеанский рынок — отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, неосвоенность ресурсного потенциала ТЭР Восточной Сибири и Дальнего Востока, Восточной Арктики, включая низкий уровень геологической изученности территории и акватории, а также неурегулированность ряда организационно-экономических вопросов.
В настоящее время поставки сырой нефти ведутся через порты Приморского и Хабаровского краёв, Сахалинской области — Козьмино, Де-Кастри, Пригородное, по нефтепроводам ВСТО (Тайшет — Сковородино) и «Россия—Китай» (Сковородино — Дацин), а также по железной дороге. Основная часть экспорта нефтепродуктов приходится на порты Находка и Ванино, организованы также поставки из Владивостока, Славянки, Советской Гавани. Экспорт нефтепродуктов по железной дороге в Китай ведется главным образом через п. Забайкальск, в Монголию — через Наушки. В условиях отсутствия транснациональных газопроводов газ экспортируется только в сжиженном виде с терминала СПГ в п.Пригородное на Сахалине. Уголь поставляется главным образом через порты Ванино, Восточный, Посьет. С 2011 г. увеличены поставки угля в Китай по железной дороге через Забайкальск. Передача электроэнергии на территорию КНР ведется по межгосударственным линиям электропередачи «Благовещенск — Хэйхэ» и «Благовещенск — Айгунь», в Монголию — «Селендум — Дархан», «Хандагайты — Улангом».
Анализ устойчивых процессов в мировой экономике, энергетических программ различных стран, состояния научных исследований указывает на неизбежность в первой половине XXI в. дальнейшего увеличения энергопотребления. В региональном плане рост глобальных потребностей в энергетических ресурсах будет происходить в первую очередь за счёт Китая, Индии и других стран АТР. Спрос на нефть и газ будет увеличиваться там под воздействием экономических (продолжение быстрого, преимущественно экстенсивного, роста экономики), технологических (изменение структуры ТЭБ, моторизация) и демографических (дальнейшее увеличение численности населения) факторов.
Дополнительным фактором увеличения спроса на газ, уголь и нефть стала крупная авария на АЭС Фукусима в Японии в марте 2011 г., в результате которой произошло выбытие мощностей ядерной генерации и сокращение выработки атомной энергии. В условиях традиционного значительного резерва мощностей по всем видам электрогенерации при снижении производства атомной энергии Япония значительно увеличила закупки СПГ, нефтепродуктов и угля для ТЭС. Однако в долгосрочном плане наибольшее значение для глобальной системы энергообеспечения имеет изменение энергетической политики в направлении повышения безопасности и экологической надежности энергообеспечения. Происходит пересмотр, замораживание и сворачивание ядерных программ в странах Европы, АТР, Северной Америки.
Большинство крупнейших нефтеносных районов Китая (Дацин, Шэнли), Индонезии, Малайзии, Австралии вышли на стадию падающей добычи, и пока её некоторый рост происходит в основном за счёт освоения глубоководных шельфов. При этом превышение потребления над добычей нефти в регионе продолжает возрастать. Добыча газа в странах—крупнейших региональных экспортерах (Индонезии и Малайзии) уже в среднесрочной перспективе выйдет на уровень их внутреннего потребления, что потребует замещения поставок в Японию, Корею, Китай, на Тайвань из других регионов мира, при этом продолжится опережающий рост спроса на газ в АТР в целом. Добыча угля в его самом крупном производителе и потребителе — Китае (около половины глобальной добычи и использования угля приходится на Китай) приближается к пределу технологических и ресурсных возможностей. В ближайшие годы из крупного экспортёра угля Китай перейдет в разряд нетто-импортеров с быстро растущими импортными потребностями.
Открытие в последние годы в Китае (Ордосский бассейн, Таримский бассейн, Бохайваньский залив и др.), в Австралии (Тиморское море), в Индии (Бенгальский залив) и других странах АТР ряда относительно крупных месторождений углеводородов будет способствовать развитию в регионе инфраструктуры по транспортировке, переработке и использованию нефти и газа. Удовлетворить рост энергетических потребностей АТР ни сейчас, ни в будущем эти открытия не смогут.
Основные конкуренты России на Тихоокеанском рынке нефти и газа — страны Ближнего Востока, поставки из которых в среднем в
Внерегиональные поставки угля в АТР ведутся из Южной Африки, что по экономической и транспортной эффективности также уступает экспорту из Сибири и Дальнего Востока, особенно при поставках в промышленные центры Китая, Японии, Южной Кореи.
Развитие ТЭК на Востоке России, усиление экономических позиций в АТР и в АТРАМ будут связаны в первую очередь со следующими приоритетными направлениями и крупными проектами:
в геологоразведке и добыче энергоносителей:
— расширение геологоразведочных работ и комплексное освоение месторождений углеводородов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, шельфах Дальневосточных и Арктических морей;
— организация геологоразведочных работ, повышение технологической эффективности добычи (включая утилизацию метана угольных пластов и обеспечение безопасности) и освоение новых месторождений угля Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь Кузнецкого, Канско-Ачинского, Южно-Якутского угольных бассейнов;
— доразведка и освоение месторождений природного урана Забайкальского края, Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Хабаровского края;
— расширение участия российских компаний — «Газпрома», «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Зарубежнефти», «Альянса», РЖД, СУЭКа, «Атомредметзолота» и др. — в проведении геологоразведочных работ и освоении месторождений нефти, газа, угля, природного урана в странах АТРАМ (Китае, Монголии, Колумбии, экономически и инфраструктурно связанной с Тихоокеанским побережьем Венесуэле и др.) и СНГ (Казахстане, Узбекистане, Туркменистане) для совместного укрепления экономических позиций на традиционных и выхода на новые рынки АТРАМ;
в переработке энергетического сырья:
— формирование производственно-технологических комплексов по глубокой переработке газа с блоком нефтегазохимии и гелиевыми заводами в Саянске, Нижней Пойме, Хабаровске;
— строительство НПЗ регионального значения в Якутии (в Ленске) и крупного экспортного НПЗ с блоком нефтехимии в Приморском крае (в бухте Елизарова);
— участие российских компаний в развитии и эксплуатации объектов перерабатывающей инфраструктуры в странах АТР и АТРАМ (НПЗ, ГХК и др.).
в генерации электрической энергии:
— строительство новых ТЭС: Олонь-Шибирской в Республике Бурятия, Харанорской и Татауровской в Забайкальском крае, Ерковецкой в Амурской области, Ургальской в Хабаровском крае, а также парогазовой установки в г. Хабаровске;
— сооружение Тугурской ПЭС в Тугурском заливе в Хабаровском крае;
— создание каскада ГЭС в Южной Якутии (Канкунской и Нижне-Тимптонской на р.Тимптон, Верхне-Алданской на р.Алдан, Олёкминской и Нижне-Олёкминской на р. Олёкма, Средне-Учурской и Учурской на р.Учур);
— строительство Дальневосточной ВЭС на о-вах Русский и Попова;
— участие в строительстве энергогенерирующих мощностей странах АТРАМ (Китае, Индии, Монголии, Вьетнаме и др.) и СНГ (Киргизии, Таджикистане и др. для совместного выхода на международные рынки);
в системе транспорта и дистрибуции энергоносителей и энергии:
— завершение строительства второй очереди и расширение пропускной способности нефтепровода ВСТО, расширение мощности нефтяного терминала в порту Козьмино, увеличение пропускной способности нефтепровода «Россия — Китай» (Сковородино — Дацин);
— развитие морских терминалов для нефти, нефтепродуктов, продукции нефтегазохимии (метанола, полимеров, гелиевого концентрата и др.), угля на российском побережье Тихого океана (Козьмино, Находка, Де-Кастри, Пригородное, бухта Елизарова, Ванино, Посьет, Славянка и др.);
— создание системы подземных хранилищ природного газа и гелиевого концентрата в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае; — сооружение системы газопроводов «Сибирь — Дальний Восток — АТР» (Сахалин — Хабаровск — Владивосток, Иркутский центр газодобычи — Проскоково, Иркутский центр газодобычи — Западно-Якутский центр газодобычи — Хабаровск — Владивосток, Дальнереченск — Харбин, возможно, Владивосток — Каннын — Сеул либо Владивосток — Пхеньян — Сеул); строительство в районе Владивостока (Находки) завода по сжижению природного газа и терминала СПГ;
— сооружение и модернизация системы ЛЭП Олонь-Шибирь — государственная граница, Харанорская ТЭС —государственная граница, Гусиноозерская ГРЭС —Петровск-Забайкальский, Олонь-Шибирская ТЭС — Петровск-Забайкальский, Татауровская ТЭС — Чита, Татауровская ТЭС — Харанорская ТЭС, Амурская — государственная граница, Ургальская ТЭС — Ерковецкая ТЭС, Ерковецкая ТЭС — Амурская, Ургальская ТЭС — Шэньян (до государственной границы); Тугурская ПЭС — государственная граница; объединение Западного и Центрального районов Якутии с единой энергосистемой России; синхронизация энергосистем России и стран АТР;
— участие российских компаний в развитии и эксплуатации объектов энерготранспортной инфраструктуры и дистрибуции в странах АТРАМ и СНГ (нефтепроводы, газопроводы, ЛЭП, ПХГ, АЗС и др.).
С учётом состояния и перспектив реализации сырьевых проектов, развития перерабатывающей и транспортной инфраструктуры экспорт нефти, нефтепродуктов и газа в АТРАМ может осуществляться не только с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, но и из Западной Сибири. Экспорт сырой нефти по всем маршрутам может быть доведен к 2020 г. до
Поставки газа в значительной мере будут определяться как развитием транспортной инфраструктуры, так и договоренностью по ценам, объёмам и маршрутам. У России нет задачи обеспечить экспорт газа в АТРАМ любой ценой, поэтому в зависимости от позиций стран-реципиентов поставки на рынки Китая (включая Тайвань), Японии, Кореи, Тихоокеанского побережья Америки, в Монголию могут составить к 2020 г.
Экспорт угля на Тихоокеанский рынок может быть увеличен к 2020 г. до
Межгосударственные перетоки электроэнергии в Китай, Монголию, а также, возможно, в Корею и Японию в зависимости от интенсивности реализации проектов развития генерирующих мощностей и создания энерготранспортной инфраструктуры составят в 2020 г.
В ближайшие десятилетия самым перспективным рынком нефти, газа, угля, урана будет оставаться Китай. Одновременно может быть значительно расширен экспорт российских энергоносителей в Японию, Корею, США, Индию, а также в Таиланд, во Вьетнам, на Филиппины, Тайвань, Сингапур, организованы поставки в Индонезию, Мексику, Чили.
При развитии сотрудничества следует учитывать различия менталитета и договорной дисциплины в Европе и России, с одной стороны, и странах Азии и Латинской Америки — с другой. Уже сейчас возникают проблемы, связанные с разными представлениями о порядке ведения бизнеса в России и Китае.
Например, в 2009 году «Роснефть» и «Транснефть» получили от Банка развития Китая кредиты на 15 млрд и 10 млрд долларов соответственно в обмен на гарантии поставок нефти в течение 20 лет
По вопросам цен на газ сближение позиций «Газпрома» и CNPC пока идет весьма медленно. Важно, что сейчас Китай согласен на цену 235 долл. за тыс. куб. м, что существенно выше ранее сделанных предложений (70 долл. в 2000 г. ещё при переговорах с «РУСИАпетролеум» и 165 долл. в 2010 г. при переговорах с «Газпромом»). При этом спотовые цены на СПГ в АТР уже превысили цены долгосрочных контрактов и составляют около 400 долл. за тыс. куб. м. В газовой сфере целесообразно формирование поставок сетевого и сжиженного газа из России, а также при участии российских компаний (прежде всего «Газпрома», «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Зарубежнефти») из других регионов мира.
Для снижения цен китайцы должны принять участие в инвестициях. Аванс в
Одновременно целесообразно создание несколько специализированных совместных предприятий «Газпрома» для разведки, добычи, переработки газа на Востоке России и поставок в АТР, включая строительство ГПЗ, НГХК, заводов по сжижению газа и терминалов СПГ. Партнёрами в этих проектах должны выступать как международные majors, имеющие бизнес-интересы в регионе — ВР, ExxonMobil, Royal Dutch/Shell, Chevron, Total, BG, так и, азиатские — CNPC, Sinopec, CNOOC, Citic group, KNOC, KOGAS, SK Energy, JOGMEC, OVL, Petronas, Itochu, Japex, Impex, Mitsui, Mitsubishi.
Развивая сотрудничество на Тихоокеанском направлении, следует максимально диверсифицировать инфраструктуру поставок и источники привлечения инвестиций и технологий. Это предполагает безусловное поддержание и укрепление сотрудничества со странами СНГ и Европы, а также Ближнего Востока и Африки, где экономические позиции России пока остаются наиболее надёжными, при активном расширении деловых и политических связей с АТРАМ — АТР, Северной и Южной Америкой.
А.Г. Коржубаев, заведующий отделом темпов и пропорций
промышленного производства ИЭОПП,
заведующий кафедрой политической экономии НГУ,
уполномоченный СО РАН по вопросам
сотрудничества с Китаем, д.э.н., проф.
стр. 6-7