«Наука в Сибири» КАК ДОБИТЬСЯ ГАРМОНИЗАЦИИ
|
Проф Ю. В. Попков и участники этнофестиваля. |
Наибольшие дискуссии вызвал мастер-класс доцента НГУ, кандидата философских наук Евгения Александровича Тюгашева «Идея гармонизации в межэтнических отношениях». Необычная, провокационная манера проведения занятия не оставила равнодушным ни одного «школьника», да и сама проблема возможностей социологии как науки, способной предложить обществу и власти адекватный анализ современной ситуации в этой сфере и рекомендации по её оптимизации, вызвала бурную дискуссию. Должна ли социология быть наукой, ангажированной властью и для нужд власти, или её назначение заключается в том, чтобы помогать различным социальным группам находить общую траекторию движения? Имеет ли в современных условиях смысл понятие «социальное благо» или вполне достаточно «эффективного менеджмента» со стороны органов управления для того, чтобы решать проблемы в такой непростой сфере как межэтнические отношения? На каких ценностных основаниях возможна сегодня интеграция народов России в согражданство россиян?
Выступает проф. М. Дебренн. |
Безусловным украшением школы стал круглый стол с участием коллег из Франции: профессора НГУ Мишель Дебренн и капитана дальнего плавания в отставке, директора по укомплектованию судов личным составом Оливье Кура. Профессор Дебренн в своем выступлении остановилась на этническом и миграционном аспектах истории Франции, показала сложность и многосоставность структуры её населения на современном этапе. Коснувшись специфики интеграционных процессов, Мишель Дебренн и Оливье Кур изложили французский взгляд на их природу, который заключается в том, что интеграция есть присоединение к ценностям французской нации. Для французов это республика, светскость, признание равенства всех людей, французский язык. Российские участники круглого стола нашли, что во французском и российском взглядах на интеграцию есть много общего, в частности, в том, что касается признания ценности равенства, значимости национального языка и межкультурной толерантности.
Традиционно на хорошем академическом уровне прошли занятия, проводимые организаторами школы, сотрудниками Института философии и права СО РАН. В их числе — лекции д.филос.н., проф. Ю. В. Попкова, д.пед.н, проф. М. А. Абрамовой, д.соц.н., в.н.с. Г. С. Солодовой, одного из старейших научных сотрудников сектора этносоциальных исследований Г. С. Гончаровой, к.филос.н., с.н.с. Е. А. Ерохиной, В. Г. Костюка, С. А. Мадюковой, И. В. Удаловой.
В зале заседания. |
Слов благодарности заслуживают преподаватели сибирских вузов, принявшие личное участие в Четвёртой международной школе в качестве ведущих мастер-классов. Мастер-класс старшего преподавателя новосибирского государственного университета Ж. В. Зарицкой «Формирование позитивной этнокультурной идентичности российских студентов» познакомил слушателей с теоретико-методологическими и методическими аспектами исследования и формирования положительной культурной идентичности российских студентов. Мастер-класс кандидата социологических наук Т. И. Зеленецкой, доцента Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова «Этнические аспекты в образовании» показал, как этнический ресурс функционирует в настоящее время в образовании, какие институциональные и неформальные практики формируют его возможности и ограничения. Тренинг-игра кандидата философских наук, доцента Новосибирского государственного технического университета Е. С. Дериги «Основы межкультурной коммуникации» позволила всем «школьникам» погрузиться в процесс осознания культурной обусловленности межэтнических установок. Интерактивные формы работы вузовских коллег были высоко оценены слушателями.
На занятиях. |
Впервые в рамках Школы были выделены конкурсные номинации для студенческих работ. В номинации «Новые подходы к исследованию» лучшей была признана работа студентки ХГУ Марии Ушановой «Этноним как стигмат: механизм зарождения и функционирования». Самую высокую оценку в номинации «Дебют» заслужила работа студента Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (Новосибирск) Ивана Шушурина «Этностереотип как составляющая межкультурной коммуникации». Диплома за работу «Этнический экстремизм среди молодёжи сквозь призму теории пассионарности», выполненную в лучших академических традициях, была удостоена студентка ХГУ Евгения Каменева. Наконец, за вклад в развитие междисциплинарности в научных исследованиях дипломом был отмечен студент Новосибирского государственного университета Данила Рыговский.
Особая благодарность всех участников школы была высказана в адрес Российского гуманитарного научного фонда, который регулярно финансирует образовательные мероприятия для молодых этносоциологов Сибири. Школа закончилась, но интерес к этносоциальной проблематике у молодых исследователей не пропал. Это значит, что продолжение следует...
стр. 5