И.В.Кастосов, В.В.Калалин, Е.И.Маркова, С.Е.Антропова
Нижегородский государственный университет, Нижний Новгород
Тел.: (8312) 65-60-24, факс: (8312) 65-85-92, e-mail: kastosov@unn.runnet.ru, kastosov@unn.ac.ru
Одной из важнейших задач федерального узла сети RUNNet при ННГУ является задача создания российских информационных ресурсов региональных компьютерных сетей, доступных всему мировому сообществу. Раздел WWW-сервера ННГУ "Промышленный и коммерческий потенциал Нижегородского региона" представляет во "внешний мир" промышленные, сельскохозяйственные и коммерческие предприятия региона.
Структура представления раздела включает в себя описание общих характеристик и показателей промышленной, коммерческой и сельскохозяйственной сферы жизни Нижегородской области. В раздел включен перечень предприятий, определяющих "лицо" региона, отструктурированный по содержательному признаку. Таким образом, данный раздел может рассматриваться как телекоммуникационный каталог предприятий Нижегородского региона. Web-сайты предприятий и фирм Нижегородского региона размещаются на WWW-сервере федерального узла сети RUNNet при ННГУ (http://www.unn.runnet.ru), а также доступны через поддерживаемый в отделе телекоммуникаций ННГУ единый каталог нижегородских Интернет ресурсов (http://www.nnov.city.ru) в разделе "Промышленность".
Можно выделить две основные цели использования сервисов Internet в деятельности фирмы: получение информации о возможных клиентах и партнерах и представление информации о себе. Первая цель достигается достаточно легко и сводится к поиску информации о потенциальных партнерах в сети (при этом такой информации может и не быть). Для достижения второй цели приходится решать целый ряд задач организационного, информационного и образовательного характера. Базисом здесь является специализированный WWW-сервер фирмы, на основе которого решаются все остальные задачи.
Основное информационное наполнение раздела включает в себя представление информации о предприятиях, включенных в каталог. При этом рассматриваются три основные формы информационного описания предприятия. Первая форма - это краткое (не более полстраницы) типовое аннотированное представление предприятия. Вторая форма - краткое (3-5 страниц) типизированное представление. Третья форма - специализированный WWW-сервер предприятия.
Типовое аннотированное представление включает лишь название и перечень основных видов деятельности предприятия с минимумом собственных характеристик. Типизированное представление создается в контакте с представителем предприятия и может включать структуру предприятия, краткое описание выпускаемой продукции, другую информацию, доступ к которой внешних (российских и/или зарубежных) клиентов целесообразен с точки зрения заказчикам представления. Специализированный WWW-сервер является достаточно "накатанной" Internet-технологией полного представления предприятия, с отображением всего спектра его характеристик.
Среди предприятий, входящих в первую десятку крупнейших фирм нижегородского региона, можно выделить специализированные сервера авиационного завода "Сокол" (www.unn.runnet.ru/socol), нефтяной компании "Норси-ойл" (www.nnov.city.ru/norsioil), автомобильных заводов ГАЗ, ПАЗ и спецавтомобилей.
В качестве примера типизированных представлений представлены сайты нижегородского завода шампанских вин (www.nnov.city.ru/nzshv), ОАО "Нижегородские колбасы" (www.nnov.city.ru/niko), макаронной фабрики "Вермани" (www.nnov.city.ru/vermani). Примером полноценной визитки (аннотации) может служить WWW-страница ОАО "Техносервис" (www.unn.runnet.ru/techos). На основе сервера Института клинической патофизиологии и иммунологии отрабатывалось создание сайтов на различных европейских языках (немецкий, итальянский, французский, испанский и т.д.).
В докладе рассматриваются информационные технологии Internet, применимые для информационного обеспечения деятельности предприятия, определяется система целей использования Internet (для внутреннего и внешнего рынка), предлагается типизированный проект (технологическая цепочка) сочетания различных сервисов Internet для достижения определенных целей. Представляется региональный опыт взаимодействия с предприятиями и коммерческими структурами в области применения технологий Internet, обсуждаются различные варианты, проблемы и перспективы сотрудничества, примеры использования и достигаемые предприятием результаты, полученные в ходе работ по данному направлению в Нижегородском федеральном узле сети RUNNet.