И.И.Пиратинская, И.И.Шолина, Б.И.Джинджолия, Е.В.Мартынова, В.С.Старцев
Уральский государственный технический университет, Екатеринбург
Тел.: (3432) 44-85-21, факс: (3432) 44-87-98, e-mail: besik@mailcity.com
Развитие системы дистанционного образования предполагает разработку информационного наполнения телекоммуникационной среды, то есть создание специальной учебной продукции. Особенности последней связаны не только с технологической стороной организации системы получения информации и связи учащегося с тьютором, но, в существенной степени, и с методическими и психолого-педагогическими аспектами построения обучения.
На основании многолетнего опыта работы Центра технических средств и технологий обучения УГТУ по производству видеоматериалов для учебного процесса, в том числе для системы вечернего и заочного образования, обобщены принципы оптимальной организации информации. Эти принципы реализованы, в частности, в электронном учебнике по курсу экологии, созданном специалистами Центра по сценарию профессора, д.х.н. Г.Д.Харламповича. Главные из них:
Кроме того, предусмотрена возможность отдельного просмотра видеоиллюстраций. Последние, в свою очередь, могут быть использованы как самостоятельные видеофрагменты в контексте юбой лекции по соответствующей тематике. Эти видеофрагменты несут также и конкретную психологическую нагрузку, позволяя расставить акценты и визуализировать выводы.
Электронный учебник представляет собой так называемый Web-CD, который отличается от обычного Web-узла более широкими возможностями информационного наполнения, в том числе графикой высокого разрешения, видео- и анимацией, а от СD - поддержкой соответствующими Web-узлами, обеспечивающей динамичное и интерактивное использование информации.
Такой тип электронного учебника соответствует целям и задачам дистанционного образования