Ю.И.Жуков, Е.А.Наумова, А.Ю.Янченко
Государственный морской технический университет, Санкт-Петербург
Тел: (812) 233-94-00, факс: (812) 233-96-00, e-mail: zhukov@gmtu.runnet.ru
Инфраструктура транспортного коридора базируется на принципах мультимодальности грузовых перевозок, которые обеспечивают оптимальное взаимодействие основных грузовых потоков, перемещаемых по транспортному коридору, со вспомогательными потоками, формируемыми на примыкающих коммуникациях, в том числе и другими видами транспорта. Согласованность основных и вспомогательных транспортных потоков в пределах региона, на который распространяется влияние транспортного коридора, является одной из основных логистических задач, решаемых средствами информационно-логистического центра. Одной из составляющих такой задачи является телекоммуникационное обеспечение транспортного коридора.
Аппаратное обеспечение данной задачи может базироваться на традиционном для конкретного вида транспорта телекоммуникационном оборудовании. Программная поддержка логистических задач данного направления включает:
Транспортный коридор может играть ведущую роль в обеспечении грузовых потоков из различных регионов России на Запад и в обратном направлении. Создание специализированных портов на территории Ленинградской области потребует изменений транспортных коммуникаций Северо-Запада России. Формирование кратчайших транспортных путей к границам Финляндии от существующих транспортных коммуникаций также повлияет на организацию скоростного транспортного коридора для массовых грузовых перевозок.
Перечисленные и другие, менее значимые транспортные проекты, должны разрабатываться и осуществляться с использованием системного подхода, гарантирующего учет взаимозависимости и взаимосязи проектов для получения высокой эффективности их реализации. Важнейшую роль при осуществлении указанных транспортных проектов будет играть система телекоммуникационного обеспечения всего транспортного комплекса Северо-Запада Российской федерации. Первоначальное обследование объектов телекоммуникационного обеспечения транспортного коридора предлагается проводить по результатам анализа транспортных паспортов субьектов Северо-Западного региона России.
Транспортный паспорт региона в упорядоченной форме содержит информацию о состоянии основных компонент транспортного комплекса. Можно выделить следующие актуальные классы задач транспортного коридора:
Большое значение на железной дороге имеют средства связи и диспетчеризации, поскольку от них зависит нормальное функционирование железнодорожной системы. Особенно нужно выделить контроль густоты перевозок на эксплуатационной железнодорожной сети, для которого должна быть правильно организована работа на сортировочных пунктах и станциях.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что функционирование всего транспортного коридора обеспечивается системами транспортно-экспедиционного обслуживания. Имея информацию о наличии свободной и загруженной площади складских помещений, количестве контейнерных площадок, можно планировать перегрузочную мощность всего терминала в целом, а значит и работу всех транспортных средств, обслуживаемых данным терминалом.
В докладе рассмотрены возможные объекты телекоммуникационного обеспечения транспортного коридора; представлено математическое обеспечение для количественной характеристики отдельных составляющих транспортного коридора; сформулированы задачи оптимального планирования транспортного коридора.