«Наука в Сибири» ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
|
Директор Института |
Кропотливый многолетний труд бурятских ученых позволил сконцентрировать в Улан-Удэ бесценное сокровище — одно из крупнейших в мире собраний тибетских и монгольских книг, рукописей, ксилографов, представляющее собой национальное достояние Республики Бурятия и Российской Федерации. Этот фонд стал местом паломничества востоковедов многих стран. Он позволяет сибирским тибетологам и буддологам заявить о своей школе, особенность которой — в исследовании проникновения буддизма в Сибирь, взаимодействия буддийской философии с культурой местных народов. В отчетное пятилетие востоковедами Бурятии продолжено изучение имеющихся в коллекциях Центра восточных рукописей и ксилографов письменных памятников народов Центральной Азии. В результате опубликованы три англоязычных аннотированных каталога монгольских и тибетских коллекций. В каталоги входят описания многих сочинений, ранее неизвестных науке.
В Центре восточных рукописей и ксилографов (экскурсию ведет с.н.с. Центра к.и.н. Н. В. Цыремпилов). |
Среди важных научных достижений института комиссия выделила введенный в научный оборот для русскоязычных исследователей ряд философских источников буддизма Махаяны, распространенного в Тибете, Монголии, Китае, Японии, Корее, Бурятии, Калмыкии, Туве. На основе исследования канонических текстов и комментаторской традиции выделены так называемые стили буддийской цивилизации, характеризующие как своеобразие этнической культуры, так и способы выражения концептуальных особенностей определенной философской школы. Но все эти стили содержат общие элементы, позволяющие рассматривать их в рамках некоего «сверхстиля» буддийской цивилизации.
Зам. директора Института по научной работе, зав. отделом истории и культуры Центральной Азии д.и.н., доцент С. В. Данилов. |
Сотрудниками отдела истории и культуры Центральной Азии успешно разрабатываются вопросы культурогенеза и этногенеза древних и средневековых монголов. Хотя переход к кочевничеству в данном регионе происходил в эпоху бронзы и связан с влиянием кочевых культур западного происхождения, предположительно древних иранцев и прототюрков, вместе с тем из монголо-маньчжуро-корейского центра культурного развития, локализуемого в южной Маньчжурии, происходил и самостоятельный выход древних монголов в степь, доместикация ими степных животных и переход к кочевому образу жизни.
Зав. отделом философии, культурологии и религиоведения д.филос.н., профессор Л. Е. Янгутов (слева), и.о. г.н.с. отдела истории и культуры Центральной Азии д.и.н. Б. Р. Зориктуев. |
Глубоко исследуются взаимодействие и взаимовлияние экономических, социально-политических и культурных процессов в регионе и на сопредельных территориях, по отношению к которым Байкальская Азия выступает в качестве трансконтинентального перекрестка.
Руководитель Центра восточных рукописей и ксилографов д.и.н., профессор Ц. П. Ванчикова. |
На основании использования широкого круга источников — новых архивных материалов, результатов собственных полевых исследований, лингвистических данных — реконструирован процесс возникновения и развития культурных связей русских, бурят, эвенков и тофаларов от военных столкновений в ХII в. до мирного сосуществования и взаимодействия в административной, торговой, ремесленной, промысловой, бытовой и семейной сферах
Зам. директора Института по научной работе д.филос.н., профессор С. Ю. Лепехов. |
Весомые результаты достигнуты фольклористами по выявлению функций и форм бытования традиционного фольклора в изменяющейся действительности — изданы крупные исследования по эпосу и шаманской поэзии бурят.
Г.н.с. отдела философии, культурологии и религиоведения д.филос.н. И. С. Урбанаева. |
Особо отмечен значительный этап развития бурятского языкознания в целом и бурятской лексикографии в частности: подготовлены и выпущены в свет двухтомный «Бурятско-русский словарь», тома которого включают 60 тыс. слов. Фундаментальный труд филологов удостоен Государственной премии Республики Бурятия в области науки и техники за 2008 год.
стр. 3