А.Ю.Андреев, А.А.Калмыков, А.В.Крапивин, Р.Р.Мунипов, А.Б.Полянин, А.В.Шилина
Пермский государственный университет
Тел.: (3422) 39-64-70, 64-62-58, e-mail: alkalm@psu.ru
Модульно-рейтинговая информационная технология обучения (МРИТО), значительный опыт использования которой имеется на механико-математическом факультете ПГУ (см., например, Калмыков А.А. Системный анализ технологии обучения // Вестник ПГУ, Математика. Механика. Информатика. Пермь: РИС ПГУ, 1997. Вып.1. C.32-48), является весьма удобной при предоставлении дистанционных образовательных услуг. Учебная система знаний (СЗ) смоделирована в МРИТО в виде системы модулей, которые являются электронными текстами и служат информационной основой учебного процесса. На выходе модуля СЗ перечислены выходные понятия и их родо-видовые определения (состав СЗ), основные процедурные умения (цель СЗ) с примерами их реализации и теоретические утверждения (правила, принципы, формулы и другие параметрические высказывания), отражающие структуру СЗ. Такая модель СЗ является, по нашему мнению, вполне адекватной целям дистанционного обучения.
Критерием успешности учебного процесса в МРИТО является рейтинг учебных достижений студента, который определяется на основе результатов педагогического тестирования. Вычисление рейтинга учащегося - одна из основных образовательных услуг - в технологии МРИТО вполне может быть оказана дистанционно. На компьютер студента, изучающего очередной модуль СЗ, передается соответствующая база знаний (БЗ), генератор тестовых заданий из этой БЗ и экспертная система для расчета рейтинга учащегося. Наиболее адекватной моделью СЗ для целей автоматического педагогического тестирования является, на наш взгляд, модель в виде набора частично упорядоченных множеств (например, семантическая родо-видовая сеть понятий, частично упорядоченное множество параметрических высказываний и др.). Такая модель позволяет легко генерировать большое количество разнообразных тестовых заданий типа "обобщенное сравнение".
Изначально все компоненты МРИТО находятся на сервере Центра дистанционного образования ПГУ. Студент может получить необходимые составляющие для изучения очередного модуля (информационный текст модуля, соответствующая БЗ и генератор тестовых заданий, экспертная система для расчета индивидуального рейтинга). Доступ к серверу и получение всего необходимого для обучения осуществляется с помощью стандартных средств работы с Internet. Текущий рейтинг студента сообщается ему и передается на сервер дистанционного образования. Достигнув стандартного рейтинга по текущему модулю, клиент дистанционного обучения получает доступ к следующему модулю.
Демонстрируется предоставление дистанционных образовательных услуг по одному из модулей университетского курса "Теория множеств".