«Наука в Сибири» ТИХАЯ ПОЭТЕССА
Ролен Нотман Это Галина Антоновна Шпак. Считаю необходимым для себя о ней вспомнить. Для этого есть разные причины. В том числе и личные. С молодых лет мы встречались с ней на симфонических концертах. И примерно столько же лет, если не больше, общались на самых разных конференциях, заседаниях, научных форумах и т.д. Потому что занимались одной работой — освещали деятельность академической науки. Автор этой колонки — в «Советской Сибири», а Галина — в газете «Наука в Сибири».
Однако личные причины еще не повод для того, чтобы писать в газету. Гораздо важнее другое: эта тихая, заикающаяся и очень непритязательная в жизни женщина была не только одаренной журналисткой, но и поэтессой, которая заслуживает признания. Например, за книгу «Александрия». Как улыбчиво пояснила сама поэтесса, сочиняла она ее «серьезно и весело», начиная с названия, «распадающегося» на «Александрию» и «Александр и Я». Жанр книги склонная к музыкальности Шпак определила как «большую сюиту с комментариями и приложениями, написанными левой рукой в 2005 году». Да и немудрено: она была левша, да и правая рука в то время была сломана. Эта тихая поэтесса всегда ставила перед собой какие-то космические творческие задачи. Достаточно уточнить, что герой книги «всего лишь» Александр Македонский — завоеватель мира и «двурукий бог войны». Мечом он бил правой, а копье бросал левой рукой. Шпак со своим александрийским стилем рассказала так много и умело в своей «сюите», что мне захотелось перечесть «Илиаду» — единственную книгу, подаренную когда-то отцом, которого расстреляли в Магадане как «врага народа» в 1937 году. Книгу после реабилитации отца нам вернули, но в ней уже почему-то не было его надписи. Так что я читал по очереди: сначала «Илиаду», а потом ... Шпак. Читал и тут же перечитывал отдельные главы «Александрии». Причем вслух, чтобы впитать поэтику стиха. Например, «переписку» Аристотеля и Александра. Вот хотя бы такую реплику поэтессы: Так было при Гомере и у нас. Не находите, уважаемые читатели, что это очень современно звучит?! Или: поэтесса в главе «Боги жаждут» вспоминает слова Аристотеля: «Мир не хочет, чтобы им управляли плохо». Поэтически Галина Антоновна комментирует эту заповедь так: Мир не хочет, чтобы им Да...многие не сдержали азарта, начиная с Александра Македонского и заканчивая Наполеоном и Гитлером. В книге «Александрия» немало философии, обобщений на долгие времена. И это тоже интересно и заставляет задуматься. В самое последнее время Новосибирская писательская организация потеряла многих, ушли из жизни три поэта, среди них и Галина Антоновна Шпак. Поэтесса сложная, во многом неожиданная, но, как полагаю, этим и притягательна для читателей. От редакции: В минувший понедельник мы, как всегда, отметили очередной день рождения нашей незабвенной Галины Антоновны. Нет, не как всегда. Впервые — без неё. Вспомнили, как она бескомпромиссно кидалась в спор, невзирая ни на какие авторитеты и разницу в весовых категориях, как театрально-красочно рассказывала бесчисленные истории, участником и свидетелем которых была, как вдохновенно читала свои стихи... Новых стихов, увы, уже не будет. «Александрия», о которой написал Ролен Константинович, стала последней прижизненной книгой поэтессы. Но осталось огромное творческое наследие. «Два ящика стихов под столом болтаются», — изысканно небрежно отмахивалась рукой Г.А. Из этих «ящиков» и собрана книга «Из последнего блокнота», которая сейчас находится в издательстве Новосибирской областной организации Союза писателей России. И почти год, как мы ищем средства на её издание. Финансовую поддержку уже оказали директора некоторых институтов, о которых много писала журналистка Г. А. Шпак. Но всё равно собрали пока только 10 тысяч из требуемых Фото В. Новикова Банковские реквизиты издательства:
стр. 12 |