ПРЕПОДАВАНИЕ JAVA В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В.А.Локалов, А.В.Осин, В.Т.Тозик

Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет)

Тел.: (812) 238-87-38, e-mail: vlad@ecg.ifmo.ru

Java является на сегодняшний день единственным объектно-ориентированным языком, позволяющий писать быстрые, надежные платформонезависимые приложения для Internet. Объектно-ориентированная структура языка дает ему неоспоримые преимущества перед традиционными языками, такими как C, Fortran. Программа, написанная в объектно-ориентированном стиле наиболее адекватна описанию решаемой задачи; в ней исключены команды, способные нарушить модульную структуру программы (например, оператор безусловного перехода GOTO). Платформонезависимость позволяет скомпилированную один раз программу, использовать во всех операционных системах, с гарантией того, что приложение будет работать абсолютно также, как и на компьютере, где она было разработано. Так как Java изначально создавался, как язык программирования в Internet, он является неотъемлемым атрибутом современных систем телекоммуникации, его широкое внедрение в образовательный процесс в России будет способствовать развитию этих систем.

В связи с вышеперечисленным, изучение Java весьма актуально уже на стадии предпрофессиональной подготовки. В настоящее время Java достаточно редко изучается в системе внешкольной работы, поэтому мы ставили перед собой не только учебные, но и исследовательские научно-педагогические задачи. Экспериментальная группа была сформирована из школьников, имеющих элементарную подготовку как в области использования компьютера, так и в области программирования.

Работы проводились на базе Санкт-Петербургского детско-юношеского компьютерного клуба. Среди основных целей нами были выделены следующие:

  1. Формирование у учащихся понятий "объект", "полиморфизм", "инкапсуляция", "наследование".
  2. Изучение синтаксиса и семантики языка, структур управления.
  3. Изучение иерархии классов объектов.
  4. Применение Java для программирования в Internet.

Опыт работы с учебной группой показал, что наибольшие сложности возникли при реализации задач в объектно-ориентированном стиле, поскольку большинство школьников привыкло к традиционному способу программирования, на что их также ориентирует школьный курс изучения информатики.

Особый интерес у учащихся возникал при решении задач, связанных с оформлением Web-страниц (Java-апплетов), написанием приложений, использующих технологию "клиент-сервер" (chats, http/ftp/mail-client/servers). В результате прохождения курса (объем - 96 часов) учащиеся полностью справились с учебной программой.