«Наука в Сибири» РОССИЯ КИТАЙ:
|
Конференцию «Региональное развитие и сотрудничество Сибири, Дальнего Востока и Северо-Востока Китая» в свое время мы замысливали как научный форум нашего института и Хэйлунцзянской академии общественных наук. Хэйлунцзян одна из интереснейших провинций на границе с Россией. Там есть нефть и газ, многие предприятия построены во времена и с помощью Советского Союза. У нас очень много близкого и, я думаю, нет в Китае другого такого города, как столица провинции Харбин, где столько людей знали бы русский язык, помнили и хотели продолжить сотрудничество.
Учитывая, что в составе Хэйлунцзянской академии наук есть Институт Сибири, это подняло наши научные взаимосвязи на сильный профессиональный уровень. Мы сразу ставили своей целью не узкий торгово-экономической подход, хотя эти проблемы тогда были на пике, мы хотели обсудить стратегии развития наших стран (в том числе региональные стратегии), посмотреть, какие направления избрать для научного сотрудничества и т.д.
Первая конференция прошла в Харбине, вторая в Новосибирске, третья и четвертая (внеочередная, приуроченная к Году России в Китае) снова в Харбине, а вот уже пятая, в некотором роде юбилейная в Новосибирске.
В чем отличие конференций: изменялась ли проблематика обсуждаемых вопросов, круг участников?
Да. Произошла как бы трансформация форума ученых в форум науки бизнеса власти. Это произошло на китайских конференциях, и не случайно они были приурочены к проведению Харбинской ярмарки. На эту крупнейшую ярмарку приезжали сибирские бизнесмены и представители власти: руководство Сибирского федерального округа, губернаторы, крупные сибирские бизнесмены т.д. И этот треугольник «наука бизнес власть» как бы сомкнулся. Форум сейчас является интегрирующим по рассмотрению многих проблем.
История конференции достаточно интересная, как и трансформация самих идей. Обсуждения проблем учеными могут быть острыми и результативными, но если бизнес, власть остаются в стороне, то все наши усилия, наши проекты остаются лишь на бумаге. И когда мы стали смотреть более внимательно на возможности нашего сотрудничества, то увидели очень много вопросов, которые располагают к серьезному диалогу. Во-первых, вопросы, связанные с реализацией совместных экономических проектов. Много копий было сломано по поводу строительства трубопровода в восточном направлении, возможности ответвления его в Китай. Ясно, что Китай связывает свое будущее развитие с сибирскими нефтью и газом. Сейчас в общем-то вопрос решен, но он обсуждался раньше на каждой конференции, и здесь было все и оптимизм, и крайний пессимизм по поводу возможных поставок сибирских нефти и газа в Китай. На этот раз был блестящий доклад академика А. Э. Конторовича (Институт геологии нефти и газа поддерживает тесные контакты с геологами провинции Хэйлунцзян). Он еще раз подчеркнул, что в Китае на очень высоком уровне проводятся и исследования, и освоение нефтегазовых ресурсов. Здесь есть широкое поле для сотрудничества.
Понятно, что есть немало проблем, которые требуют внимания не только ученых (экономистов, геологов и т.д.). Например, вопросы, связанные с миграционной, таможенной политикой наших стран. Поэтому на конференцию мы пригласили руководителей этих ведомств в Сибирском федеральном округе, дали возможность всем высказаться. Эти проблемы нужно обсуждать всем вместе, и на нашем форуме был в достаточно острой форме поставлен ряд серьезных вопросов по совершенствованию миграционной и таможенной политики. Нужно отметить, что китайцы, по крайней мере участвовавшие в конференции, поддерживают наши позиции, даже сами высказываются, что необходимо сделать так, чтобы уменьшился поток нелегальных китайцев-мигрантов на территорию Сибири, свести к минимуму «челночный» бизнес, который наносит в конечном итоге ущерб репутации Китая.
Говорили на конференции и о мифах в отношении Китая. Первый миф о качестве китайских товаров. Мы сталкиваемся с товарами, завезенными «челноками», которые скупают их в полуподпольных мастерских, и ясно, что качество оставляет желать лучшего. А во всем мире используют качественные китайские товары, которые выигрывают в ценовом диапазоне. Все ведущие мировые бренды переводят свои производства в Китай, практически вся электроника сейчас вынесена туда. Чтобы развеять этот миф, нужно договариваться, как совершенствовать торгово-экономические связи, но это не должна быть «улица с односторонним движением».
Второй миф связан с китайскими рабочими-мигрантами, со страшилками о «желтой» угрозе. Лично я слышал из уст ректора одного из сибирских вузов высказывание, что сейчас в Сибири и на Дальнем Востоке уже шесть миллионов китайцев. Но должен же быть здравый смысл: если на территории Сибири и Дальнего Востока всего проживает порядка 30 млн человек, получается, что каждый пятый китаец. Но где они, мы их видим, ощущаем их присутствие? Конечно, на Дальнем Востоке есть китайцы, но не миллионы может речь идти о нескольких сотнях тысяч человек, не более. Кстати, в выступлении чл.-корр. РАН В. А. Ламина было показано, что в дореволюционной России китайцы, корейцы составляли до 20 % населения восточных городов, и ничего, нормально жили.
Мы должны прекрасно понимать, что сибирское сельское хозяйство, многие отрасли промышленности, строительство не обойдутся без привлечения рабочей силы из-за рубежа и из республик Средней Азии и Казахстана, и из Китая. Нужно только четко взвешивать и договариваться о квотировании, чтобы этот процесс осуществлялся в цивилизованном порядке.
Вячеслав Евгеньевич, а как вы оцениваете научную составляющую конференции?
В научно-практическом плане, по качеству докладов, это была самая сильная конференция. Блестящий доклад сделал, например, директор Института Дальнего Востока РАН академик М. Л. Титаренко, являющийся председателем Общества российско-китайской дружбы. Он представил взвешенный взгляд в отношении сотрудничества с Китаем и показал, что мы просто обречены на серьезное сотрудничество, а не на противостояние, не на поиск потенциальных угроз с той или другой стороны.
С очень серьезным аналитическим докладом о возможностях экономического сотрудничества выступил академик В. В. Кулешов. Вице-губернатор Новосибирской области В. А. Никонов сделал интересное сообщение по развитию транспортно-логистического комплекса как ключевой точки роста региона, который как раз и направлен на развитие торгово-экономических связей с другими государствами, в частности, с Китаем. Со стороны китайцев было также два выступления, посвященных логистике и транспортному обслуживанию наших внешнеэкономических связей. Приводились примеры, когда на китайском берегу пропускной пункт, оборудованный складами, укомплектованный таможенными службами, позволяет обслуживать на порядок больше людей и грузов, пересекающих границы, чем на российском. Положение, конечно, улучшается, но все еще остаются проблемы. Или строительство моста через Амур в районе Благовещенска На китайской стороне вырос целый город Хэйхэ, полностью ориентированный на сотрудничество с Россией, а мы все никак не можем решить вопрос, где будет мост и почему он там будет. Это тянется, без преувеличения, десятилетиями. Кому это выгодно? Только тем, кто в такой мутной воде ловит рыбу «челнокам» и людям, которые на этом наживаются, пока наши страны не могут наладить серьезные торгово-экономические отношения.
После того как полномочный представитель Президента РФ в СФО А. В. Квашнин побывал в Харбине, посетил Харбинскую ярмарку, предприятия, он в своих выступлениях упоминал, что находится под сильным впечатлением от мощнейшей промышленности, выпускающей современные вертолеты, автомобили, текстиль, развитого сельское хозяйства, от того, что город Харбин развивается невероятными темпами, и это еще не самая процветающая провинция Китая. Это, как подчеркивал полпред, яркий и наглядный урок для Сибири, как нужно реализовывать наши стратегические замыслы в отношении развития восточных районов России.
Кстати, процветающими в Китае считаются южные провинции, в которых давно были созданы свободные экономические зоны. Индустрия и производства, ориентированные на высокие технологии, сосредоточены именно там. А в северо-восточных провинциях, что особенно важно для нас, стоит вопрос о модернизации старопромышленной базы. Мы говорим о программе «Сибирь», о стратегии развития Сибири, программы пишем, отменяем, добавляем, центр с нами не соглашается, снова переделываем Нужно брать пример с Китая если они программу разработали, то ее четко выполняют.
Кстати, как они оценивают стратегии Сибири и Новосибирской области?
Следует сказать, что китайские ученые и практики стараются как можно больше знать о наших стратегических планах. И, например, наши разработки стратегий развития Сибири и Новосибирской области они оценивают очень высоко и прямо говорят, что в части разработки стратегических документов им еще нужно многому учиться у нас. А нам, увы, остается учиться у китайцев, как стратегические разработки ученых претворять в жизнь.
В результате, обсуждения на конференции наметились новые, очень интересные точки сотрудничества, в частности, по транспортной логистике. Это очень важное направление, с китайской стороны было даже предложено формирование единого российско-китайского транспортно-логистического пространства. В результате может быть, мы все-таки договоримся и о том, чтобы у нас были регулярные авиарейсы между Новосибирском и Харбином. Это уже будет достижение. Ведь вопросы транспортных сообщений между нашими регионами стоят чрезвычайно остро. Китайцы летят из Харбина в Пекин, потом в Урумчи, потом в Новосибирск. Мы тоже летим в Харбин либо через Пекин, либо через Хабаровск. Крупнейший город на севере Китая и крупнейший город на востоке России должны иметь прямое авиационное сообщение.
С особым вниманием рассматривались вопросы, связанные с размещением совместных наукоемких производств. В провинции Хэйлунцзян и в Харбине интенсивно развиваются различные инновационные зоны и зоны высоких технологий, в том числе российско-китайский промышленный парк. У них эти формы развиваются очень быстро и эффективно, и нам надо к этому процессу подключаться. Мы специальную сессию посвятили сотрудничеству в инновационной сфере, достаточно подробно рассматривали вопрос формирования технопарка в Академгородке, с тем, чтобы китайцы, по возможности, рассмотрели свое участие в качестве резидентов технопарка.
Очень важное направление обсуждения это наши предложения по включению новосибирских предприятий в процесс реализации программы реконструкции старопромышленных предприятий Северо-Востока Китая, построенных еще с помощью Советского Союза, которые теперь устарели морально и физически. Возникает проблема, как их модернизировать: либо закупая дорогое западное оборудование, либо совместными с нами усилиями попытаться эти вопросы решить. Для нас это большие заказы и возможность интеграции в китайскую промышленность. И мы показали, что кластер электротехнического и машиностроительного оборудования Новосибирской области, который ориентирован на модернизацию парка электротехнического оборудования, может рассматриваться в качестве орудия сотрудничества и взаимодействия.
До сих пор живуче мнение, что с Китаем сотрудничать опасно, что они берут наши технологии, тиражируют их, а мы с этого ничего не имеем. Конечно, есть много примеров, которые это подтверждают. Но ведь все зависит от того, как составлен контракт. Если все совершенно четко прописано, юридически защищено, то бояться нечего. У американцев же нет такой проблемы, нет опасения, что китайцы воруют их технологии. Если возникают проблемы, они решаются в судебном порядке. Кто виноват в том, что китайцы прекрасно знают наши таможенные правила, законы о налогообложении и т.д., мы же их не знаем и поэтому несем потери? Не случайно вопросы институциональные, законодательные мы ставили и обсуждали на конференции с особой остротой. Один из докладов был посвящен защите российской интеллектуальной собственности в Китае. На конференции параллельно с обеих сторон поступило предложение о создании российско-китайского информационного центра (агентства), который бы обслуживал интересы и власти, и бизнеса. Это очень важно мы много теряем из-за недостатка информации и с той, и с другой стороны.
Мы говорим, что в Сибири не хватает инвестиций, жалуемся, что наши банки очень слабы и практически не участвуют в инвестиционном процессе. В то же время выясняется, что китайские банки готовы прийти сюда, а мы не используем эту возможность. Во всем мире идет процесс интернационализации капитала, а мы все боимся. А вот, например, Санкт-Петербург не побоялся пригласить к себе китайцев для участия в строительстве бизнес-центра, одного из крупнейших в Европе.
Серьезно обсуждался на конференции и вопрос кадрового обеспечения сотрудничества, и, как выяснилось, здесь дела не так уж плохи. Например, в Новосибирске процесс подготовки специалистов по китайскому языку осуществляется на неплохом уровне. Но все это разрозненно, а пора уже подумать о подготовке программы, которая включала бы весь спектр отношений от культуры до энергетики, электроники и т.д. Прозвучало даже предложение о создании в Новосибирске российско-китайского университета. Это, конечно, заказ на будущее, но почему бы и нет.
Я перечислил несколько практических вопросов, которые обсуждались впервые на нашем форуме. Мы договорились об издании сборников научных работ и о том, что необходимо сформировать конкретные направления сотрудничества с привлечением бизнес-структур и представителей власти. Мы приняли решение провести очередную конференцию в Харбине через два года. В промежутке пройдут более узкие совещания-семинары по отдельным проблемам. В следующем году, например, семинар по транспортной логистике.
Фото В. Новикова
стр. 4-5