ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ В ОБРАЗОВАНИИ

В.В.Лунин, М.Я.Мельников, Б.И.Покровский

Химический факультет Московского государственного университета

Тел.: (095) 939-13-12, факс: (095) 932-88-46, e-mail: bip@mch.chem.msu.su

В России развитие сетевой информационной технологии вошло в ту стадию, когда уже можно серьезно говорить о ее реальном использовании в задачах образования. Необходимо выявить те специфические, наиболее эффективные особенности этой новой по своим возможностям формы передачи знаний, которые позволят достигнуть качественно более высокого уровня в организации и проведении учебных занятий. Пришло время четко оценить, какое место наряду со словом и книгой должна занимать электронная форма хранения и передачи информации в образовательной практике. Понимание этого позволит наиболее рационально распределить материальные ресурсы, затрачиваемые на эти цели. Необходимо решить, какая информация будет храниться в электронном виде, и как она должна эффективно использоваться. Сейчас еще нет реальной возможности создать полномасштабные сетевые электронные библиотеки. Приходится четко определять приоритеты, чтобы при ограниченных финансовых средствах, полностью реализовать те принципиально новые возможности, которые предоставляет современная информационная технология.

По нашему мнению, сосредоточиться следует на трех вещах. Во-первых, это справочники, содержащие фактографическую информацию. Имея такие электронные издания, снабженные хорошим поисковым аппаратом и набором программных средств для обработки данных, можно значительно расширить диапазон и сложность учебных задач, перейдя от простых модельных ситуаций к уровню научного исследования. Каждый учебный курс в любом учебном заведении, независимо от места его нахождения, должен быть полноценно обеспечен профессиональной справочной информацией. И здесь, безусловно, приоритет следует отдать WWW-технологии.

Второй важной составляющей должны быть учебники и практические пособия. Конечно, в данном случае трудно конкурировать с печатным словом, но финансовые затраты на издание учебных материалов сегодня начинают серьезно превышать возможности общества. Электронные издания учебников в ряде случаев являются вынужденной мерой. Однако, в них имеются свои большие преимущества. В такие издания всегда можно своевременно внести необходимые изменения и дополнения. Такой учебник легко "снять с полки", даже находясь далеко от реальной библиотеки.

Оба перечисленных случая могут с полным основанием рассматриваться как формы реализации того, что часто называют дистанционным образованием. Важно не то, как далеко Вы находитесь от учебного центра, а насколько Вам доступны необходимые материалы в дистанционном режиме. В этой связи образовательные электронные библиотеки являются тем фундаментом, на котором реально может быть построено дистанционное образование, которому в мире сегодня уделяется столько внимания.

И последним, третьим случаем, когда необходимо сегодня воспользоваться коммуникационной технологией, является доступ к научной периодике. Вопрос очень сложный, но только через технологию электронной библиотеки мы сможем обеспечить научные и образовательные организации России этими информационными материалами. Другого пути нет.

Создание электронных библиотек осложняется большим количеством моментов правового характера, как-то авторское право и др. С ними приходится серьезно считаться, но они не должны стать принципиальным препятствием на пути развития и применения электронных библиотек.

В МГУ на Химическом факультете такая работа ведется и с ее результатами можно познакомиться, обратившись к WWW-серверу факультета http://www.chem.msu.su.