«Наука в Сибири»
№ 17 (2403)
9 мая 2003 г.

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ПРОГРАММЕ "СИБИРЬ"

Традиционно заседание межведомственного научного совета по региональной научно-технической программе "Сибирь" предшествует годичному Общему собранию СО РАН. 23 апреля повестка дня включала два раздела: отчет по научно-организационной деятельности программы в 2002 году и выступления координаторов и руководителей проектов. Вел заседание председатель научного совета РНТП чл.-к. РАН Г.Кулипанов.

В.Макарова,
"НВС"

25 лет назад по решению Общего собрания СО АН СССР была сформирована комплексная программа освоения природных ресурсов Сибири, которая явилась базой РНТП "Сибирь". Разработки и рекомендации, которые рождались в процессе реализации программы, были основой планов развития региона и распределения производительных сил.

Начиная с 1993 года, "Сибирь" финансировалась на долевых условиях со стороны Минпромнауки РФ, администраций субъектов Федерации и предприятий сибирского региона. Доля средств, выделяемых Минпромнауки, редко поднималась выше 10%, но это показывало заинтересованность государства в программе, важность тех работ, которые выполнялись в ее рамках. В 2002 году впервые не было выделено бюджетного финансирования, хотя продолжающиеся проекты были утверждены до 2005 года. Отсутствие поддержки со стороны федерального бюджета понижает ранг программы, опускает ее на уровень интересов Сибирского отделения.

Иллюстрация

Сейчас Минпромнауки предлагает финансирование региональных программ (программ субъектов Федерации), которые будут выполняться только в интересах определенной территории. В материалах, которые прорабатываются в министерстве по реализации инновационных проектов с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств предприятий, нет упоминания о межрегиональных программах.

Открывая заседание, председатель СО РАН академик Н.Добрецов заметил, что, несмотря на все трудности, межведомственный научный совет РНТП "Сибирь" продолжает действовать. В программе представлены два важнейших направления, связанные с энергетикой, нефегазовым комплексом и наукоемкими технологиями. Это соответствует основной формуле стратегии развития Сибири: на первом этапе — повышение эффективности и развития топливно-энергетического комплекса с перераспределением средств в пользу регионов; а на втором этапе за счет дешевой электроэнергии, накопленных средств и научно-технического потенциала максимальное развитие наукоемкого производства. Межрегиональная программа "Сибирь" могла бы быть одним из инструментов проведения инновационной политики в сибирском регионе.

На последнем заседании Совета округа 11 апреля в Томске был обсужден вопрос о создании модельных территорий инновационного развития в Новосибирской, Томской, Иркутской областях и Красноярском крае. Протокольно записано: поддержать инициативу соответствующих губернаторов. Исполкому ассоциации "Сибирское соглашение", Президиуму СО РАН, Центру стратегических разработок "Сибирь" в месячный срок представить программу конкретных действий по формированию таких территорий.

Иллюстрация

Надо искать механизмы поддержки инновационной деятельности. Многое уже делается. В Новосибирске подготовлен рамочный областной закон о таких территориях, проработаны вопросы о создании венчурного фонда. Но в принципе нужны поправки к федеральным законам. Кроме законодательного обеспечения важнейшим остается вопрос инвестиций — их доля в Сибирский регион одна из самых низких".

Условия, способствующие "зажиганию" инновационных процессов, развитию высокотехнологичного предпринимательства, возможно создать в особых экономических зонах. Об этом говорил в своем выступлении директор Центра стратегических разработок "Сибирь", д.ф.-м.н. С.Сверчков.

"Администрация Новосибирской области совместно с Президиумом СО РАН разрабатывает пилотный проект о создании особых экономических зон на территории ННЦ. Этот проект — попытка найти золотую середину среди предложений Минэкономразвития, Минпромнауки и Минфина. Схема такова: на территории Новосибирского научного центра создаются три структуры. Это, во-первых, научно-исследовательский центр в верхней зоне Академгородка. Два субъекта, действующие на этой территории — институты и малые предприятия, связанные с технологическим бизнесом. Предполагается освобождение от таможенных пошлин на научно-техническую продукцию и снижение ставок по налогам. Далее формируется технико-внедренческий центр — это конструкторские организации и внедренческие предприятия. Им тоже дается особый статус функционирования с преференциями по налогам и таможенным пошлинам, резиденты технико- внедренческой зоны будут ориентированы на выпуск продукции.

И третья структура — сибирский венчурный фонд. Венчурный капитал — специфический тип финансов, предоставляемых определенными фирмами, которые инвестируют и одновременно участвуют в управлении молодыми компаниями, не котируемыми на фондовом рынке. Закон о венчурных фондах находится в Госдуме. Нет смысла ждать его принятия, проще получить необходимые лицензии от Центробанка на все операции с ценными бумагами и аккумулировать капитал. Когда закон будет принят, фонд пройдет перерегистрацию.

Сейчас проект свободной экономической зоны находится в стадии детальной проработки. Он уже обсужден в администрации Президента РФ. Поручено до 10 мая подготовить подробную роспись всех элементов.

Наша задача упрощается тем, что не надо ничего строить. Можем использовать тот ресурс, который есть в Сибирском отделении".

Проект особых экономических зон позволяет создать условия, способствующие оптимально быстрому производству идей, всему циклу продвижения инноваций, в том числе и самой главной - рыночной стадии.

РНТП "Сибирь" накопила достаточный опыт взаимодействия институтов Отделения с отраслями промышленности. Она могла бы стать средством сопровождения и реализации государственной концепции развития региона на долгосрочную перспективу. Выступления координаторов и руководителей проектов показали основные направления аналитических, исследовательских работ и новых технологий. Это — проблемы в развитии нефтегазового комплекса Западной Сибири, обоснование эффективности создания Байкальской энергозоны. Рассматривались возможности РНТП "Сибирь" в реализации программы Министерства путей сообщения РФ по переоснащению базовых предприятий локомотивного хозяйства. Представлены результаты работы КТИ научного приборостроения СО РАН с Западно-Сибирской железной дорогой. Комментировались конкретные программы — технологии увеличения нефтеотдачи пластов, производство тепловой и электрической энергии из возобновляемых источников, перспективное освоение минерально-сырьевой базы Тувы.

Общая дискуссия привела к предложению создания в рамках программы "Сибирь" целевого фонда, который позволит проводить сертификацию научно-технической продукции по отраслевым стандартам через соответствующие метрологические службы, осуществлять кредитование производства приборов и оборудования под гарантию заключенных договоров, финансировать на конкурсной основе проведение НИОКР по наиболее перспективным разработкам. Подобный фонд позволит в несколько раз увеличить масштабы выхода институтов СО РАН на отраслевые рынки.

стр. 3