«Наука в Сибири» ЗВЕНЬЯ
|
Правительство Красноярского края поэтапно реализует стратегию развития кадрового, научного и инновационного потенциала.
В 2007 году начал действовать Сибирский федеральный университет, созданный на базе четырех ведущих вузов края.
В 2008 году был принят закон «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности», ключевой идеей которого является стимулирование спроса на результаты научной деятельности путем компенсации части затрат на НИОКР предприятиям края.
В 2009 году создали «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в форме автономного учреждения, приняли закон «О государственной поддержке наукоемкого машиностроения».
В крае идет работа по формированию региональной инновационной системы, которая интегрирует его научно-образовательный и производственный потенциал. Одно из важных конкурентных преимуществ создаваемой системы состоит в том, что в регионе присутствуют крупные предприятия и промышленные группы федерального уровня («Газпром», «Роснефть», «Норильский никель», РусАл, СУЭК), которые способны сформировать и профинансировать заказ на новые разработки.
В части конкретных проектов уже прорабатываются вопросы модернизации аффинажного производства, развития производства катализаторов для переработки угля, нефти, газа, целлюлозы, изготовления стеклянного и базальтового волокна и изделий из него.
Обсуждаются предложения по промышленной переработке бурого угля, по производству оборудования для диагностики и горизонтального бурения нефтяных скважин, антенно-фидерных устройств, системы ГЛОНАСС.
Целый блок привлекательных для потенциальных инвесторов вариантов готовится нами совместно с корпорацией «РОСНАНО».
Решать на современном этапе задачи развития и модернизации Красноярского края невозможно без создания адекватной образовательной и интеллектуальной инфраструктуры, которая насытила бы необходимыми кадрами экономику и социальную сферу региона.
Основные звенья этой системы — свыше 20 центров начального профессионального и среднего профессионального образования, техникумы, вузы во главе с Сибирским федеральным университетом (СФУ) в Красноярске.
Спецификой развития СФУ является то, что он развивается в условиях партнерства с крупными компаниями, работающими на территории края.
Например, уже сегодня при финансовой поддержке со стороны компании «Роснефть» в Сибирском федеральном университете строится Институт нефти и газа, стоимость которого составляет около 700 млн руб. В дальнейших планах «Роснефти» — создание совместно с СФУ регионального учебного центра компании и научно-исследовательского института. Такое взаимовыгодное партнерство позволит повысить оснащенность университета учебным оборудованием, организовать проведение целевых практик студентов на предприятиях, приглашать руководителей и специалистов предприятий к преподавательской деятельности.
В структуре СФУ на сегодняшний день действуют 35 научно-инновационных и внедренческих подразделений, создается электронная библиотека, которую можно рассматривать как информационное ядро мирового класса для всей Сибири.
Актуальна задача перевода СФУ из статуса бюджетного в статус автономного учреждения.
С 2008 года коренным образом изменился подход к реализации государственных задач как на федеральном, так и на региональном уровнях, в том числе и в сфере поддержки науки со стороны правительства края. Переход от распределения бюджетных средств к оказанию государственных услуг, направленных на реализацию государственных задач органами государственной власти, позволяет многократно увеличить объем финансирования научных проектов и мероприятий за счет использования механизма частно-государственного партнерства в сфере высоких технологий. В 2009 году мы создали краевое государственное автономное учреждение «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности», что позволило нам на порядок увеличить объемы финансирования академической мобильности студентов, аспирантов и молодых ученых, научных и научно-технических проектов, конференций и предметных олимпиад с 10 до 100 млн рублей (из них 61 млн за счет бюджета края).
Правительство края, принимая во внимание рекомендации краевого совета по научной, научно-технической и инновационной деятельности, формирует перечень приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований, направленных на социально-экономическое развитие Красноярского края. В рамках этого перечня дирекция фонда науки по согласованию с наблюдательным советом фонда формирует смету расходов и условия поддержки в форме субсидий юридическим лицам на реализацию данных исследований и разработок.
Как ключевой элемент стимулирования инновационной деятельности за счет выбора наиболее компетентных молодых ученых учреждены государственные премии Красноярского края для поощрения аспирантов и докторантов, добившихся высоких результатов в педагогической деятельности и научных разработках, направленных на социально-экономическое развитие края. Размеры государственных премий аспирантам и докторантам в последние годы существенно увеличены: с 6 тыс. и 12 тыс. руб. до 100 и 120 тыс. руб. соответственно. Выделяемые средства из бюджета Красноярского края для реализации закона — 4,2 млн руб.
В целях стимулирования студентов к достижению значительных результатов в интеллектуальной, творческой и спортивной сферах деятельности в соответствии с Законом Красноярского края «О краевых именных стипендиях для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Красноярского края», ежегодно присуждаются 38 именных стипендий (в размере 3 тыс. рублей ежемесячно), которые носят имена выдающихся людей Красноярского края. Выделяемые из бюджета Красноярского края для реализации закона средства — 1,4 млн руб.
Если говорить о перспективах, то ключевой задачей для нас является формирование института заказчиков научно-инновационной продукции, с использованием механизма частно-государственного партнерства.
В настоящее время мы реализуем «пилотный» проект на примере взаимодействия СФУ и ОАО «Красцветмет», в рамках которого предприятие формирует заказ на НИОКР и подготовку кадров, университет формирует творческие коллективы и проектные группы с привлечением ведущих экспертов, и совместно создают научно-исследовательский центр на принципах частно-государственного партнерства.
При формировании заказа ключевым элементом успеха, на наш взгляд, является формирование перечня перспективных НИР (в среднесрочной и долгосрочной перспективе) в виде краевой целевой программы по развитию научно-инновационной деятельности и согласование перечня приоритетов с заказчиком научно-инновационной продукции.
В качестве механизма согласования заказа можно выделить на региональном уровне цикл мероприятий в рамках Декады науки, а на федеральном — Красноярский экономический форум. Эти мероприятия позволяют видеть поэтапно результаты наработок, выделять проблемные точки, корректировать программу действий в контексте российских и мировых трендов.
стр. 4