«Наука в Сибири»
№ 17 (2752)
29 апреля 2010 г.

ВАЖНО ВЕСТИ
ПРОПАГАНДУ НАУКИ

Из выступления академика И. И. Гительзона.

Мы много времени уделяем обсуждению показателей, однако надо констатировать, что фундаментальную науку невозможно свести к цифрам. Впрочем, эта линия навязана нам извне, и на неё нужно отвечать. Но это оборонительная стратегия, а, как известно, в одной обороне достичь победы невозможно. Поэтому мы должны думать и о наступательной стратегии. В этой связи хотелось бы поделиться соображениями по трём возможным направлениям.

Во-первых, я считаю, что Академия наук в целом и фундаментальные исследования, в частности, потеряли свой вес в обществе — как в нашей стране, так и в мировом масштабе. Посмотрите, что творится в прессе и на телевидении. Наука дискредитируется, отношение к ней в обществе в лучшем случае скептическое, а порой и отрицательное, особенно у молодежи. Я не говорю уже о засилье в науке всякого шаманизма, с которым героически борется академик Э. П. Кругляков вместе с очень малой когортой единомышленников.

Мне представляется, что именно Сибирское отделение, которое всегда в ходе своей истории порождало много новых идей и успешно их развивало, должно начать реальную пропаганду науки. Очень важно выйти из оборонительного положения, в котором мы сейчас находимся. Никто, кроме нас, не сможет популяризировать науку без её вульгаризации. Известно, что крупные ученые-популяризаторы науки много сделали для того, чтобы общество признавало и понимало её значение. Таким образом, моё первое предложение — это разработка программы пропаганды науки.

Следующий момент, о котором хотелось бы упомянуть — это противопоставление университетов и Академии наук. И здесь, думается, нам опять целесообразно занять наступательную позицию, тем более что именно у нас, в Сибирском отделении, есть пример успешной совместной работы, которая осуществляется благодаря принципам, заложенным основателями университетского образования и науки в Академгородке. Но, опять-таки, кто об этом знает за пределами науки? А ведь есть не только Новосибирск, но и другие научные центры, в которых ситуация в этом плане обстоит далеко не так благополучно. Волею судеб я продолжаю налаживать сотрудничество Сибирского федерального университета и Академии наук. И должен сказать, что всё получалось лучше, когда это был маленький Красноярский университет. Сейчас, после слияния с другими вузами, у которых нет традиции развития науки, ситуация изменилась.

Считаю, что участие Академии наук в образовании также должно стать одним из основных направлений её деятельности. Так можно преодолеть искусственное противопоставление высших учебных заведений и науки, а заодно и демагогические высказывания о том, что настоящая наука делается не в Академии. В действительности начало этому разделению было положено в трудный период 90-х годов. Тогда мне пришлось участвовать в конференции в Вашингтоне, где американцы рассказывали о том, как у них построено подобное взаимодействие (как известно, наука там существует в университетах), давали советы. Но ведь у нас по-другому сложилась история; совершенно бессмысленно и разрушительно переделывать что-то сейчас. Да и зачем, когда есть другой выход, который показал Новосибирский государственный университет — интеграция науки и образования. И на примере Сибирского отделения, я думаю, нужно вести пропаганду, преодолевать сложившееся разделение. В этом вопросе СО РАН может занять самую активную позицию.

И, наконец, последнее. Сейчас мы нередко наблюдаем противопоставление молодых учёных старым. Моя научная судьба сложилась так, что я не могу на это пожаловаться — я активно сотрудничаю с учениками (и уже учениками учеников). Но в целом кажется, что это акцентированное разделение ведет к разрыву непрерывности, а в науке это очень опасно, ведь наука построена на эффективной передаче знаний. Мы знаем, что произошло, когда прервалось развитие науки в фашистской Германии, помним, как долго переживала и ещё не совсем преодолела болезненный период наша биология —после Лысенко она «облысела», и пришлось заново создавать ее традиции.

Иногда при получении наград молодые ученые, прекрасные ребята, не упоминают из какой они научной школы, откуда они взялись, каждый говорит — «я открыл, я сделал». В связи с этим вспоминается известное высказывание Ньютона: «Я достиг столь многого, потому что стоял на плечах гигантов». Думаю, что и здесь нам очень важно вернуться к разумной линии. Хотелось бы закончить выступление напоминанием о том, что говорил В. А. Коптюг, когда в очередной раз сталкивался с бюрократией. У него было выражение: «Мы их передумаем!». Давайте передумаем и сейчас!

стр. 7