«Наука в Сибири» КРУГ ИНТЕРЕСОВ —
|
— Виталий Петрович, ваш отчёт на майском заседании Президиума СО РАН был принят весьма доброжелательно. Многие высказывали удовлетворение от работы с вашей службой, подчёркивали, что став главным инженером, вы сумели поставить дело так, что оперативно и конструктивно рассматриваются многочисленные технические вопросы со всеми учреждениями СО РАН. Трудно было начинать в новой должности, хотя в ННЦ вы уже далеко не новичок?
— Безусловно, были трудности. В первую очередь, это громадный объём новой информации, отражающей ситуацию с основными фондами в научных учреждениях, ситуацию с ресурсоснабжением и жилищным фондом наших академгородков. Важно было в короткий срок установить хорошие рабочие контакты с руководителями научных центров, институтов и предприятий. Не менее важно было настроить работу нашей небольшой службы в максимально позитивном ключе, на достижение в каждом конкретном случае положительного результата. Ну и, конечно же, потребовалось некоторое время на выстраивание эффективного взаимодействия нашей службы с другими структурами аппарата Президиума. Вместе с тем, были хорошие предпосылки для успешной работы — в первую очередь это высокопрофессиональные сотрудники с большим опытом работы.
Здание Президиума ОНЦ СО РАН после капитального ремонта. |
Мы для себя определили изначально: если к нам обращаются за помощью институты, ГУПы СО РАН, то ни от каких вопросов не отмахиваться, не переадресовывать просьбы, а самим вникать в суть проблемы и оказывать посильную помощь. Хозяйство, конечно, огромное. Свыше восьми десятков институтов и учреждений Сибирского отделения, три с половиной тысячи зданий и сооружений, один миллион шестьсот тысяч квадратных метров производственных площадей. Кроме того, множество объектов энергетики, насосных станций, коммуникаций. И всё это должно функционировать так, чтобы создавались условия для наиболее эффективной научной работы. В этом, собственно, наша главная цель.
Газгольдерная сжатого воздуха ИТПМ СО РАН. |
Основных задачи две: первая — грамотно руководить, направлять, курировать все вопросы, связанные с организацией и проведением капитального ремонта этого уже изрядно изношенного за полвека хозяйства институтов и жилищного фонда академгородков, и вторая — вопросы энергетики и ресурсообеспечения.
Численность нашей службы небольшая, всего 8 человек вместе с главным инженером, а вопросов и проблем, с которыми обращаются научные учреждения и организации СО РАН, очень много. Причем спектр вопросов обширен и требует от специалистов глубоких разносторонних знаний. Наша служба является главным техническим экспертом для Президиума и руководства СО РАН, мы понимаем всю меру ответственности и стараемся быть на уровне.
— И, если я верно понял из вашего доклада на Президиуме, вы изучаете, держите под контролем всю ситуацию в обозначенных направлениях и, анализируя её, подготавливаете Президиуму проекты принципиальных, стратегических решений: что нужно делать в первую очередь, где ситуация аварийная, как лучше распорядиться субсидиями на капремонт и т.д.?
— Можно сказать и так. Во-многом в своей работе мы опираемся на опыт и знания специалистов и технических руководителей, работающих на местах. Вообще нужно сказать, что инженерные кадры в целом по Сибирскому отделению очень квалифицированные, это касается и институтов, и ГУПов, и других структур, и мы быстро находим с ними взаимопонимание.
— В своём докладе вы обозначили верхнюю планку финансирования капитального ремонта, и кто-то из руководства заметил, что она недостижима...
— 750-850 миллионов рублей в год — это не верхняя, а оптимальная «цена вопроса». Столько мы должны тратить в год на капитальный ремонт при нынешней изношенности зданий и сооружений, основанная часть которых создавалась более полувека назад. Не надо забывать недофинансирование капитального ремонта в трудные
Обновлённый административный корпус ИСЗФ СО РАН. |
Ситуация тяжёлая, но не катастрофическая. Сейчас мы тратим на ремонтные работы вдвое меньше, чем нужно. Путей улучшения ситуации несколько: это и повышение эффективности работ, в том числе подготовительных, более тщательное планирование ремонтов на основе грамотных технических решений... Но основных два: первое — увеличение федеральных субсидий на капремонт, второе — увеличение софинансирования со стороны учреждений СО РАН. Пока эта доля недостаточна. Мы, конечно, понимаем, что средства, зарабатываемые институтами, хочется в первую очередь расходовать на приобретение нового оборудования, улучшение условий для научных исследований, но нужно понимать, что надежные кровли, тёплые стены, добротные инженерные сети — это тоже улучшение условий для плодотворной работы.
Пока за минувший период с 2005 по 2011 год доля софинансирования выше 30 % была только в Новосибирском и Иркутском научных центрах. Несколько более 20 % она была в ТНЦ, КНЦ, ОНЦ. Одним из резервов являются поступления от сдачи в аренду временно неиспользуемых площадей. В целом по СО РАН научные учреждения получают от аренды около 250 млн рублей в год, и только 14 % указанных средств направляется на капитальный ремонт. Этого совершенно недостаточно, и в этой связи нами предложены некоторые меры по поощрению и повышению заинтересованности в софинансировании.
— В перечне основных замечаний по организации капитального ремонта в научных учреждениях вы указали на недостаток системности в этой работе. Что касается энергосбережения, в институтах отсутствуют планы мероприятий по расходованию энергоресурсов, а если нет плана, то вряд ли есть система и в этой работе?
— Федеральный закон о госзакупках
— Некоторые выступавшие на том самом заседании Президиума говорили о необходимости более полной информации о нуждах капитального ремонта в Интернете...
— У нашей службы есть свой сайт на портале Президиума Сибирского отделения, мы стараемся его регулярно обновлять и давать наиболее полную информацию для технических служб институтов. На прошедшем Президиуме от академика Н.А. Колчанова прозвучало очень важное для нас предложение — сформировать полноценную электронную базу данных, отражающую техническое состояние всех зданий и сооружений в Отделении. Такая база может быть создана и поддерживаться в актуальном состоянии только при участии всех институтов, поэтому необходимо организовать работу с институтами на основе современных инфомационно-коммуникационных технологий. Это предложение нашло отражение в решении Президиума, и мы совместно с центром информационных технологий СО РАН уже приступили к такой работе.
А вообще ходом обсуждения нашей деятельности по названным вопросам на Президиуме СО РАН, как я и говорил, удовлетворён. Получился предметный конструктивный разговор. В руководстве СО РАН и на местах есть трезвое понимание состояния дел с капитальным ремонтом, а главное — есть желание улучшить ситуацию, помочь институтам в решении ключевых, зачастую наболевших проблем.
Корпус ИВТ СО РАН. |
В этой связи мне хотелось бы сказать, что, несмотря на остро стоящий вопрос недофинансирования капитального ремонта, в Сибирском отделении есть много хороших примеров и результатов. Это, конечно же, заслуга корпуса наших технических специалистов на местах. Благодаря их продуманному подходу в организации ремонтов, исключительно рачительному отношению к выделенным на ремонт финансовым средствам мы получаем замечательные результаты.
Научно-исследовательское судно ЛИН СО РАН «Г. Титов». |
Не могу не сказать о новой котельной ботанического сада в Якутске (ИБПК СО РАН), которая оснащена самым современным оборудованием, работает в автоматическом режиме и обеспечивает двойную экономию коммунальных затрат. Образцовыми примерами комплексного проведения капитального ремонта служат корпус общего назначения ИСЗФ СО РАН и корпус-модуль МТЦ СО РАН. Лимнологическому институту СО РАН и Байкальскому музею удается на чрезвычайно ограниченные средства содержать в «боеспособном» состоянии научный флот на оз. Байкал. В целом хочется сказать, что в ряде случаев у нас получается не только поддерживать наши основные фонды, но и делать хорошие шаги вперед за счёт грамотных технических решений и использования новых строительных материалов и технологий.
В последнее время об этой научно-исследовательской станции много говорят и пишут, коснёмся этой темы и мы, но сначала всё-таки немножко... географии.
Остров Самойловский, что в дельте Лены на самом севере Якутии, находится примерно на 128 градусе восточной долготы и 72 градусе северной широты. Климатические условия для научных исследований — более чем экстремальные.
Вид на НИС «о. Самойловский» с борта вертолёта. |
Расстояние от Новосибирска до Тикси (ближайшего аэропорта к о. Самойловский) исчисляется многими тысячами километров и многими часами в самолёте. Путь не близкий. Но для российских учёных — в чём-то необходимый. Получилось так, что вот уже пятнадцатый год они ведут на острове ценнейшие комплексные наблюдения за атмосферой, вечной мерзлотой, растительностью и ещё много за чем совместно с немецкими коллегами из Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (г.Бремерхафен).
На недавнем международном семинаре, прошедшем в Доме учёных СО РАН и посвящённом эволюции природной среды в Арктической зоне Сибири, академик Н. Л. Добрецов заметил, что «главным результатом семинара должна стать подготовка программы экологической безопасности с использованием сети полярных станций на Шпицбергене, в Архангельске, Нарьян-Маре, на Новой Земле, на Ямале, на острове Белый, Диксоне, Певеке и, возможно, острове Врангеля. А базовыми станциями будут служить четыре: на Шпицбергене, острове Белый, острове Самойловский и в чукотском Певеке. Это обеспечит получение информации о процессах всего арктического пояса нашей страны».
Лабораторно-жилой корпус НИС. |
То есть по всему выходит, что о.Самойловский был интересен нашим и немецким учёным (без преувеличения скажем — всему миру) задолго до посещения этой весьма скоромной, но значительной научно-исследовательской станции в августе 2010 года в ту пору самим премьером В. В. Путиным, а не наоборот, как кому-то может показаться: Путин, мол, слетал, теперь мода настала...
Премьер там побывал с «наводки» самих учёных, они много чего показали и рассказали ему, он принял участие даже в добывании проб грунта, обстоятельно поговорил с участниками исследований с той и другой стороны (немцы позже отметили его хороший немецкий) и улетел. И вскоре появилось специальное Поручение Председателя Правительства РФ о выделении для строительства современной научно-исследовательской станции полумиллиарда рублей.
Вот тут уже научная общественность встрепенулась по-настоящему: деньги приличные, хотя по сравнению с годовым бюджетом СО РАН (порядка 21 миллиарда на текущий год) не такие уж сказочные. На одно содержание станции потребуется в год несколько десятков миллионов рублей, большей частью на дизельное топливо. Это тебе не барачный домик кордона заповедника, стоящий, к слову, уже почти на краю обрыва, и старая, хорошо послужившая постройка грозит быть смыта очередным паводком.
Внутри инженерного модуля. |
Раньше на НИС «Остров Самойловский», чередуясь, работали в лето по нескольку десятков учёных преимущественно, кроме немцев, из Сибирского и Дальневосточного отделений РАН и института Арктики и Антарктики Росгидромета (Санкт-Петербург). Теперь уже 22 института сделали заявки на проведение исследований на новой станции. Но, кстати, академик М. И. Эпов, директор Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, в чьём ведении будет находиться новая станция, относится к «лишним» людям очень осторожно: малейшее вмешательство в природу здесь может повлиять на чистоту научных экспериментов и исследований. То есть никакого посёлка здесь не будет и дальше: трёхлепестковый модуль с центральным «командным пунктом» и мини-залом для конференций, «каюты» в одном «лепестке», лабораторное оборудование в другом, помещения общего назначения (медпункт, столовая, прачечная) в третьем. Вне стен модуля — ёмкости для горючего, энергоблок, ангар для техники, системы подготовки питьевой воды и очистки стоков, на причале — одно-два судна. Всё, ничего лишнего, Усть-Ленский государственный заповедник так и должен остаться заповедником, даже жидкие отходы от деятельности станции будут проходить очистку, и «сухой остаток» вместе с твёрдыми отходами будет утилизироваться.
Галерея водозабора и очистных сооружений НИС. |
К услугам учёных, как рассказал В. П. Михеев, здесь будет налажена современная спутниковая телефонная и интернет-связь, смонтировано порядка сотни единиц современного научного оборудования (уже заключены контракты с поставщиками), будет доступен десяток основных телеканалов, а также необходимый для успешной работы транспорт. Обслуживание станции и исследовательские работы будут проходить вахтовым методом. Транспортную связь с п.Тикси в зимний период по льду будут обеспечивать вахтовый автомобиль «Урал» и гусеничный вездеход, в летний период маломерное судно.
Строительная техника на станции. |
Уже сейчас учёные Сибирского отделения РАН видят необходимость создания в относительной близости от острова, в Тикси (около 150 километров), своеобразной логистической базовой точки для НИС. А сама станция «Остров Самойловский» вскоре должна превратиться в своеобразное ядро нового арктического исследовательского центра.
— Виталий Петрович, когда планируется окончание строительных работ?
— В соответствии с Постановлением Правительства РФ строительство НИС поручено Федеральному агентству специального строительства. Определен срок окончания работ — 2012 год. Строители с самого начала держат хороший темп, основной объём оборудования, строительных материалов и конструкций был доставлен в Тикси двумя морскими судами из Архангельска ещё в июле — августе 2011 г., и в этот же период все грузы были переправлены на остров речным транспортом. К ноябрю 2011 г. основные сооружения станции были построены, выполнены основные строительно-монтажные работы по лабораторно-жилому корпусу (ЛЖК), установлены на свайное основание модули энергоблока, водоподготовки и очистки сточных вод, топливохранилище и т.д. В таком виде станция перезимовала, и в мае 2012 г. возобновились строительные работы. Сейчас на станции работает 70 специалистов-строителей. Предстоит выполнить большой объём строительных работ внутри помещений, проложить инженерные сети, провести отделочные работы, «обвязать» силовое оборудование трубопроводами и кабельными линиями и провести пусконаладочные работы. Необходимо также укомплектовать помещения мебелью и бытовыми приборами, обустроить медпункт, столовую и т.д. Если удастся в планируемый срок доставить на станцию речным транспортом оставшиеся грузы (сейчас они в Усть-Куте ждут открытия навигации в низовьях р.Лены), то вполне реальный срок завершения всех строительно-монтажных работ — начало сентября.
— И кто же делает это современное диво?
— «Дива» тут никакого нет, аналоги в мире уже существуют, в том числе и у нас в России, на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Но как научная станция наша действительно будет самой современной и в части систем жизнеобеспечения, и в части научного оснащения. Непосредственно строит станцию ФГУП «Инстрой» при Спецстрое России — это очень сильная организация с опытом строительства в Заполярье, которая обладает квалифицированным коллективом и имеет всею необходимую спецтехнику для строительства в столь суровых условиях.
— В чём заключалась цель вашей нынешней поездки и как съездили?
— Необходимо было в момент возобновления строительно-монтажных работ уточнить на месте проектные решения, проверить качество работ, комплектацию систем жизнеобеспечения и т.д. На острове удалось побыть два дня, от СО РАН нас было трое: кроме меня, начальник управления капитального строительства СО РАН Виктор Леонидович Мошкин и заместитель директора Института мерзлотоведения СО РАН д.г.н. Михаил Николаевич Григорьев.
Мы убедились, что все монтажные работы по возведению станции выполняются качественно, применяются современные технологии и материалы. Системы жизнеобеспечения поставлены на станцию в модульном исполнении высокой заводской готовности, выполнены на современной элементной базе ведущих мировых производителей. Станция будет обладать высокой энерговооруженностью, иметь двух- трёхкратное резервирование основного технологического оборудования, что позволит работать НИС в круглогодичном автономном режиме.
Строительство НИС входит в завершающий этап, в связи с этим необходимо в ближайшее время принять эксплуатационный персонал станции и включиться в работу по пуско-наладке всех инженерных систем. Это поможет персоналу быстро освоить технологическое оборудование и подготовиться к прохождению зимнего сезона
Фото В.П. Михеева
и М.Н. Григорьева.
стр. 4-5