ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КОРОЛЕВСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (СТОКГОЛЬМ, ШВЕЦИЯ)

С.С.Столяр

Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет)

E-mail: stolyar@spb.runnet.ru

Доклад основан на впечатлениях, полученных в процессе дистанционного обучения в Королевском технологическом университете (KTH). Прослушанный курс назывался Convergence: changing telecommunications market, что на русский язык можно перевести как "Рынки телекоммуникаций на пути к слиянию".

Сколько это стоит

Организацией дистанционного обучения в Королевском технологическом университете занимается специальный отдел Global Learning Space group (GLS, http://gls.it.kth.se) на кафедре Телеинформатики. Находясь в KTH, они кроме того предоставляют несколько курсов, читаемых в Stanford University. В настоящее время доступен один курс из университета Stanford и три курса из KTH. Стоимость обучения варьируется в пределах от 10000 до 23000 шведских крон, что составляет 1000-3000 долларов США. В GLS работают 6 человек: менеджер проектов, менеджер по развитию и производству, специалист по видео (videomaster), аспирант и два Web-мастера.

Организация обучения

Доступ к изучаемому материалу доступен с любого компьютера, подключенного к Internet, в любое время при предъявлении пароля.

Для контроля знаний студентов используются две различные технологии:

1) Обсуждение на доске объявлений.

Постоянно ведется обсуждение материала. Темы для обсуждений предлагает модератор. Каждый студент обязан ответить на все вопросы модератора и, в свою очередь, должен задать по крайней мере два вопроса по изученной главе, на которые каждый его одноклассник также обязан ответить.

2) Написание рефератов.

По окончании изучения главы каждый студент к определенному сроку должен послать по e-mail (в любом распространенном формате) небольшой (1-3 страницы) реферат на определенную тему. Тема реферата известна до начала изучения главы и одинакова для всех слушателей.

Организация курса на примере Convergence: changing telecommunications market (Professor Bjorn Pehrson, KTH)

После решения всех финансовых и организационных вопросов студент получает адрес страницы на сервере gls.it.kth.se, на которой требуется ввести login name и пароль.

У студента всегда есть возможность посмотреть сколько материала по плану уже должно быть пройдено и сколько осталось. Также всегда доступен для просмотра план всего курса, краткая информация об одноклассниках, требования для успешной сдачи курса и т.д.

В процессе изучения та часть курса, которая по плану к настоящему моменту уже должна быть пройдена, остается доступной для чтения, а та часть, которая рассчитана, по замыслу авторов, на следующую неделю или две, еще недоступна. Предусмотрена поисковая система, которая по ключевым словам отсылает в тот или иной раздел.

Структура курса и расположение материала

Курс имеет древовидную структуру. Он состоит из четырех глав. Каждая глава в свою очередь состоит из 2-5 разделов. Наименьшей единицей курса является страница. Количество страниц в разделе варьируется от 2 до 8. Страница занимает по высоте не более трех экранов. Всего в курсе Convergence было около 60 страниц.

Структура страницы

На странице расположен собственно авторский текст преподавателя, подготовившего курс. Как правило, страница посвящена какому-то узкому, по сравнению с масштабами курса, вопросу, свой взгляд на который преподаватель и излагает. Каждое заявление преподаватель подкрепляет, если есть такая возможность, ссылками на различные статьи, схемы, серверы в Internet. Число таких ссылок на одной странице может достигать 20.

Кроме авторского текста и ссылок на HTML-документы, некоторые страницы содержат указатели на видеофайлы в формате streaming video. Как правило, такие файлы содержат интервью специалистов по обсуждаемому вопросу.

Общие замечания

Весь курс выполнен в абсолютно одинаковой манере. Никаких java-апплетов, никакой музыки и движущихся объектов. Столь "скупой" дизайн обеспечивает наименьшее утомление в процессе изучения.

Основной сложностью при создании подобных описательных курсов является подборка ссылок на документы в Internet. Именно это отнимает львиную долю времени у автора курса. Грамотное и уместное использование ссылок не заставит студента бродить по Internet в поисках информации. В курсе Convergence было в общей сложности порядка 300 ссылок. На изучение курса было потрачено около 50 часов чистого времени.