«Наука в Сибири» "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ УЧЕНЫЙ"Этой публикацией газета продолжает знакомство читателей с газетами региональных отделений РАН — на этот раз с газетой "Дальневосточный ученый". Первая — о газете "Наука Урала" — была в № 22. Наталия Притвиц
Вулканологи и сейсмологи"Жизнь, отданная вулканологии" — статья о члене-корреспонденте АН СССР Б.И. Пийпе, создателе Института вулканологии (тогда СО АН СССР) на Камчатке. В 1956 г. Б.И. Пийп вместе с М.А. Лаврентьевым участвовал в экспедиции Президиума АН СССР по выбору места бурения на подземный пар для будущей геотермальной станции в поселке Паужетка, позже он вместе с М.А. Лаврентьевым и А.А. Трофимуком энергично продвигал идею освоения геотермальных ресурсов вулканов Авачинской группы и Мутновского вулкана (ДВУ № 2). Землетрясения на Камчатке и Командорских островах порождаются мощными тектоническими движениями в земных глубинах, а также внедрением магм в толщу земной коры и извержениями вулканов. Эти природные процессы приносят человечеству и огромный ущерб как страшные стихийные бедствия, и пользу — поскольку 80 процентов сведений о глубинном строении планеты получено при изучении сейсмических волн землетрясений, "просвечивающих" земной шар. Обзорная статья "Камчатка: сейсмичность и сейсмологи" академика С. Федотова, председателя Камчатского научного центра ДВО РАН, директора Института вулканологии посвящена 40-летию с начала детальных сейсмических исследований на полуострове. Он вспоминает, в частности, и о том, как в 1957 году, после создания Сибирского отделения АН СССР, началось ускоренное развитие науки на Дальнем Востоке (где научные учреждения входили в состав СО АН до 1970 года), в 1962 году был организован Институт вулканологии СО АН. За 40 лет сейсмологи Камчатки обнаружили немало крупных фундаментальных закономерностей размещения очагов землетрясений и их прогноза. Среди прикладных результатов — рекомендации по сейсмостойкому строительству, а также обоснование прекращения начатого строительства АЭС на окраине Петропавловска по соображениям сейсмической опасности. Тяжелый удар отечественной сейсмологии нанесло разрушение СССР — вместе с ним распалась и Единая сеть сейсмических станций страны. В 1994 году была образована Геофизическая служба РАН, куда вошли сейсмические станции Европейской части, Сибири и Дальнего Востока (хотя станции на территории Сибири остались в составе СО РАН, а станции ДВО попали в прямое подчинение Геофизической службе РАН). Сейчас главная забота сейсмологов — добиться сейсмоусиления недостаточно стойких домов, строений и сооружений на Камчатке. Было обращение в Правительство РФ, достаточных средств, однако, еще не выделено (ДВУ № 9). О делах и заботах сейсмологов и вулканологов Института морской геологии и геофизики ДВО — статьи "Грозящие катастрофы" и "Огнедышащее ожерелье России". Любопытные цифры: число сейсмических станций института — 15, в том числе 4 на Сахалине и 3 на Курилах. А у соседей-японцев на о. Хоккайдо (по площади примерно равен Камчатке, где у ДВО 20 станций) — более 200! (ДВУ № 6). Новые возможности борьбы с землетрясениями открыло создание мощных МГД-генераторов. Импульсы МГД-генераторов инициируют освобождение энергии, накопленной геологической средой, возникают слабые землетрясения, тем самым снижается риск возникновения катастрофических. Сходное воздействие оказывают поземные ядерные взрывы. МГД-генераторы — весьма перспективное, но еще недостаточно изученное средство снижения сейсмической опасности. Академик Е.П. Велихов (который еще в 70-х годах, будучи вице-президентом АН, помогал первым их испытаниям) сейчас предлагает организовать на Дальнем Востоке крупномасштабный эксперимент по исследованию при помощи мощного импульсного МГД-генератора геоэлектрического строения недр и уменьшения сейсмической опасности. Губернаторы согласны, но нет денег. Хотя цена вопроса (5-10 млн долларов) ничтожна по сравнению с последствиями даже одного разрушительного землетрясения ("На пути управления землетрясениями", ДВУ № 8).
Регион — Золушка, а Родина — мачеха?Под таким заголовком опубликовано изложение научного доклада на президиуме ДВО директора Института экономических исследований ДВО чл.-корр. РАН П. Минакира о Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья в 1996-2005 годах и на период до 2010 года". Исходные позиции: к середине 80-х годов усилились угрозы для экономической и социальной системы Дальнего Востока и Забайкалья. Для региона была необходима новая, досконально продуманная целевая государственная программа. Такая программа была разработана и принята в 1996 году, но за последующие пять лет вложения в программные проекты составили лишь 20 процентов от планировавшегося уровня. Темпы падения производства в регионе существенно превышают среднероссийские. В июле 2000 г. Президент России В. Путин на совещании в Благовещенске принял как политическое решение необходимость внести изменения в Программу. Обновленной программе и посвящен доклад П. Менакира. Рассматриваются два сценария. Первый — без существенной государственной поддержки, при котором ожидается необратимая деградация экономики региона, практически превращение ее в узкий сегмент мирового рынка сырья. "Исполнение такого сценария будет означать добровольную сдачу нами Дальнего Востока и Забайкалья". Второй сценарий представляет собой набор различных вариантов форм и степени государственной поддержки развития региона. Он опирается на следующую систему приоритетов: формирование и развитие инфрастуктуры, обеспечивающей геостратегические интересы России на Тихом океане (развитие транспортных коридоров и создание инженерной инфрастуктуры энергетического сотрудничества); обеспечение энергетической безопасности Дальнего Востока и Забайкалья; закрепление населения в регионе; обеспечение структурной модернизации экономики; развитие международного экономического сотрудничества и реализация крупных международных экономических проектов. Для решения этих задач разработан ряд подпрограмм. В конце доклада излагается "варварская бюрократия в интерьере цивилизованной политики", а именно — тернистый и парадоксальный путь программы. Сначала в январе 2001 г. замминистра экономики М.М. Циканов предложил Институту экономических исследований ДВО стать разработчиком программы, но официального договора и техзадания не последовало. Программу, разработанную Институтом совместно с субъектами Федерации, коллегами из отраслевых и академических НИИ, ряда вузов региона, одобряет Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье", а Минэкономики тем временем заключает договор о подготовке программы по Дальнему Востоку: с Северо-Кавказским центром Высшей школы и "Зарубежсхемой" Минэкономики (куда в дальнейшем переписывается часть материалов Института экономических исследований ДВО РАН). Институтом создан и представлен в правительство компромиссный вариант программы, а Минэкономики — повторно "ростовский" вариант. Министерский вариант оказался на 42 процента "дешевле" — конечно, при сокращении социального блока и инвестиций. Мнение профессора П. Минакира — "министерский" вариант просто подогнан под цифру, которую Минэкономики планирует "сбросить" Дальнему Востоку и Забайкалью. Согласованиям и корректировкам не видно конца... (ДВУ № 7). В том же номере ДВУ — перепечатка из "Науки в Сибири" статьи академика В. Накорякова "Доживем ли до расцвета России?", с вынесенной в подзаголовок цитатой: "Как и многие жители провинции, я хотел бы видеть Россию не "головастиком" с мегацентром на основе Москвы и европейской части, а "гантелью" — со вторым мегаполисом в Приморье и Приамурье". Небольшое дополнение к теме — уже за рамками газеты "Дальневосточный ученый". 15 мая 2001 г. на заседании Президиума РАН с докладом о судьбах российского Дальнего Востока выступил глава администрации Хабаровского края доктор экономических наук В. Ишаев. Эта проблема рассматривалась в рамках "Концепции стратегического развития России до 2010 года", разработанной группой ученых Отделения экономики РАН и Высшей школы экономики. Предлагалось 4 сценария, из которых предпочтительным назван четвертый. Целью развития в рамках этого сценария является создание саморегулирующейся системы, способной настраиваться на эффективные способы решения экономических проблем. Мощное государственное воздействие через фонды регионального развития и законодательную деятельность должно обеспечить трансформацию региональной системы в желательном направлении. Создание условий, соответствующих четвертому сценарию, является наилучшим вариантом развития событий. В то же время это предполагает наиболее жесткие требования к масштабам и качеству государственного вмешательства, реализацию ряда проектов регионального развития, в том числе международных. Ниже — фрагмент выступления (при состоявшемся обсуждении доклада) председателя СО РАН академика Н. Добрецова. "Нельзя превращать Сибирь и Дальний Восток в сырьевой придаток России или окружающих стран. Не будут развиваться наукоемкие производства — не будет расти средний класс, не повысится благосостояние ни в Сибири, ни на Дальнем Востоке. Если развивать наукоемкие технологии только в Европейской части (а такая точка зрения широко бытует), то в силу целого ряда тенденций вся Россия неизбежно станет сырьевым придатком других стран. Чтобы предотвратить это, важно объединить усилия не только Дальневосточного и Сибирского отделений, но и Академии наук в целом, вообще всей науки" ("Вестник РАН", 2001, № 11).
Будет ли построена
|