«Наука в Сибири» БЕЗ РАБОТЫ НЕ ОСТАНЕМСЯ!В истории 8-го корпуса бывшего Опытного завода СО РАН (сегодня — Экспериментальный научно-технологический учебный центр), будто в капле воды отразились все злоключения отечественной науки последних лет. И простаивал он годами без дела, и был совсем заброшен, и передавали его разным организациям, чтобы хоть как-то сохранить от полного развала. И вот, наконец, в него, кажется, вдохнули новую жизнь — несколько лет назад многострадальный корпус взял себе на баланс наш, в хорошем смысле слова, «монстр» — Институт ядерной физики СО РАН, расширив свои, и без того обширные владения в самом Академгородке (включая мощное Опытное производство) на Обское левобережье. И работа в цехах корпуса N 8 пошла полным ходом…
— Михаил Николаевич, если можно, с самого начала — с чего и как здесь начинал ИЯФ, и чем вы занимаетесь здесь сегодня? — Примерно года 3-4 назад, самой крупной в мире лаборатории по физике высоких энергий ЦЕРН, строящей у себя гигантский ускоритель длиной 27 километров, расположенный на территории 2-х государств (Швейцарии и Франции), потребовалось изготовить магнитную систему длиной 27 километров. В составе этой системы — сверхпроводящие магниты. Каждый магнит длиной 16 метров имеет внутри по 6 сверхпроводящих шин. Эти магниты расположены по всему многокилометровому кольцу ускорителя. Так вот, мы и делаем для них эти сверхпроводящие шины.
— Представляю, сколько их нужно изготовить! — В то время, когда возникла такая потребность, ЦЕРН искал подходящих изготовителей. Был объявлен конкурс-тендер. И надо отдать должное нашей дирекции — она вовремя сориентировалась. Наши специалисты съездили туда, предложив свои возможности и технологии. Кончилось тем, что мы выиграли этот тендер, хотя нам пришлось, заметьте, соревноваться со многими европейскими фирмами, желающими получить этот контракт. — Выиграли за счет чего? Вероятно, опять-таки, благодаря относительной дешевизне нашей продукции?
— Не только. Во-первых, ИЯФ работает в рамках межправительственного соглашения между Россией и ЦЕРНом, инициатором которого был наш директор академик А. Скринский. И эта работа является вкладом России в проект LHG. Когда этот комплекс запустят, российские физики, в том числе и сибирские, смогут работать на самом переднем фронте мировой науки. Здесь заинтересован и ЦЕРН — в использовании высококвалифицированных российских ученых. Во-вторых, правительство России, несмотря на наши непростые времена, частично вкладывает деньги в этот проект, через финансирование конкретного института. Хотя, действительно, нечего здесь скрывать — ценой мы их конечно тоже привлекли.
— И все же, наверное, не только в цене дело? — Разумеется. Представители ЦЕРНа много раз приезжали к нам. Приезжали еще до того, как заключить контракт — придирчиво оценивали наши технологические возможности, культуру производства и так далее. И остались вполне удовлетворены. А поскольку производственных мощностей в самом институте нам не хватало — так и возникла идея аренды этого цеха. — Я слышал, раньше цех принадлежал Институту катализа?
— Да, в свое время он был передан Институту катализа для того, чтобы просто его сохранить. Он был в достаточно запущенном состоянии, но благодаря ИК сохранился вполне прилично как потенциально готовая к работе единица (в связи с этим администрация СО РАН, помнится, даже выразила благодарность Институту катализа за сохранность данного объекта). Словом, корпус был в целом сохранен, и восстановить его нам удалось довольно быстро. Хотя, отмечу, что в первую зиму нашей работы, здесь было очень холодно — корпус 5 лет вообще не отапливался. Итак, сначала мы получили контракт на изготовление проводников для ускорителя в ЦЕРНе. И после того, как сделали первые образцы — отвезли их в ЦЕРН, где нашу работу оценили. Фактически была проведена полная ревизия наших технологических возможностей. И после того, как наши партнеры выразили свое одобрение, мы начали серийное производство. Идея по началу была такая — мы делаем массовую продукцию, а мелкосерийную ЦЕРН будет делать у себя. Однако, у них не все получалось, и когда они увидели, что у нас что-то выходит лучше, то предложили нам взять на себя весь цикл работ. Мы, естественно, не отказались…
Договорились о цене, и на сегодняшний день в ЦЕРНе полностью ликвидирован участок производства сверхпроводящих шин. Все отдано нам. Это, безусловно, говорит о большом доверии к нам. Ведь ясно, что если у нас случится некий сбой в производстве — это означает угрозу для всего проекта. А восстанавливать и организовывать производство заново — дело весьма непростое и долгое. В общем, доверие к нам со стороны ЦЕРНа очень велико. — А когда планируется запуск самого ускорителя? — ЦЕРН рассчитывает провести первое включение в середине 2007 года. Естественно, к этому сроку система должна быть полностью смонтирована. А мы свой основной фронт работ должны закрыть к концу 2005 года.
— Мы занимаемся этим постоянно. Уже сейчас кроме вышеупомянутой работы мы имеем еще два контракта на изготовление совершенно иных изделий. О наших перспективах могу сказать одно — во многих мировых центрах физических исследований о нас сложилось мнение как о надежных и достойных партнерах. В целом мы специализируемся на изготовлении различных магнитных систем. Так в прошлом году мы изготовили порядка 40-ка магнитных систем — квадруполи, секступоли, октуполи — название зависит от количества полюсов. К примеру, мы сделали магнитную систему из шести полюсов для Японии. На нынешний день у нас есть контракт с Англией, тоже на изготовление секступолевых систем. Так что без работы мы не останемся. И, в первую очередь, за счет того, что мы все делаем качественно. На сегодня уже предельно ясно, что заказчики хотят с нами работать. Мы заключаем тендеры и за счет этого живем и поддерживаем себя, постоянно напоминая нашим рабочим (а здесь их у нас свыше полусотни), что до тех пор, пока качество нашей продукции будет на европейском уровне — мы не останемся без заказов. Беседовал Дмитрий Федорцев, «НВС». стр. 1 |