На основе дистанционных и картографических методов дано принципиально новое представление о ландшафтной организации гор юга Сибири, которая определена наличием восьми ядер ландшафтных структур — коренных геосистем уровня классов фаций. Специфической чертой ландшафтной структуры является значительное распространение факторальных геосистем, определяющих пути эволюции ландшафтов под воздействием природных и антропогенных факторов. Выявленная организационная структура геосистем позволяет выделить эталонные и уникальные ландшафты для разработки природоохранной стратегии в Байкальском регионе и оптимизировать использование природных ресурсов региона в условиях хозяйственной деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Геосистемы западного побережья оз. Байкал (фрагмент карты м-ба 1:100 000). Гольцовые: 1 — скальные, 2 — курумовые, 3 — кустарниковые кедрово-стланиковые; горно-таежные: 4 — крутосклоновые лиственнично-сосновые травяные, 5 — кедрово-лиственничные травяно-зеленомошные, 6 — пихтово-кедровые кустарничково-зеленомошные, 7 — мелколиственные, 8 — сосново-лиственничные багульниковые, 9 — сосновые брусничные; горно-долинные: 10 — лиственничные кустарниковые, 11 — еловые зеленомошные, 12 — сосновые травяные, 13 — ерниковые мари; горно-степные: 14 — мелкодерновинно-злаковые; природно-антропогенные: 15 — лесные вырубки, 16 — гари.
На основе анализа освоенности территории, хозяйственной
специализации Сибири, определения ее социально-этнических проблем и особенностей
природопользования предложены географические аспекты стратегии развития
сибирских регионов в ХХI в.
Особое внимание уделено вопросам оценки транспортной
обеспеченности территории (рис.2) и транспортно-экономического районирования,
территориальной организации транспорта и историко-географического анализа
транспортного освоения Сибири.
Рис. 2. Система транспортного обслуживания Верхнего Приангарья. Транспортные узлы (по значению): 1 — государственные, 2 — межрайонные, 3 — районные, 4 — местные; пути сообщения: 5 — железные дороги, 6 — автомобильные дороги государственного, республиканского и областного значения, 7 — автомобильные дороги местного значения; зоны непосредственного преимущественного обслуживания транспортом: 8 — железнодорожным, 9 — автомобильным, 10 — водным, 11 — воздушным и вездеходным; границы: 12 — области, 13 — группы административных районов: I — Верхнее Приангарье, II — Среднее Приангарье, III — Ия-Окинская, IV — Чуно-Бирюсинская, V — Лено-Витимская.
|