«Наука в Сибири»
№ 6 (2891)
7 февраля 2013 г.

ДНИ НАУКИ В ИНГГ СО РАН

В Институте нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН 5 февраля прошли мероприятия, приуроченные ко Дню российской науки. Силами Совета научной молодёжи института для старшеклассников и всех желающих были организованы лекции по геофизике, геологии нефти и газа и палеонтологии. Желающих заглянуть в таинственный и романтичный мир геологии оказалось так много, что пришлось разделить их на две группы.

Е. Садыкова, «НВС»

Дмитрий Медных, младший научный сотрудник ИНГГ СО РАН, в своей лекции «Изучение структур и внутреннего строения Земли геофизическими методами» рассказал о том, что такое геофизика, какие в ней существуют разделы и чем, собственно, занимаются специалисты из этой области науки: какие бывают геофизические методы, об изучении структур и внутреннего строения Земли этими методами, а также об экспериментах, которые проводятся геофизиками, в частности, про экспериментальную работу «Исследование структуры Земной коры методом становления электромагнитного поля» и так далее.

О геофизических исследованиях земных недр на малых глубинах, об инженерных и экологических задачах электроразведки и применяемой геофизической аппаратуре, которая, к слову, была разработана специалистами ИНГГ СО РАН («ЭМС» и «Скале-64»), поведал школьникам м.н.с. Юрий Карин. На красочных примерах (поиск бетонных труб-коллекторов, трещин в дамбах и др.) была наглядно продемонстрирована значимость этого направления в геофизике и просто в повседневной жизни.

Иллюстрация

Много новых сведений узнали школьники из рассказа м.н.с. Михаила Фомина о нефти и природном газе, их нахождении в природе, о нефтегазовом комплексе России и мира. Тема оказалась близка и понятна многим, и на вопросы докладчика о том, что представляет собой нефть, или где находятся основные мировые залежи полезных ископаемых, школьники отвечали бодро и уверенно. Особый интерес вызвал, конечно, фотоотчёт — фотографии из экспедиций, иллюстрирующие «полевую» жизнь геологов со всеми проблемами и радостями (охотой, вечно голодными северными комарами, полетами на «Кукурузнике» и жизнью в спартанских условиях).

Крайне увлекательной оказалась лекция «Палеонтология без динозавров», прочитанная научным сотрудником Александром Игольниковым. Глубокое погружение в органический мир прошлых геологических эпох прошло успешно: школьники ознакомились с обитателями древних морей (вендского, кембрийского, ордовикского и др.), а также жителями более поздних эпох — аммонитами (основными ископаемыми мезозоя), белемнитами, известковыми водорослями кокколитофоридами и другими, известными у геологов под общим термином «дохлости».

Изучение «дохлостей» позволяет лучше понять историю Земли, делать реконструкцию контуров дна древних бассейнов и даже устанавливать залежи полезных ископаемых.

Все доклады сопровождались красочными презентациями, были яркими, интересными и вызвали живейший отклик у слушателей. Завершающими мероприятиями стали экскурсии в мемориальный кабинет академика Андрея Алексеевича Трофимука (отца-основателя института) и Центральный Сибирский геологический музей.

стр. 4