«Наука в Сибири» ВСЁ ОБ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ
|
Коллективное фото на память. |
Чтобы создавать высокоскоростные самолёты и ракеты, скорость которых превышает скорость звука, надо проводить немало исследований. Многие ведутся с помощью прикладных расчётов, но основные данные всё равно получают во время экспериментов в сверхзвуковых аэродинамических трубах. В России самые большие трубы находятся в ЦАГИ (в своё время все испытания самолетов проходили именно там), но самая современная в Российской академии наук аэродинамическая база расположена как раз в ИТПМ.
Доклады на конференции звучали по нескольким научным направлениям: шла речь об аэродинамических установках, проблемах их функционирования и модернизации. Так, исполнительный директор ЦАГИ С. Л. Чернышов сделал обзор по трансзвуковым и сверхзвуковым аэродинамическим трубам института. Интересное выступление по прикладным проблемам аэродинамики было сделано представителем Китайского аэродинамического центра.
Выступает ак. В. М. Фомин. |
Институт теоретической и прикладной механики, в отличие от большинства своих зарубежных коллег, главным образом направлен не на прикладные, а на фундаментальные исследования. Некоторые сообщения привлекли особое внимание. Например, исполнительный директор международного центра аэрофизических исследований д.т.н. профессор В. А. Лебига рассказал об измерении пульсаций в трансзвуковой криогенной аэродинамической трубе, расположенной в Кёльне (Германия). Одной из задач современной аэрогидродинамики является исследование ламинарно-турбулентного перехода. Чем дольше набегающий поток на крыле самолётов остаётся ламинарным, тем более снижается сопротивление и уменьшается расход топлива. На это и направлены проводимые исследования.
Доклад д.т.н. В. И. Звегинцева «Испытание моделей возвращаемого космического аппарата и результаты их экспериментальных исследований по аэрогидродинамике» был сделан по итогам работы на установке
Для трансзвуковых установок существует проблема моделирования уровня турбулентности и правильного определения положения ламинарно-турбулентного перехода. Такая же задача стоит при сверхзвуковых скоростях, только сделать это там ещё сложнее. В ИТПМ имеется уникальная малошумная установка — сверхзвуковая аэродинамическая труба
Конференция прошла в штатном режиме, а доклады участников стали предметом оживленных дискуссий.
стр. 7