«Наука в Сибири»
№ 34 (2619)
6 сентября 2007 г.

«ЛЯГУШОНОК ЧИЧКА»

Ю. Александрова, «НВС»

Иллюстрация

Что любят дети? Вопрос, конечно, непростой, а, значит, и однозначного ответа на него не бывает. Но, если говорить о чтении, можно с уверенностью утверждать что дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, любят книжки, во-первых, яркие, красочные, которые приятно не только читать (что касается ребятни постарше), но и просто с удовольствием перелистывать (это дело обожает малышня). Во-вторых, звучные стишки, которые, как считалочку, можно повторять без конца. А еще — рисовать прямо на страницах понравившегося «произведения» (проверено на собственном опыте — дочка, когда была маленькой, все время порывалась, несмотря на возражения взрослых, раскрасить любимых героев). Словом, идеальный вариант — как для развития детей, так и для настроения — не просто книжка-раскраска с милыми мордашками зверят, но еще и стихи на каждой странице.

Все эти качества (и еще много других достоинств) сочетает в себе книга Б. Тучина «Лягушонок Чичка», вышедшая в издательстве «Параллель», с прекрасными иллюстрациями новосибирской художницы Натальи Яковлевой. Борис Тучин — член Союза журналистов, врач, литератор, педагог, хорошо известен читателям нашего города. Он много лет работает в средствах массовой информации, является автором шестнадцати книг, наиболее значимые из которых — исторические романы «Хроника Томского университета», «Сибирские Афины», документальная повесть «Четвертое измерение»; главные герои этих произведений — деятели высшего образования и науки в Сибири в период их становления и развития. Правда, в роли детского писателя Борис Иосифович выступает впервые. И вполне удачно!

Герои книги — лягушонок Чичка, «близнецы в семействе Кролов» Стюрк и Цвирк — танцуют, веселятся, играют в прятки, ходят в цирк и «любят хлопья с молоком» — совсем как малыши-дошколята. Известно, что дети часто идентифицируют себя с понравившимися персонажами, любят «узнавать себя» в них, а значит, здесь присутствует и воспитательный элемент («…Чичке чистым быть охота,/ Чичка моется в реке» или «Вовсе я не скучный./ Просто я послушный…»). Уместны и литературные приемы, в частности, широко используемая аллитерация — повторение однородных согласных звуков («Бабочки, как птички,/ Крылышки, как пламя./ Подлетают к Чичке:/ — Потанцуем с нами» или «В путь выходит эта крошка,/ без мешочка, налегке,/ в позолоченных сапожках/ и зеленом колпачке»). Сочетания шипящих «чк», «шк», «жк» делают ритм стишка прямо-таки «считалочным» (ведь и в этом слове есть «чк»), наверняка детишки будут охотно заучивать эти веселые строки.

Придает звучность и ассонанс — повторение однородных гласных. «Ветерок качает/тонкие травинки./ Чичка надевает/ новые ботинки» — словно и правда дует, веет ветерок, шевеля траву. А возникает этот эффект за счет использования в строфах звуков «и» и «е», имитирующих легкое дуновение. Ритмичность достигается также за счет анафоры — повторения одного и того же слова в начале нескольких стихотворных строф. Вот, например, история про «близнецов-Кролов». Как не перепутать малышей, «… и когда гулять зовут их,/ и когда зовут за стол их,/ и когда играют в прятки,/ и когда лежат в кроватке». Ну и, конечно, стоит упомянуть о вкладыше-раскраске в середине книги — вот где ребята могут дать волю художественной фантазии.

Так что же любят дети? Дети любят хорошие книги.

Фото В. Новикова
Коллаж В. Бякина

стр. 16